Ожидаемый рост доли индии на мировом рынке
Индия также получает выгоду от отмены МФА и, согласно данным ВТО, может к 2010 году увеличить свою долю в мировых продажах текстиля с 3 до 15 % . В текстильной промышленности Индии занято 35 млн человек, ее продукция составляет почти четверть индийского экспорта. Будущее воздействие либерализации торговли можно показать на примере отчета одной компании (Matrix) об ожидаемом к 2010 году росте товарооборота с$17 млн до 60 млн, что немного ниже ожиданий от индийского сектора в целом, но тем не менее это значительный рост. Прогнозируется, что экспорт индийского хлопка с $12 млрд в 2005 году возрастет приблизительно до $ 40 млрд в 2010-м. Местные эксперты критически относятся к оптимистическим оценкам и указывают на угрожающее укрепление доминирующей позиции Китая на мировых рынках. Соглашаясь с прогнозами относительно ожидаемого дальнейшего роста, они в то же время приводят доводы в пользу существования реального потенциала Индии для развития возможности материально-технического обеспечения, что позволит ей соперничать с Китаем. Это требует значительных государственных инвестиций в развитие автомобильных дорог, железнодорожных путей и другой транспортной инфраструктуры. Пакистан, Египет и Турция тоже извлекут выгоду из ожидаемого роста экспорта хлопка вследствие прекращения действия МФА.
На долю текстильной и швейной промышленности приходится 14 % от общего объема производства промышленной продукции в стране и около 30 % от общего экспорта. Эти отрасли занимают вторую позицию после сельского хозяйства по предоставлению наибольшего числа рабочих мест. Специалисты предсказывают, что окончание действия квот приведет к увеличению текущих 4 % доли Индии в мировой торговле в данной отрасли и созданию более 1 млн рабочих мест в период с 2005 по 2010 год. Складывается сложная ситуация. Индия зарегистрировала увеличение экспорта текстиля на 28 % в период с января по март 2005 года по сравнению с тем же периодом в 2004 году (ILO 2005).
МФА 1974-1994
Тридцатилетний период, предшествовавший введению в 1974 году МФА, определялся ГАТТ. Первоначально переговоры о ГАТТ, направленном помочь восстановлению экономики всех стран после Второй мировой войны, велись на Бреттон -Вудской встрече в 1944 году. Уругвайский Раунд положил конец 20-летнему соглашению о квотах на текстиль и одежду, принятых в двустороннем порядке и определяемых правилами МФА. Соглашение МФА предусматривало применение выборочных количественных ограничений, когда неожиданный рост импорта отдельных товаров наносил или угрожал нанести серьезный ущерб промышленности страны-импортера. МФА стало существенным исключением из основных правил, регулирующих в частности использование принципа недискриминации. 1 января 1995 года ВТО заменила его Соглашением по текстилю и одежде (СТО), обеспечивающим переходный процесс к окончательному устранению квот к 1 января 2005 года).
СТО ВТО 1995-2004
ВТО заявила, что «СТО — это переходный документ, ключевыми элементами которого являются:
1. перечень, на который распространяется его действие (в основном касается пряжи, тканей, готовых текстильных изделий и одежды);
2. программа последовательного приведения торговли указанной текстильной и швейной продукцией в соответствие с правилами ГАТТ в редакции 1994 года;
3. процесс либерализации с целью постепенного увеличения существующих квот (пока они не будут отменены) путем ежегодного увеличения темпов роста на каждой стадии;
4. специальный механизм защиты отечественных производителей в случае серьезного ущерба или его угрозы во время переходного периода;
5. создание Органа по мониторингу текстильных товаров (ТМВ\ контролирующего выполнение соглашения и обеспечивающего точное исполнение правил;
6. остальные положения СТО, касающиеся правил по обходу и распоряжению квотами, трактовки ограничений и обязательств по соглашениям ВТО или применимых процедур, которые выходят за рамки МФА».
Перечень товаров, приведенный в «Приложении к СТО», охватывает всю продукцию, импорт которой регулируется МФА или на которую распространяются квоты, аналогичные МФА, по меньшей мере в одной стране-импортере. МФА предоставило телеоаффективные методы (то есть правила), которые должны соблюдаться в этот период международными
Процент товаров, подпа- Процент товаров, подпа-
Стадия ающих под ГАТТ (включая дающих под ГАТТ
включая отмену некоторых квот) отменунекоторых квот)
Стадия 1:
1 января 1995 года (до 31 декабря 1997 года)
Стадия 2:
1 января 1998 года (до 31 декабря 2001 года)
Стадия 3:
1 января 2002 года (до 31 декабря 2004 года)
Стадия 4:
Января 2005 года
(минимум, за основу взят импорт 1990 года)
(максимум)
6,96
В год
8,7
В год
11,05
В год
Квот больше нет
(а) Полная интеграция в ГАТТ (и окончательная отмена квот);
(б) СТО прекращает действие.
Формулы роста импорта при квотах были следующими:
0,1 У. темп роста — до 1995 года на первой стадии; 0,25 X темп роста на стадии 1 — на второй стадии; 0,27 х темп роста на стадии 2 — на третьей стадии.
Источник:WTО, 2005.
Таблица 1.5. План освобождения текстильной и швейной продукции от импортных квот
рынками торговли текстилем и одеждой. Однако стороны, занимающиеся производственной деятельностью, постоянно их обходили (умышленно и неумышленно), что случается, в принципе, со всеми правилами. Когда страна-производитель исчерпывала свои квоты, продукцию часто перевозили в страны с наличием избыточных квот лишь для того, чтобы обойти правила МФА (а позже — СТО), что является примером основного экономического аргумента против политики протекционизма — частой причины экономической неэффективности и неэкономного использования дефицитных ресурсов. Таблица 1.5 демонстрирует, насколько комплексным было соглашение по переходу от МФА к отмене квот по текстилю и одежде в течение 10-летнего периода; в ней представлен план отказа от квот по импорту текстильной и швейной продукции и возвращения к принципам ГАТТ, а также намеченные темпы роста оставшихся квот.
Приведенный пример основан на широко используемом 6 %-м годовом уровне роста прежнего Взаимного фонда реформ (MFRA). На практике уровни, отраженные в МФА. менялись в зависимости от товара.
На рисунке 1.1 показаны страны-экспортеры, больше всего подвергнувшиеся влиянию импортных квот, установленных США, ЕС и Канадой. Показатель влияния квот был задуман, чтобы измерить степень максимального использования квоты страной и проследить, какое их количество применялось к каждой стране. Китай более всего подвержен отрицательному влиянию квот. Экспорт одежды Республики Корея также в значительной степени ограничивался импортными квотами, за ней следуют другие ведущие экспортеры из Гонконга, Китая и стран Южной и Юго-Восточной Азии. Другими экспортерами, подвергавшимися влиянию (в порядке убывания), были: Таиланд (11-е место), Малайзия (12-е место), Тайвань, Китай (13-е место), Шри-Ланка (16-е место), Турция (18-е место) и Камбоджа (20-е место).
Несмотря на ограничения квот, экспорт одежды вырос с 1997 по 2004 год в среднем на 5,9 %. Средний темп роста в текстильной промышленности в тот же период составил 3 %. Сейчас на развивающиеся страны приходится половина мирового экспорта текстиля и почти три четверти мирового экспорта одежды.