ВОПРОС № 6: Уровень конкурентности и монополизации рынка.
Для определения степени конкурентности и монопольной власти на рынке совершенной и несовершенной конкуренции экономическая теория и практика использует ряд показателей. Наиболее известными из них являются: коэффициент Лернера (L) индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI), коэффициент рыночной концентрации (СR).
Коэффициент Лернера (Lerner Index) позволяет определить степень конкурентности рынка и монопольной власти на нем отдельного хозяйствующего субъекта по формуле:
L – коэффициент монопольной власти по Леренсу
Pn – монопольная цена
MC – предельные издержки
Е – ценовая эластичность спроса
Коэффициент Лернера приобретает значение от 0 (на рынке совершенной конкуренции) до 1 (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Величина коэффициента Лернера прямо пропорциональна монопольной власти и обратно пропорциональна конкуренции.
Важным показателем концентрации отраслевого объема продаж является индекс Херфиндаля — Хиршмана (Herfindale-Hirahman Index. HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей хозяйствующих субъектов по формуле:
Pj² - возведенные в квадрат доли j-го хозяйствующего субъекта на рынке
N – количество хозяйствующих субъектов на рынке
Индекс Херфиндаля — Хиршмана наиболее обобщающий показатель состояния рынка, который учитывает как количество предприятий, так и неравенство их положения на рынке. Единицы измерения индекса Херфиндаля — Хиршмана: в процентах — от 0 до 10 000, в долях — от 0 до 1. Если показатель ННI приобретает значение 10 ООО, это означает существование абсолютной монополии. Если показатель ННI приобретает значение 0, то это означает полную деконцентрацию рынка.
Довольно наглядным показателем является коэффициент (индекс) рыночной концентрации CRn.
Pj - доли j-го хозяйствующего субъекта на рынке
n – количество хозяйствующих субъектов, доли которых приняты к расчетам коэффициента рыночной концентрации.
Коэффициент рыночной концентрации является суммой определенного количества наибольших долей продажи хозяйствующими субъектами известного товарного рынка. Он определяется как доля (процент) от общих продаж отрасли, приходящаяся на несколько крупных предприятий (фирм), ранжированных согласно их доле на рынке.
Комплексное использование указанных индексов позволяет дать количественную оценку состояния определенного рынка с точки зрения уровня его концентрации и степени развития конкуренции.
Рынки | Количественные параметры индексов | Типы рынков | |||
Лоренса (L) | Херфиндаля –Хиршмана (HHI) | Рыночной концентрации (CRn) | По уровню концентрации | По уровню конкуренции | |
Чистая конкуренция | L=0 | HHI<1000 | CRn<45 | Низкоконцентрированный | Высококонкурентный |
Чистая монополия | L>0 | HHI=10000 | CRn=100 | Абсолютно концентрированный | Абсолютно не конкурентный |
Монополистическая конкуренция | L>0 | 1000<HHI≤ 2000 | 45<CRn<70 | Умеренно концентрированный | Потенциально конкурентный |
Олигополия | L>0 | 2000<HHI< 10000 | 70<CRn< 100 | Значительно концентрированный | Ситуационно конкурентный |