Доходы населения Уровень конкуренции

Цены и ценообразование

ЭкономиКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Минск НО ООО «БИП-С» 2002

Краткая аннотация модуля

Величина цены влияет на основные результаты хозяйственной деятельности предприятия: объем производства и реализации продукции, прибыль.

Учебная цель: Раскрыть сущность и функции цены; выделить основные виды цен; овладеть методикой расчета цены; изучить нормативно-правовые документы в области ценообразования.

Тематический план

1.Сущность и функции цены.

2.Система цен в экономике.

3.Состав и структура цены.

4.Государственное регулирование уровня цен.

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

Цена - объективная экономическая категория, важнейший элемент товарно- денежных отношений. Цена выражает в денежной форме стоимость единицы товара.

В экономической литературе существуют две противоположные концепции, трактующие сущность данного понятия по- разному.

Первая - теория трудовой стоимости, наиболее полно разработана К. Марксом. Согласно данной концепции, цена отражает затраты общественно- необходимого труда, то есть затраты на единицу продукции при средних условиях производства: сложившейся уровень умелости и интенсификации труда, технической вооруженности, системы технологий. Это затраты труда тех предприятий, которые производят и поставляют на рынок основную массу продукции определенного вида. В данной теории не учитывается влияние спроса на цену.

Сторонники другой концепции, теории рыночного ценообразования, считают, что цена воплощает полезность товара, которую определяет потребитель. То есть, цена устанавливается в результате спроса и предложения.

До эпохи развития научно- технической революции, когда номенклатура товаров была однообразна и долгое время постоянной, цены ориентировались, главным образом, на общественно- необходимые затраты труда. В настоящее время, в условиях непрерывного обновления номенклатуры товаров, решающий фактор - полезность с точки зрения потребителя.

Таким образом, цена должна одновременно отражать и затраты производства, и полезность. (рис. 1).

СПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Интенсивность потребления Затраты производства

Существующий уровень цен ЦЕНА Цели предпринимателя

Доходы населения Уровень конкуренции

Государственная политика

Рис. 2.2 Факторы ценообразования

Можно выделить следующие основные функции цены:

1. Функция передачи информации. Анализируя сложившиеся на рынке цены на факторы производства и готовую продукцию, предприниматель принимает решение о сфере и способе приложения своего капитала. При этом он определяет, что, сколько, как и для кого выгодно в данный период производить. Потребитель исходя из уровня цен, причин и последствий их изменения делает покупки в настоящем и планирует их в будущем.

2. Координация экономических планов участников рынка. Цена падает, если запланированное предложение выше запланированного спроса. В результате спрос повышается, а производство уменьшается до уровня равновесия. И, наоборот, высокая цена влечет снижение спроса и увеличение объемов производства данного вида товара.

3. Стимулирующая функция. При свободном ценообразовании необходимый товар “сам рвется на рынок”. Таким образом, происходит насыщение рынка товарами и услугами, формируется конкурентная среда, что ведет к улучшению качества продуктов, уменьшению затрат и соответственно цены.

4. Функция распределения ресурсов. Посредством свободных цен распределяются факторы производства между различными отраслями и сферами экономики, отдельными предприятиями. При этом производится, как правило, только нужная продукция; более дешевый способ вытесняет менее дорогой. В результате достигается сбалансированность экономики, наиболее рациональное с точки зрения экономики в целом распределение и сочетание ресурсов.

5. Контрольная функция. Цена является компромиссом между стремлением предпринимателя получить максимальную прибыль и желанием покупателя приобрести товар по минимальной цене.

6. Оценочная функция. В прямой связи с частной собственностью на средства производства находится распределение благ с помощью рыночных цен. Посредством цен определяется правильность или ошибочность принимаемых решений, и в итоге оценивается вклад отдельного предпринимателя в экономику.

Таким образом, цены играют активную роль как на макро- так и на микроуровне. Однако следует заметить, что данные функции цены взаимосвязаны и взаимодополняемы, в полной мере выполняются только при совершенной конкуренции

2. СИСТЕМА ЦЕН В ЭКОНОМИКЕ

В народном хозяйстве действуют различные виды цен, которые связаны между собой и в совокупности образуют систему цен.

В каждой отрасли формируются свои цены. В промышленности – это отпускные цены, в сельском хозяйстве – закупочные цены, в строительстве – сметные цены (сметная стоимость строительства), на транспорте – тарифы. Населению товары реализуются по розничным ценам.

