Ассортимент товаров. Расчет показателей рациональности ассортимента

Цель работы: расширение, углубление, детализация основных вопросов лекционного материала, включающего понятие ассортимента, его классификации и видов, а также методику расчета показателей рациональности ассортимента.

Материальное обеспечение:

  1. Раздаточный материал;
  2. [2, с. 85-112].

План и алгоритм проведения занятия:

1. Изучение терминов и определений в области ассортимента и его классификации [8, с. 85-112; 20, с. 10-12].

2. Изучение свойств и показателей ассортимента [8, с. 114-121; 20, с. 10-12].

3. Решение практических заданий.

1. Изучение терминов и определений в области ассортимента и его классификации [8, с. 85-112; 20, с. 10-12].

При изучении данного вопроса обратите внимание на классификационные признаки, по которым сформированы классификационные группировки ассортимента [8, с. 85-112; 20, с. 10-12, рис. 2], и в тетради дайте краткую характеристику отдельных его видов.

Основными видами товарного ассортимента, дифференцированного по местонахождению товаров, является промышленный и торговый ассортимент. Промышленный ассортимент товарной продукции выпускают промышленные предприятия отдельной отрасли промышленности или отдельные предприятия. В промышленном ассортименте эта продукция поступает на склады оптовых баз, в цеха фасовки и пр., где в результате расфасовывания, переупаковки, подсортировки происходит преобразование промышленного ассортимента в торговый, в соответствии со спросом покупателей. Например, сахар в оптовое звено поступает в мешках по 50,0 кг, где его расфасовывают по 1,0, 2 или 5 кг, упаковывают и направляют на реализацию в розничную торговую сеть. В сезон массовых заготовок консервированной плодово-ягодной продукции массу 1 упаковки сахара иногда увеличивают до 10,0 кг.

Рассматривая данный вопрос, обратите внимание на другие классификационные признаки и сформированные классификационные группировки [8, с. 85-112; 20, с. 10-12]. Составьте конспект.

2. Изучение свойств и показателей ассортимента [8, с. 114-121; 20, с. 10-12].

При изучении данного вопроса обратите внимание на следующие понятия и определения: свойства и показатели ассортимента, широта и коэффициент широты ассортимента; полнота и коэффициент полноты ассортимента, методику их расчет, а также устойчивость, новизна и структура ассортимента и др. [20, с. 93-104].

3. Решение практических заданий.

Задание 1. В 2014 году в торговых предприятиях города

реализовывались хлеб и хлебобулочные изделия в следующем ассортиментe (табл. 1):

Таблица 1

Ассортимент хлеба и ХБИ, реализуемый в предприятиях торговли

№ п/п Тип торгового предприятия Ассортиментные наименования Кол-во асс. ед.
1. «Булочная», специализированный Хлеб пшеничный из муки 1с, хлеб Дарницкий, Семечка, Золотистый, Бородинский, Пантомарал; Сдоба Майская, Выборг-ская, батон Столовый, калач, бублики, булочка Сдобная, Плюшка, батон Витой с маком  
2. Супермаркет «Кора», хлебная секция Хлеб пшеничный из муки 1с, Аристократ, Семь злаков, Бородинский. Ржаной; Сдоба с курагой, Ромашка, батон Столовый, батон Нарезной, калач, бублики, батон Витой с маком  
3. Киоск мелкой розницы Хлеб пшеничный из муки 1с, Аристократ, Новоукра-инский, Дарницкий, Пи-кантный;  
    Батоны: Столовый, Нарезной, витой с маком, бублики, булочка с курагой «Неженка», булочка с маком  
4. Смешанный продовольственный магазин, хлебная секция Хлеб пшеничный из муки 1с, Дарницкий, Зерновой, Семь злаков; Батоны: Столовый, Нарезной, витой с маком, бублики, плюшка, булочка с маком, булочка Майская, булочка с курагой «Неженка».  

Рассчитайте коэффициент широты ассортимента.

Коэффициент широты ассортимента рассчитывают по формуле:

Кш. = Шф.,

Ш б. (1)

где Шф. –широта фактическая; Шб. – широта базовая.

Базовая широта взята по ассортиментному перечню, согласно которому постоянно в продаже должно находиться 6 видов хлеба и 10 видов хлебобулочных изделий.

Расчет произведите для каждого торгового предприятия (1 – 4).

Сделайте вывод о широте ассортимента хлеба и хлебобулоч-ных изделий по розничным торговым предприятиям города.

Полученные результаты приведите в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п Наименование продукта Широ-та базо-вая Маг.1 Маг. 2 Маг. 3   Кш уср.
Шб Кш Шб Кш Шб Кш
1. Хлеб                
2. ХБИ                

Задание 2. Рассчитайте показатели полноты ассортимента продовольственных товаров.

