Влияние конкуренции на уровень цен
Тип рынка | Характер ситуации | Политика цен |
Рынок монополистической конкуренции | Предложение представлено большим количеством разнообразных товаров, удовлетворяющих одни и те же потребности. | Широкий диапазон цен |
Рынок олигополистической конкуренции | Наличие на рынке небольшого количества конкурентов | Тактика снижения цен |
Рынок чистой конкуренции | На рынке присутствует большое количество продавцов схожего по качеству товара | Тактика стабильных цен |
Рынок чистой монополии | На рынке доминируют частные монополии | Контроль цен осуществляется со стороны государства, которое позволяет предприятиям иметь «справедливую» норму прибыли. |
Основные нормативные документы, регулирующие ценообразование предприятий на территории Российской Федерации: · Указ Президента РФ «О мерах по либеризации цен» от 3 декабря 1991 г.; · Постановление Правительства РФ «О мерах по либеризации цен» от 19 декабря 1991 г.; · Закон РФ «О защите конкуренции» № 135ФЗ · Налоговый Кодекс РФ. * |
Формы государственного влияния на ценовую политику предприятия | ||||
Фиксирование государством цен | Регулирование государством цен | Установление свободных цен | ||
Введение прейскурантных цен | Установление предельного уровня цен | Запрет на ценовую дискриминацию | ||
Замораживание свободных рыночных цен | Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам | Запрет на горизонтальное фиксирование цен | ||
Фиксирование монопольных цен | Установление предельного уровня разового повышения цен. | Запрет на вертикальное фиксирование цен | ||
Установление предельных значений элементов розничной цены. | Запрет на демпинг. | |||
Государственный контроль за монопольными ценами. | Запрет на недобросовестную ценовую рекламу | |||
Регулирование цен путем установления цен государственным предприятиям. |
Вопрос 2.
Этапы планирования цен: * постановка задач ценообразования; * анализ факторов, влияющих на уровень цен; * выбор метода ценообразования; * установление окончательной цены. |
Цели ценообразования: * обеспечение выживаемости предприятия; * максимизация текущей прибыли; * завоевание лидерства по показателям доли рынка; * позиционирование товара по качеству. |
Методы ценообразования
Затратный метод ( средние издержки плюс прибыль). Метод основан на использовании показателей себестоимости продукции и доли прибыли в цене( формула 4) :
Ц = Сп (3),
Д
где Ц - цена товара, руб;
Сп - полная себестоимость товара, руб;
Д - относительная доля прибыли в цене (значение Д находится в пределах от 0 до 1) .
Например:
Ц= 10 рублей = 13 рублей 33 копейки
1 – 0,25
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли - метод, предполагающий ценообразование исходя из издержек предприятия по производству и реализации товара с учетом получения желаемой прибыли.
График безубыточности
У Сумма, руб | Выручка от реализации | Валовые затраты | ||
Б | Точка безубыточности | Условно переменные затраты | ||
Условно постоянные затраты Х | ||||
К | Количество товара | |||
К = Постоянные расходы (4)
Цена -Переменные расходы
Например:
Постоянные расходы – 100 000 рублей;
Переменные расходы в расчете на одно изделие – 6 000 рублей;
Цена реализации – 10 000 рублей
К= 1000 000 / 1 0000 – 6 000 = 25 тыс. изд.
Метод максимизации выручки от реализации на основе анализа эластичности спроса от цены предполагает использование коэффициента эластичности спроса от цены для составления прогноза выручки от реализации с учетом различных вариантов цены.
Например:
Цена | Прогноз объема продаж | Прогноз выручки |
… | … | … |
Установление цен на уровне текущих цен -метод ценообразования, основанный на ориентации предприятия на цены основных конкурентов, а не на собственные издержки.
Метод установления цены на основе оценки ощущаемой ценности товара покупателем - метод, в основе которого лежит покупательское восприятие ценностной значимости товара. Основным фактором ценообразования является здесь покупательское восприятие потребительских свойств товара.
Например, цена билета в театр
Партер | Ложа | Бельэтаж |
Метод ФСА определяется как комплексное технико-экономическое исследование объекта с целью определения его полезных функций при наиболее рациональном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.
Пример расчета методом ФСА
Варианты | В-1 | В-2 | В-3 |
Состав продукта | · мука · соль · дрожжи · вода | · мука · соль · дрожжи · вода · яйцо куриное · масло подсолнечное | · мука · соль · дрожжи · вода · яйцо куриное · масло подсолнечное · улучшители цвета · разрыхлители |
Цена 1 кг | 1 рубль | 2 рубля 50 копеек | 3рубля 80 копеек |
Вопрос 3.
А) Скидки к цене товара
· скидку на партию определенного объема проданного товара;
· скидку за достижение цели, когда достигнут согласованный объем продаж;
· скидку за ликвидность, когда достигаются оговоренные ранее месячные объемы продаж;
· специальные скидки за продвижение товара;
· сезонные скидки;
· скидки за оперативность платежа и др.
· единиц товара, комплектацию традиционного товара другим товаром, сопутствующим ему в потреблении и др.
Б) Изменение цен в соответствии с психологией восприятия цены покупателем
· Символическое снижение круглой цены на одну единицу (например, уменьшение 1000 до 999-99 или увеличение до 1002-74)
· Рекомендуется использовать в обозначении цен цифру 7 и не использовать цифру 5.
· Расположение числовых значений в порядке убывания цифр (например, обозначение 821).
·
В) Изменение цен с учетом особенностей товарного ассортимента