ВОПРОС № 8: Правовая защита прав покупателей и потребителей.

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО НА:

1. надлежащее качество и безопасность товаров, надлежащую комплектность, надлежащее количество товара;

2. своевременную необходимую и достоверную информацию о товарах, также об их изготовителях (продавцах, поставщиках);

3. свободный выбор товаров;

4. обмен или возврат (в течение четырнадцати дней с момента приобретения) непродовольственного товара надлежащего качества не бывшего в употреблении. Исключение составляют непродовольственные товары надлежащего качества, не подлежащие обмену и возврату.

Требование потребителя о возврате денежных средств подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно или в течение 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара, установленной на день реализации товара.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований об обмене или возврате товара надлежащего качества.

Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат;

5. в случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет - в течение двух лет по своему выбору потребовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены товара;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов по устранению недостатков товара;

- расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы.

Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).

6. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара, недостаточной и недостоверной информации о товаре.

ПРОДАВЕЦ ОБЯЗАН:

1. реализовывать качественные и безопасные товары, надлежащей комплектности и количества;

2. предоставлять потребителю сведения:

- на вывеске и (или) информационной табличке – о своем наименовании (фирменном наименовании), наименовании торгового объекта, его режиме работы, для торговых объектов общественного питания – также их тип и наценочную категорию;

- в торговом объекте – о номере, дате получения лицензии, сроке ее действия, и органе ее выдавшем;

- через ценники, маркировку, этикетки, документацию, прилагаемую к товарам, листы-вкладыши, – о наименовании товара, основных потребительских свойствах товара, цене товара и условиях приобретения, гарантийных сроках, сроках годности или сроках хранения, сроках службы, дате изготовления, наименовании и месте нахождения изготовителя, импортера, представителя, ремонтной организации, правилах и условиях эксплуатации, количестве или комплектности товара, иные сведения, которые в соответствии с законодательством или заключенными договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе потребителя;

- при реализации конфискованного или обращенного в доход государства иным способом товара потребителю должна быть предоставлена информация о том, что товар является конфискованным или обращенным в доход государства;

- в местах продажи соответствующих товаров – перечни товаров (при условии торговли этими товарами), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей":

- Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату;

- Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству), потребитель вправе требовать их замены;

- Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых обязан устанавливать изготовитель;

- Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар;

- Положение о порядке предоставления потребителю на период ремонта или замены товара длительного пользования безвозмездно во временное пользование аналогичного товара;

3. создавать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, количества приобретаемых товаров;

4. осуществлять расчеты за товары как наличными деньгами, так и в безналичном порядке;

5. выдавать потребителю кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара;

6. обеспечивать передачу товара потребителю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, за исключением продовольственных товаров, предварительно расфасованных продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканы и другие), использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, без герметичной упаковки. По требованию потребителя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.

7. обслуживать потребителя в установленное время работы торгового объекта. Обслуживать потребителей, имеющих на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - отобранный товар.

8. предоставить потребителю по его требованию книгу замечаний и предложений;

9. обеспечить обслуживание вне очереди потребителей, которым предоставлены льготы по торговому обслуживанию.

ТЕМА 9: ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Наши рекомендации