Полнота ассортимента – численность набора товаров, выделенных по комплексу частных признаков и представленных в виде классификационной группировки.

Расчет коэффициента полноты ассортимента ведут по формуле:

Кп = Пф (2)

Пб.

где Пб.– полнота базовая; Пф. – полнота фактическая.

При обосновании рациональности Кш и Кп ассортимента следует иметь в виду, что таковыми является интервал от 0,7 до 0,8, или 70-80 %. Если по результатам расчета эти коэффициенты будут менее 0,7, то это значит, что ассортимент недостаточный и руководству магазина необходимо принять меры к его быстрому завозу, а если более 0,8 – то будет наблюдаться затоваривание. В этом случае магазину следует принять меры по ускорению реализации товара (путем проведения выставок-продаж с дегустацией, покупательских конференций и т.п.).

Таблица 3

Показатели полноты ассортимента продовольственных товаров, реализуемых предприятиями торговли города

Наименование товаров Пф. (число разно-видностей) Пб.
Сахаристые конди-терские изделия (карамель+конфеты)
Мучные кондитерские изделия (печенье+пряники)
Кисломолочные продукты

Сделайте вывод об оптимальности полноты ассортимента.

Задание 3. Используя иерархическую систему классификации, сопоставьте широту ассортимента яблок в двух магазинах по следующим данным:

В магазине 1 в продаже находились яблоки сорта Джонатан (Д) и Старкинг (С), причем сорт Джонатан по своему качеству соответствовал в/с и 1с, а Старкинг –1 и 2 с.

В магазине 2 в продаже находились яблоки сорта Джонатан в/с и lс, а Старкинг – только 1 с.

Мaг. lМаг. 2

Д С Д С

в/с 1 с 1 с 2 с в/c 1 с 1с

  1. Широта по качественному составу для Маг. 1: Д – 2; С – 2;

Широта – 4;

  1. Широта по качественному составу Маг. 2: Д – 2; С – 1;

Широта – 3.

Задание 4. Установите широту ассортимента мучных кондитерских изделий по следующим данным:

В маг. 1 находились на реализации печенье из муки в/с – 3 наименования; 1 с – 2 наименования; в маг.2 – в/c – 4 наименования, 1 с – 3 наименования.

Сделайте вывод.

Задание 5. Рассчитать коэффициент широты ассортимента определенного сыров.

В двух специализированных магазинах «Сыры» и трех смешанных магазинах в продаже были сыры следующих наименований (табл. 4).

Таблица 4

Ассортимент сыров

№ маг Тип магазина Наименование сыра Кол-во асс. ед.
№ 1 Специализированный Швейцарский, Голландский, Костромской, Латвийский, Российский, Чеддер, Пикантный, Озерный    
№ 2 Специализированный Алтайский, Маасдам, Пошехонский, Голландский, Чеддер, Латвийский    
№ 3 Смешанный Российский, Костромской  
№ 4 Смешанный Латвийский, Озерный, Пошехонский  
№ 5 Смешанный Российский, Советский, Костромской  

Рассчитайте К широты по каждому магазину.

Данные представьте в табл. 5.

Таблица 5

Показатели широты ассортимента сыров в магазинах различных типов

№ п/п Про дукт Шб   Широта ассортимента Кш уср
Маг.1 Маг.2 Маг.3 Маг.4 Маг.5
1. Сыры          

Сделайте выводы.

Задание 6. Сопоставьте широту ассортимента швейных изделий в трех магазинах. Рассчитайте Кш. Широта базовая взята по ассортиментному перечню, а фактическая – приведена в табл. 6.

Таблица 6

Данные по широте ассортимента мужских костюмов в зависимости от модели и размера

№п/п Вид изде-лий При- знак Шб Маг. 1 Маг. 2 Маг.3 Маг.4       Маг. 3 Маг. 4
Шф. Кш. Шф. Кш. Ш ф. К ш. Ш ф. К ш.       Шф Кш Шф Кш
1. Костю-мы муж. Модель                
размер                
2. Брюки мужские Состав Модель Размер                

Сделайте выводы.

Вопросы к теме:

1. Что такое ассортимента, перечислите его виды.

2. Дайте формулировку широты ассортимента, приведите методику её расчета.

3. Дайте формулировку полноты ассортимента, приведите методику её расчета.

4. Какова взаимосвязь между Куст. и скоростью товарооборачиваемости товаров?

5. Охарактеризуйте показатели структуры ассортимента.

Практическая работа № 3

Наши рекомендации