По степени регламентации, то есть воздействия государства на уровень и порядок формирования, различают следующие виды цен:

Свободные – это цены, устанавливаемые субъектом хозяйствования в зависимости от спроса и предложения, то есть конъюнктуры рынка.

Регулируемые – цены, на уровень которых государство воздействует тем или иным способом (например, посредством установления предельных нормативов рентабельности).

Предельные – цены, на который установлен государством верхний и нижний предел (хлеб, экспортируемые товары и алкогольная продукция).

Декларируемые – это цены, уровень которых предприятие-товаропроизводитель декларирует (объявляет) в органах ценообразования, обосновывая соответствующими расчетами (на важнейшие виды продукции, оказывающей существенное влияние на уровень цен в других отраслях народного хозяйства (тарифы на энергию).

Регистрационные – это цены, регистрируемые субъектами хозяйствования на экспортируемую продукцию собственного производства.

Фиксированные – это цены, которые устанавливаются на отдельные виды продукции (работ, услуг) государственными органами в соответствии с решениями правительства (тарифы на электроэнергию для населения).

В статистике применяются действующие и сопоставимые цены.

Действующие цены – это фактически сложившиеся в текущем периоде цены.

Сопоставимые цены – это цены какого-либо определенного года или на определенную дату. Они используются для сопоставления объемов производства, товарооборота и других стоимостных показателей.

3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕНЫ

Любая цена включает в себя определенные элементы. Составными частями ценыили ее структурными элементами являются себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в целевые фонды и целевые сборы.

В оптовой и розничной торговле к названным структурным элементам добавляются оптовая и торговая надбавки.

Структура цены – это доля (в процентах) каждого из структурных элементов цены.

себе-стоимость Прибыль Акцизы (по по-дакцизным товарам) Отчисления в Республикан- ские фонды Отчисле-ния в местные фонды НДС Оптовая надбав-ка Торго-вая надбавка
Оптовая цена предприятия        
Отпускная цена      
Отпускная цена с НДС    
Цена оптового посредника с НДС  
Розничная цена

Важнейшим элементов цены является себестоимость. В себестоимость включаются затраты, предусмотренные основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

При расчете себестоимости следует использовать статьи затрат, предусмотренные Методическими рекомендациями (Отраслевыми инструкциями) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Коммерческие расходы (в запросе транспортные расходы по доставке) можно планировать исходя из условий формирования цен (условий возмещения транспортных расходов, предусмотренных договором, от вида франко), сметы затрат транспортной службы предприятия и планируемого объема грузоперевозок. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы также рассчитываются на основе плановых смет затрат и порядка распределения этих затрат по видам продукции в соответствии с Отраслевой инструкцией.

В структурном элементе «Отчисления в Республиканские фонды» аккумулируются Отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог. В структурном элементе «Отчисления в местные фонды» учитываются отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой фонд на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтов жилфонда.

Ниже приводится алгоритм определения величины данных сборов и отчислений (табл. 1).

Таблица 1

№, п/п Статьи затрат Сумма, руб.
1. Производственная себестоимость 291 083
2. Коммерческие расходы
3. Полная себестоимость (п.1 + п.2) 291 083
4. Прибыль (п.3 х 10,04%) 29 225
5. Целевые сборы (2,5%) (п.3+п.4) х 2,5/(100-2,5) 8 213
6. Отчисления в республиканские фонды (2%) (п.3 + п.4 + п.5) х 2/(100-2) 6 704
7. Отпускная цена (п.3 + п.4 +п.5 +п.6) 335 224
8. Налог на добавленную стоимость (п.7 х 0,2) 67 045
9. Отпускная цена с НДС (п.7 + п.8) 402 269

Основным документом, регламентирующим ценообразование является Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999г. № 43.

Отпускные цены предприятия, утвержденные руководителем, в соответствии с п.4.2 вышеназванного Положения помещаются в прейскуранты.

Прейскурант отпускных цен может иметь следующий вид (табл.2).

Таблица 2

УТВЕРЖДАЮ

__________ Е.В. Петров

(подпись)

«___» ___________2002г.

