Модели для принятия стратегических решений

SWOT- анализ

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Поле «СИВ» Поле «СИУ»
Слабые стороны Поле «СЛВ» Поле «СЛУ»
Методические рекомендации · Поле «СИВ» - следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, имеющихся во внешней среде. · Поле «СЛВ» - стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет внешних возможностей преодолеть имеющиеся в организации слабости. · Поле «СИУ» - стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. · Поле «СЛУ» - вырабатывается такая стратегия, которая позволила бы избавиться от слабости попытаться предотвратить нависшую угрозу.

Матрица »продукт - рынок»

(матрица И. Анзоффа).

Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Продукты Рынки Имеющиеся Новые
Имеющиеся Обработка рынка Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Развитие рынка
Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Новые Развитие продукта Диверсификация
Варианты решений: 1.Обработка рынка: усиление мероприятий маркетинга для имеющихся продуктов на имеющихся рынках с целью стабилизации или расширения доли рынка. Возможные пути достижения - увеличение потребления, увеличение объема упаковки, привлечение покупателей конкурирующих продуктов. 2.Развитие рынка: выход со старым продуктом на новые рынки. Возможные варианты: сбыт на новых региональных, национальных или международных рынках; расширение функций продукта; новые области применения для старого продукта, вариация продукта с целью его приспособления к требованиям потребителей. 3. Развитие продукта (инновации): продажа новых продуктов на старых рынках. Понятие »инновации может охватывать следующие варианты: подлинные инновации (новые на рынке), квази-новые продукты (связанные со старыми), Me-toe – продукты (новые только для предприятия). 4.Диверсификация: предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины: стагнирующие рынки, уменьшение риска, финансовые выгоды.
Вероятность успеха различных стратегий: · старый продукт на новом рынке -50%; · новый продукт на старом рынке - 33%; · старый продукт на новом рынке -20%; · новый продукт на новом рынке - 5%.

2.Матрица «Доля рынка - рост рынка»

(Портфельный анализ).

Рост рынка Высокий Низкий СПЕ «Звезды» СПЕ «Знаки вопроса»
СПЕ «Дойные коровы» СПЕ «Хромые утки»
Высокая Низкая
Доля рынка
Стратегические производственные единицы (СПЕ)– независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами рыночной задачей, четко отделяемыми группами продуктов, а также группами клиентов
Теоретическая база портфельного анализа: · Кривая опыта – С ростом объема производства и опыта работы предприятия снижаются затраты производства на единицу продукции · Жизненный цикл товара – изменение объема продаж и прибыли продаж товара начиная с момента его выхода на рынок до момента его ухода с рынка.
СПЕ «Звезды» - находятся в фазе роста. СПЕ приносят прибыль, которая, в основном, уходит на укрепление их собственных позиций.
СПЕ «Знаки вопроса» – продукты, находящиеся в начальной фазе жизненного цикла. Требуют вложения инвестиций для закрепления позиций на рынке.
СПЕ «Дойные коровы» – продукты, достигшие фазы зрелости. Высокая доля рынка обеспечивает получение высокой прибыли, которая уходит для поддержки других СПЕ.
СПЕ «Хромые утки» - продукты в фазе насыщения рынка. Они не имеют большой доли рынка, а значит, приносят невысокую прибыль. Рекомендуется инвестировать СПЕ в «знаки вопроса» или «звезды».

2. Модель «Привлекательность рынка – преимущество в конкуренции»



Привлекательность рынка Высокая (А) Модели для принятия стратегических решений - student2.ru   Модели для принятия стратегических решений - student2.ru
Средняя (Б)   Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Модели для принятия стратегических решений - student2.ru
Низкая (С)   Модели для принятия стратегических решений - student2.ru Модели для принятия стратегических решений - student2.ru
  Малые (А1) Средние (Б1) Большие (С1)
Преимущества по отношению к конкурентам
Привлекательность рынка – рост общего объема спроса, доступность каналов сбыта, развитая сеть транспортных коммуникаций и др.
Преимущества в конкуренции – более высокое качество товара, более низкие цены, наличие круга постоянных клиентов, широкая известность предприятия и пр.
Стратегические рекомендации: АА1- стратегия инвестиции и роста; СС1 – стратегия уменьшения объема выпуска и последующего его прекращения; БС1, БС2 –стратегия удержания конкурентных преимуществ; АБ1, АС1,ББ1,СА1,СБ1 – стратегии в соответствии с результатом комплексного анализа факторов маркетинговой среды.

Вопрос 2.



Тактика маркетинга – выбор форм инструментов маркетинга (товара, цены, каналов распределения и продвижения) и объединение их в наиболее оптимальный комплекс – комплекс маркетинг-микс.
Разделы программы маркетинга: 1.Целевой рынок. В этом разделе определятся географическое пространство рынка и группы потребителей, на которых ориентирована продукция предприятия. В числе характеристик целевого рынка указывается емкость рынка, доля предприятия на рынке, объем продаж и объем прибыли, запланированная рентабельность продукции. 2.Товарная политика. В этом разделе описывается товарный ассортимент с обозначением доли отдельных видов и разновидностей в общем объеме выпуска; потребительские свойства отдельных товаров; определяются этапы жизненного цикла продукции; обосновываются перспективы развития товарного ассортимента. 3.Политика цен. Здесь приводятся факторы, которые будут учитываться в планировании цен, рассчитывается себестоимость единицы продукции, приводятся методы ценообразования на различные виды товарной продукции, устанавливается уровень цены и показатели рентабельности товаров. 4.Сбытовая политика. Раздел включает: характеристику каналов сбыта с обозначением вида и количества торговых посредников, объема реализации на отдельном географическом сегменте методами прямого и косвенного сбыта; описание системы товародвижения, расчет необходимых товарных запасов и емкости складов для хранения товарной продукции. 5.Политика продвижения. Раздел включает план мероприятий по продвижению продукции в разрезе географических и потребительских сегментов. В плане приводится график проведения рекламы, характеризуются мероприятия по пропаганде и стимулированию сбыта, разрабатывается система показателей для оценки эффективности отдельных средств продвижения.
Оперативное планирование необходимо для внесения изменений в комплекс маркетинг-микс в связи с необходимостью адаптации к факторам рыночной среды. Изменения могут быть связаны, например, с появлением новых конкурентов, внедрением конкурентами продукции улучшенного качества, проведением конкурентами более эффективной рекламы, снижением или ростом покупательной способности населения, влиянием моды, сезонными факторами, отношением государства к производству и потреблению отдельных товаров и т.д.
Список дополнительной литературы 1. Ансофф И. Стратегическое управление. / Пер. с анг. - М.: Экономика, 1989. 2. Герчикова И.Н., Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.. : Внешторгиздат, 1991 . 3. Дихтель Е., Хершген Х. Практический маркетинг/ Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995. 4. Ламбен Жан- Жак. Стратегический маркетинг/ Пер. с фран. - СПб : Наука, 1996. 5. Карнов Б. Деловая стратегия. / Пер. с анг. - М.: Экономика, 1991.

Наши рекомендации