Маркетинговые исследования в туризме
Маркетинговые исследования туристского рынка. Структура туристского рынка. Конъюнктура туристского рынка и факторы ее определяющие. Определение емкости рынка. Маркетинговые исследования туристского продукта.
Туристский продукт и его структура. Позиционирование и жизненный цикл туристского продукта.
Маркетинговые исследования конкурентов. Конкурентная среда туристского предприятия. Элементы анализа конкурентов. Построение конкурентной карты рынка. Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг. Ориентация на потребителя – основной принцип маркетинга.
Факторы, влияющие на поведение потребителей. Внешние побудительные факторы. Факторы маркетинга. Факторы среды (экономические, политические, социальные, культурные). Личностные факторы, влияющие на потребителей туристских услуг (возраст и этап жизненного цикла, род деятельности, образование, экономическое положение, тип личности и самомнение, образ жизни). Мотивы поведения туристов. Оценка степени удовлетворенности (неудовлетворенности) потребителей.
ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность и значение стратегического маркетингового планирования в деятельности туристского предприятия. Ситуационный анализ как средство определения рыночных возможностей туристского предприятия. Маркетинговые возможности туристского предприятия. Матрица SWOT и ее использование для комплексного анализа рыночных возможностей и опасностей, сильных и слабых сторон туристского предприятия. Планирование маркетинговых целей предприятия как элемент стратегического маркетингового планирования. Требования, предъявляемые к постановке целей туристского предприятия.
Разработка альтернативных маркетинговых стратегий. Модели, используемые при разработке альтернативных стратегий. Матрица “продукт-рынок” и возможные стратегии на ее основе: глубокое проникновение на рынок, разработка продукта, развитие рынка, диверсификация. Матрица “рост — рыночная доля” и возможные стратегии на ее основе: атакующая, оборонительная, отступления. Модель конкуренции М. Портера и возможные стратегии на ее основе: массовый, дифференцированный и концентрированный маркетинг.
Выбор маркетинговой стратегии туристского предприятия. Факторы, принимаемые во внимание при выборе стратегии. Критерии оценки выбранной маркетинговой стратегии.
Разработка программы маркетинга туристского предприятия. Содержание и структура программы маркетинга. Формирование бюджета маркетинга туристского предприятия.
РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Понятие продукта. Уровни продукта. Характеристики продукта. Понятие бренда. Условия, способствующие брендингу. Формирование продуктовой стратегии туристского предприятия. Направления реализации продуктовой стратегии. Оптимизация структуры предлагаемых на рынок продуктов. Учет концепции жизненного цикла продуктов в рамках продуктовой стратегии туристского предприятия.
Маркетинговая деятельность на различных стадиях жизненного цикла туристского продукта (стадии разработки продукта, внедрения, стадии роста, зрелости и спада). Основная, поддерживающая, стратегическая и тактическая группы продуктов.
Новые продукты в маркетинговой деятельности туристского предприятия. Критерии новизны туристского продукта. Основные этапы разработки нового туристского продукта. Внедрение нового туристского продукта на рынок.
Литература
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М., 2004, 2009.
2. Барышев А. В. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособ. [Текст] /А.Ф. Барышев. – М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М., 2004.
4. География туризма: учебник / кол. авторов под ред. А.Ю.Александровой – М., КНОРУС, 2008, 2009.
5. Долженко Г.П. Основы туризма: Учебное пособие. – М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2009.
6. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. – М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2010.
7. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и туризма: Учеб. пособие – СПб, С.-Петербургский гос. ун-т, 2003.
8. Сергеева Т.К. Экологический туризм: учебник. - М.,2004.
9. Николаенко Д.В. Рекреационная география.- М.,2003.
Интернет ресурсы
www.russiatourism.ru – сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской федерации.
www.unesco.org – сайт ЮНЕСКО.
www.unwto.org – сайт Всемирной туристской организации.
Периодическая литература
1. Туризм: практика, проблемы, перспективы (журнал)
2. Маркетинг в России и за рубежом (журнал)
3. Практический маркетинг (журнал).
4. Турбизнес (журнал)
5. Отель (журнал)
6. Горячая линия. Туризм (журнал)