Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями

№ п/п Результаты освоения дисциплины: знания, умения, навыки Формируемые компетенции (ОК, ПК)
Знать:
1.1 Содержание маркетинговой концепции управления ПК-10
1.2 Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля ПК-22
2. Уметь:
2.1 Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; ПК-22  
2.2. Анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию ПК-22
Владеть:
3.1 методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); ПК-22
3.2. Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единиц ПК-22, ОК-8

В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить контрольную работу по дисциплине «Логистика снабжения», состоящую из теоретических вопросов и практических задач.

Целью контрольной работы является углубленная теоретическая и практическая проработка тем дисциплины.

Задачей выполнения контрольной работы является проверка знаний по дисциплине, полученных студентами при самостоятельном изучении учебного материала.

Номер контрольного задания должен соответствовать номеру варианта, который выбирается по двум последним цифрам номера зачетной книжки студента (прил. 2).

В рамках изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная работа, включающая в себя деловую игру. Целью которой является систематизация знаний студентов об усло­виях поставок и заключении договоров на поставку ресурсов. Раз­витие навыков ведения переговоров, выработки стратегии и такти­ки переговорного процесса с потенциальным поставщиком и при­нятия решений о выборе поставщика материальных ресурсов.

Формой контроля по дисциплине «Логистика снабжения» является экзамен.

При составлении методических рекомендаций были использованы материалы Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и Высшей школы экономики (г. Москва).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Логистика снабжения» следует начинать с изучения рабочей программы курса.

Приступая к изучению дисциплины, студент должен подобрать рекомендуемый перечень учебной литературы, для чего необходимо обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки университета или другие библиотеки.

Основное место в библиографии должно быть отведено списку основной литературы, приведенному в методических указаниях. Вместе с тем, студент может пользоваться и другими литературными источниками, в которых в достаточном объеме раскрываются темы дисциплины «Логистика снабжения».

Для получения глубоких и систематизированных знаний по дисциплине следует конспектировать прочитанную литературу.

Необходимо иметь в виду, что сканирование текста, или использование не переработанной информации, заимствованной из сети интернет, для последующего включения его в содержательную часть контрольной работы, не допускается.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Весь процесс написания и защиты контрольной работы заключается:

1. в усвоении теоретического материала по выбранной теме и его можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала;

2. в решение практической задачи, предложенной преподавателем

3) в оформление контрольной работы;

Соблюдение этих этапов позволит студенту выполнить главную задачу – самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методическом уровне для последующей ее защиты.

Подготовительный этап включает следующие структурные элементы: выбор контрольных заданий; составление библиографического списка (не менее 10 источников), составление плана выполнения контрольной работы.

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы. Контрольная требует обязательного составления плана и фиксирования списка использованной литературы. План должен быть хорошо структурированным, т.е. содержать Введение, Заключение и как минимум 3-4 основных вопроса, по выбранной теме.

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

Таким образом, контрольная работа должна иметь целостный, однородный и завершенный характер, отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению. Студенты лично несут ответственность за качество и оформление контрольной работы. Работа представляется на проверку с последующей ее защитой. Наиболее актуальные темы подлежат защите в виде публичной электронной презентации.

Приступая к расчетной части контрольной работы, следует помнить, что одной из важнейших задач логистики снабжения является задача выявления потребности предприятия в различных видах материальных ресурсов и обеспечения ими. Эта задача решается в рамках действующей на предприятии системы планирования закупки и снабжения.

Потребность в материальных ресурсах может определяться в натуральном и стоимостном выражениях методом прямых планово-экономических расчетов, т.е. умножением норм расхода материалов на соответствующие объемные показатели.

Потребность в материальных ресурсах должна учитывать специфику деятельности предприятия, выраженную в технических и технологических факторах, а также в разновидности материальных ресурсов.

Так, например, для определения потребности предприятия в лакокрасочных материалах нужно знать площадь окрашиваемой поверхности, технологию окраски, удельный расход лакокрасочных материалов и др.:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , кг (1)

где число А – число окрашиваемых объектов, ед.;

Н л.к. - норма расхода лакокрасочных материалов, кг/ед.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , кг/ед., (2)

где к – коэффициент потерь;

F – площадь окрашиваемой поверхности;

d - удельный расход лакокрасочных материалов;

n - количество слоев краски.

