Ассортимент товаров. Расчет показателей рациональности ассортимента
Цель работы: расширение, углубление, детализация основных вопросов лекционного материала, включающего понятие ассортимента, его классификации и видов, а также методику расчета показателей рациональности ассортимента.
Материальное обеспечение:
- Раздаточный материал;
- [2, с. 85-112].
План и алгоритм проведения занятия:
1. Изучение терминов и определений в области ассортимента и его классификации [8, с. 85-112; 20, с. 10-12].
2. Изучение свойств и показателей ассортимента [8, с. 114-121; 20, с. 10-12].
3. Решение практических заданий.
1. Изучение терминов и определений в области ассортимента и его классификации [8, с. 85-112; 20, с. 10-12].
При изучении данного вопроса обратите внимание на классификационные признаки, по которым сформированы классификационные группировки ассортимента [8, с. 85-112; 20, с. 10-12, рис. 2], и в тетради дайте краткую характеристику отдельных его видов.
Основными видами товарного ассортимента, дифференцированного по местонахождению товаров, является промышленный и торговый ассортимент. Промышленный ассортимент товарной продукции выпускают промышленные предприятия отдельной отрасли промышленности или отдельные предприятия. В промышленном ассортименте эта продукция поступает на склады оптовых баз, в цеха фасовки и пр., где в результате расфасовывания, переупаковки, подсортировки происходит преобразование промышленного ассортимента в торговый, в соответствии со спросом покупателей. Например, сахар в оптовое звено поступает в мешках по 50,0 кг, где его расфасовывают по 1,0, 2 или 5 кг, упаковывают и направляют на реализацию в розничную торговую сеть. В сезон массовых заготовок консервированной плодово-ягодной продукции массу 1 упаковки сахара иногда увеличивают до 10,0 кг.
Рассматривая данный вопрос, обратите внимание на другие классификационные признаки и сформированные классификационные группировки [8, с. 85-112; 20, с. 10-12]. Составьте конспект.
2. Изучение свойств и показателей ассортимента [8, с. 114-121; 20, с. 10-12].
При изучении данного вопроса обратите внимание на следующие понятия и определения: свойства и показатели ассортимента, широта и коэффициент широты ассортимента; полнота и коэффициент полноты ассортимента, методику их расчет, а также устойчивость, новизна и структура ассортимента и др. [20, с. 93-104].
3. Решение практических заданий.
Задание 1. В 2014 году в торговых предприятиях города
реализовывались хлеб и хлебобулочные изделия в следующем ассортиментe (табл. 1):
Таблица 1
Ассортимент хлеба и ХБИ, реализуемый в предприятиях торговли
№ п/п | Тип торгового предприятия | Ассортиментные наименования | Кол-во асс. ед. |
1. | «Булочная», специализированный | Хлеб пшеничный из муки 1с, хлеб Дарницкий, Семечка, Золотистый, Бородинский, Пантомарал; Сдоба Майская, Выборг-ская, батон Столовый, калач, бублики, булочка Сдобная, Плюшка, батон Витой с маком | |
2. | Супермаркет «Кора», хлебная секция | Хлеб пшеничный из муки 1с, Аристократ, Семь злаков, Бородинский. Ржаной; Сдоба с курагой, Ромашка, батон Столовый, батон Нарезной, калач, бублики, батон Витой с маком | |
3. | Киоск мелкой розницы | Хлеб пшеничный из муки 1с, Аристократ, Новоукра-инский, Дарницкий, Пи-кантный; | |
Батоны: Столовый, Нарезной, витой с маком, бублики, булочка с курагой «Неженка», булочка с маком | |||
4. | Смешанный продовольственный магазин, хлебная секция | Хлеб пшеничный из муки 1с, Дарницкий, Зерновой, Семь злаков; Батоны: Столовый, Нарезной, витой с маком, бублики, плюшка, булочка с маком, булочка Майская, булочка с курагой «Неженка». |
Рассчитайте коэффициент широты ассортимента.
Коэффициент широты ассортимента рассчитывают по формуле:
Кш. = Шф.,
Ш б. (1)
где Шф. –широта фактическая; Шб. – широта базовая.
Базовая широта взята по ассортиментному перечню, согласно которому постоянно в продаже должно находиться 6 видов хлеба и 10 видов хлебобулочных изделий.
Расчет произведите для каждого торгового предприятия (1 – 4).
Сделайте вывод о широте ассортимента хлеба и хлебобулоч-ных изделий по розничным торговым предприятиям города.
Полученные результаты приведите в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п | Наименование продукта | Широ-та базо-вая | Маг.1 | Маг. 2 | Маг. 3 | Кш уср. | |||
Шб | Кш | Шб | Кш | Шб | Кш | ||||
1. | Хлеб | ||||||||
2. | ХБИ |
Задание 2. Рассчитайте показатели полноты ассортимента продовольственных товаров.