Прейскурант №

№, п/п Наименование Ед. измерения Отпускная цена в рублях
Товар А    
Товар В    
Товар С    

Отпускные цены установлены на условиях

Франко-склад изготовителя (импортера)

В прейскуранте может быть также предусмотрена система скидок и даны критерии (показатели), при наличии которых они предоставляются.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН

Одним из определяющих факторов, оказывающих влияние на цены, и таким образом на предпринимательскую деятельность, является государство.

Государственное регулирование рынка, и в том числе цен, существует во всех странах мира. При этом различают прямые и косвенные меры воздействия государства на цены.

Прямые - установление фиксированных цен, определенного порядка ценообразования.

Косвенные меры не предусматривают прямого вмешательства государства в плановую деятельность предприятий и их решения, но задают определенные рамки и показатели, влияющие на них. Данные методы осуществляются при помощи финансово- кредитного механизма, регулирования оплаты труда. (Например, чем выше налоги, тем выше цены. Так как любой предприниматель стремится переложить налог на потребителя. Кредиты, предоставленные по более низким ставкам, наоборот, ведут к удешевлению товаров. Как правило, данные кредиты выдаются предприятиям, выпускающим продукцию для широких слоев населения). В целом косвенные методы направлены на изменение спроса и предложения, то есть конъюнктуру рынка.

Ценообразование при командно- административной и рыночной экономике существенно отличается.

При первом типе экономики устанавливаются централизованно фиксированные цены, определенный порядок ценообразования. В результате, во- первых, данная политика ведет к отсутствию рыночной информации в виде цен, не дает возможности проведения экономических расчетов с целью определения прибыльных видов деятельности. Во- вторых, у производителя отсутствуют стимулы для увеличения объемов и повышения эффективности производства, качества продукции. В- третьих, образуется несоответствие между спросом и предложением, возникает дефицитный рынок или, наоборот, перепроизводство. В целом происходит снижение эффективности всего народнохозяйственного комплекса.

При рыночном ценообразовании преобладают свободные цены, государственное регулирование осуществляется преимущественно косвенными методами, только в очень редких случаях государство применяет прямые меры воздействия. Государство контролирует цены предприятий- монополистов в целях недопущения получения экономически необоснованного дохода, цены на социально- значимую продукцию для обеспечения нормального уровня жизни населения. Так, например, в США государство регулирует цены в отраслях сельского хозяйства, энергетики, связи (5- 10% всех цен). В Японии государством контролируется примерно 20% потребительских цен (тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость медицинских услуг и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты). В Швейцарии в законодательном порядке фиксируется почти 50% всего объема товарной продукции сельского хозяйства. Во Франции около 20% цен регулируется государством, остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования. В Дании удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых и регулируемых цен примерно 6%.

В целом при командно- административной экономике цены определяются в сфере производства, база ценообразования- затраты на производство. Поэтому существующий метод ценообразования - затратный. В рыночном хозяйстве процесс формирования цен происходит в сфере реализации (в результате взаимодействия спроса и предложения).

основная Литература

1. Полещук И.И. Ценообразование и маркетинг. - Мн.: “ Минсанта”, 1997. - 132 с.

2. Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999г. № 43.

Дополнительная литература

1. Ценообразование: Учеб. для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. - М.: Финстатинформ, 1996. - 159 с.

2. Журнал «Экономика.Финасы.Управление».

Глоссарий

Наименование Содержание
Цена Денежное выражение стоимости единицы товара
Структура цены это доля (в процентах) каждого из структурных элементов цены
Свободные цены это цены, устанавливаемые субъектом хозяйствования в зависимости от спроса и предложения, то есть конъюнктуры рынка
Регулируемые цены цены, на уровень которых государство воздействует тем или иным способом

Тестовое задание

Тест 1. Цена – это

a) стоимость товара;

b) затраты на производство единицы товара;

c) стоимость единицы товара.

Тест 2. В состав отпускной цены предприятия входят:

a) затраты на производство продукции;

b) затраты на реализацию продукции;

c) налог на добавленную стоимость;

d) прибыль;

e) налог на прибыль;

f) отчисления в Республиканские фонды;

g) отчисления в местные фонды.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность и функции цены;.

2. Назовите основные виды цен.

3. Какие основные элементы включает цена ?

4. Назовите основные нормативно-правовые документы в области ценообразования.

5. В чем отличие прямых и косвенных методов государственного воздействия на уровень цены ?

6. Оцените действующие методы ценообразования в республике, перспективы их совершентсования.

Наши рекомендации