Потребность предприятия в топливе и смазочных материалах на осуществление перевозок, как правило, рассчитывается отдельно по каждой марке топлива (по каждому виду масел и смазок) на основе линейных норм расхода с учетом марочности подвижного состава:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , л (3)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - линейная норма расхода i-того вида топлива на 100 км пробега j-й марки подвижного состава;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - дополнительный расход i-того вида топлива при работе j-й марки подвижного состава на 100 т-км;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - пробег подвижного состава j-й марки в км;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - транспортная работа j-й марки подвижного состава в т-км;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации j-й марки подвижного состава.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , л (4)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - норма расхода к-того вида смазочных материалов от i-того вида топлива;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - расход i-того вида топлива, л;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - поправочный коэффициент, учитывающий фактических расход смазочных материалов в базовом году и их экономию по сравнению с нормой в плановом периоде.

Планирование потребности запасных частей возможно через стоимостные показатели:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , руб. (5)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - затраты предприятия на запасные части в планируемом периоде, руб.;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - норма затрат на запасные части на 1000 км. пробега автомобиля, руб.;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - общий пробег автомобиля, км.

Величина потребности предприятия в запасных частях (для обеспечения технической готовности подвижного состава) с учетом остатков и переходящего запаса может быть определена по формуле:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , шт. (6)

где Q Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - фактическая годовая потребность в запасных частях i-того наименования в плановом периоде, шт;

Q Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - расчетная годовая потребность в i-й запасной части по нормам расхода АТП, шт;

З Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - переходящий неснижаемый (страховой) запас по i-й позиции номенклатуры запасных частей, шт;

Q Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - ожидаемый остаток по i-й запасной части на складе АТП на начало планового периода, шт.

Подобным образом можно рассчитать потребный объем эксплуатационных материалов для обслуживания и ремонтов автомобилей, в частности.

Потребность в автомобильных шинах определяется отдельно по каждой марке и размеру шин в комплекте:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , шт (7)

где L Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - фактический годовой пробег одного автомобиля, тыс.км;

L Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - амортизационный пробег одного автомобиля, тыс.км;

n Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - среднее число рабочих колес на один автомобиль, шт;

A Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - списочное число автомобилей в АТП, ед;

K Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - коэффициент, учитывающий восстановление шин.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru n Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , шт (8)

где A Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - списочное количество i-ой марки автомобилей на планируемый период, ед.;

n Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - число колес на единицу подвижного состава i-ой марки.

При использовании нормативного метода, потребность в шинах рассчитывается:

m Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , шт (9)

где m - норма потребности в шинах на один автомобиль учитывающая сменность шин;

k - коэффициент, учитывающий снижение норматива потребности в шинах за счет восстановления в пересчете их количества на новые.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru (10)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - коэффициент сдачи автошин на восстановление в долях;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - коэффициент пересчета восстановленных шин на новые (0,6).

Определение потребности в металле ведется через индивидуальные и подетальные нормы расхода:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , кг (11)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - полученный (чистый) расход материала на одну деталь, кг;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - сумма технологических потерь, кг;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - сумма организационных потерь, кг.

Индивидуальные нормы расхода:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , кг (12)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - поддельная норма расхода материалов на i-ю деталь, кг;

m - количество деталей, изготовляемых из одного типосорторазмера материала, шт;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - применяемость i-й детали в изделии (узле, агрегате).

Потребляемые предприятием материальные ресурсы находятся в движении, т.е. перемещаются в пространстве. Если это движение прекращается, то материальные ресурсы переходят в категорию запасов. Запасы как экономическая категория играют важную роль в сфере производства и обращения продукции (работы, услуги).

Виды запасов на предприятии могут быть различными.

Различают производственные, товарные и транспортные запасы материальных ресурсов.

Производственные запасы – это запасы на складах предприятия-производителя необходимые для обеспечения бесперебойного производства:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , дн (13)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - норма производственного запаса, дн.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru – нормы запасов текущего, страхового, подготовительного, соответственно, дн.

Как правило, текущая часть нормы производственного запаса равна половине интервала поставки МР в днях. Страховая часть нормы производственного запаса может быть определена как 0,5 величины текущего запаса. Страховой запас необходим для снижения степени риска, связанного с перебоями в поставках МР и отклонениями в потреблении МР от установленных расчетами норм.