Полнота ассортимента – численность набора товаров, выделенных по комплексу частных признаков и представленных в виде классификационной группировки.
Расчет коэффициента полноты ассортимента ведут по формуле:
Кп = Пф (2)
Пб.
где Пб.– полнота базовая; Пф. – полнота фактическая.
При обосновании рациональности Кш и Кп ассортимента следует иметь в виду, что таковыми является интервал от 0,7 до 0,8, или 70-80 %. Если по результатам расчета эти коэффициенты будут менее 0,7, то это значит, что ассортимент недостаточный и руководству магазина необходимо принять меры к его быстрому завозу, а если более 0,8 – то будет наблюдаться затоваривание. В этом случае магазину следует принять меры по ускорению реализации товара (путем проведения выставок-продаж с дегустацией, покупательских конференций и т.п.).
Таблица 3
Показатели полноты ассортимента продовольственных товаров, реализуемых предприятиями торговли города
Наименование товаров | Пф. (число разно-видностей) | Пб. |
Сахаристые конди-терские изделия (карамель+конфеты) | ||
Мучные кондитерские изделия (печенье+пряники) | ||
Кисломолочные продукты |
Сделайте вывод об оптимальности полноты ассортимента.
Задание 3. Используя иерархическую систему классификации, сопоставьте широту ассортимента яблок в двух магазинах по следующим данным:
В магазине 1 в продаже находились яблоки сорта Джонатан (Д) и Старкинг (С), причем сорт Джонатан по своему качеству соответствовал в/с и 1с, а Старкинг –1 и 2 с.
В магазине 2 в продаже находились яблоки сорта Джонатан в/с и lс, а Старкинг – только 1 с.
Мaг. lМаг. 2
Д С Д С
в/с 1 с 1 с 2 с в/c 1 с 1с
- Широта по качественному составу для Маг. 1: Д – 2; С – 2;
Широта – 4;
- Широта по качественному составу Маг. 2: Д – 2; С – 1;
Широта – 3.
Задание 4. Установите широту ассортимента мучных кондитерских изделий по следующим данным:
В маг. 1 находились на реализации печенье из муки в/с – 3 наименования; 1 с – 2 наименования; в маг.2 – в/c – 4 наименования, 1 с – 3 наименования.
Сделайте вывод.
Задание 5. Рассчитать коэффициент широты ассортимента определенного сыров.
В двух специализированных магазинах «Сыры» и трех смешанных магазинах в продаже были сыры следующих наименований (табл. 4).
Таблица 4
Ассортимент сыров
№ маг | Тип магазина | Наименование сыра | Кол-во асс. ед. |
№ 1 | Специализированный | Швейцарский, Голландский, Костромской, Латвийский, Российский, Чеддер, Пикантный, Озерный | |
№ 2 | Специализированный | Алтайский, Маасдам, Пошехонский, Голландский, Чеддер, Латвийский | |
№ 3 | Смешанный | Российский, Костромской | |
№ 4 | Смешанный | Латвийский, Озерный, Пошехонский | |
№ 5 | Смешанный | Российский, Советский, Костромской |
Рассчитайте К широты по каждому магазину.
Данные представьте в табл. 5.
Таблица 5
Показатели широты ассортимента сыров в магазинах различных типов
№ п/п | Про дукт | Шб | Широта ассортимента | Кш уср | |||
Маг.1 | Маг.2 | Маг.3 | Маг.4 | Маг.5 | |||
1. | Сыры |
Сделайте выводы.
Задание 6. Сопоставьте широту ассортимента швейных изделий в трех магазинах. Рассчитайте Кш. Широта базовая взята по ассортиментному перечню, а фактическая – приведена в табл. 6.
Таблица 6
Данные по широте ассортимента мужских костюмов в зависимости от модели и размера
№п/п | Вид изде-лий | При- знак | Шб | Маг. 1 | Маг. 2 | Маг.3 | Маг.4 | Маг. 3 | Маг. 4 | ||||||||
Шф. | Кш. | Шф. | Кш. | Ш ф. | К ш. | Ш ф. | К ш. | Шф | Кш | Шф | Кш | ||||||
1. | Костю-мы муж. | Модель | |||||||||||||||
размер | |||||||||||||||||
2. | Брюки мужские | Состав Модель Размер |
Сделайте выводы.
Вопросы к теме:
1. Что такое ассортимента, перечислите его виды.
2. Дайте формулировку широты ассортимента, приведите методику её расчета.
3. Дайте формулировку полноты ассортимента, приведите методику её расчета.
4. Какова взаимосвязь между Куст. и скоростью товарооборачиваемости товаров?
5. Охарактеризуйте показатели структуры ассортимента.
Практическая работа № 3