Подготовительный запас предназначен для обеспечения производства в период времени, необходимого для выгрузки прибывших МР, осуществления количественной и качественной их приемки и др. Обычно подготовленный запас принимают от 1 до 3 дней.

При использовании статистических данных об интервалах поставки и объемах разовых поставок максимальная величина текущего запаса определяется:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , дн. (14)

где tф - фактические интервалы, превышающие средний интервал поставки ( tср), дн;

В - объем базовой поставки, соответствующий интервалу tср.

При определении совокупных размеров запасов МР учитывают форму снабжения. Так, при транзитной форме снабжения абсолютный размер совокупного запаса включает сбытовые запасы на складе производителя и производственные запасы у потребителя.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru (15)

Если принять с некоторой степенью условности величину текущей части запасов у поставщиков и потребителей равной половине партии поставки, а страховую и подготовительную части также за половину партии поставки (В), то общая величина совокупного запаса будет равна:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , (16)

где n – количество поставщиков данной продукции;

i - количество потребителей продукции.

При складской форме снабжения запасы создаются на складах снабженческо-сбытовых организаций, а величина производственных запасов у потребителя будет зависеть от размера партий поставки с баз (в).

Величина запаса в случае только складской формы снабжения будет равна:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , (17)

где j – количество снабженческо-сбытовых организаций.

Следует отметить, что для большинства предприятий характерна смешанная форма снабжения материальными ресурсами. При этом для предприятий у которых материал, потребностью равной или превышающей транзитную норму отпуска, доставляется транзитом, а остальным потребителям – через склады.

Тогда величина совокупного запаса может быть определена по формуле:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru (18)

где К - удельный вес складской формы снабжения, доли единицы.

Выбор той или иной формы снабжения МР производится предприятием индивидуально на основе сопоставления затрат, присущих каждой форме, применительно к определенным видам продукции и конкретным условиям снабжения.

Величина годовых затрат при транзитной форме снабжения:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , руб (19)

где Q – годовая потребность данного вида материала в натуральных единицах;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - расходы по завозу единицы продукции (МР) на склад предприятия-потребителя при транзитной форме снабжения, руб.;

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - величина производственного запаса при транзитной поставке в натуральных единицах;

Ц - оптовая цена данного вида материала, руб.;

С - годовые расходы по хранению единицы запаса на складе потребителя, руб.;

К - капитальные вложения на создание складской емкости для хранения единицы запаса, руб.

Величина годовых затрат при складской форме снабжения:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru , руб (20)

где Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - расходы по завозу единицы продукции (МР) на склад предприятия-потребителя при складской форме снабжения, включая дополнительно к расходам при транзитных поставках оплату складских наценок.

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru - величина запаса при складской форме снабжения в натуральных единицах.

Эффективность снабжения МР во многом зависит и от рациональной организации контроля и регулирования уровней запасов на складах предприятий и снабженческих базах. Поэтому важно управлять запасами МР.

В понятие управление запасами МР включают систему мероприятий по обеспечению оптимальных запасов МР. Основными параметрами управления запасами являются:

- параметры спроса (расхода): интенсивность спроса (λ), функция спроса α (t), временные характеристики дискретного спроса (интервалы между смежными потреблениями);

- параметры заказов: величина заказа (В з), момент заказа (t з), интервал времени между двумя смежными заказами (τ с з);

- параметры поставок: величина партии поставки (В п), момент заказа (t п), интервал времени между двумя смежными поставками (τ с п);

- уровень запаса на складе: текущий (З тек), средний (З ср), максимальный (З max), страховой (З стр).

Оптимальный размер заказа (партии, поставки) может быть представлен формулой Уилсона:

Связь результатов обучения с приобретаемыми компетенциями - student2.ru (21)

где Вз* - оптимальный размер заказа, ед.;

A – стоимость подачи одного заказа, руб.;

S – потребность в МР за определенный период, ед.;

I – затраты на содержание единицы запаса, руб./ед.

При фиксированном размере заказа расчет параметров системы управления запасами происходит по схеме:

Определяется ожидаемое дневное потребление МР как:

1) потребность в МР: число рабочих дней;

Определяется срок расходования заказа как

2) оптимальный размер заказа: ожидаемое дневное потребление МР;

Определяется ожидаемое потребление за время поставки как

3) время поставки * ожидаемое дневное потребление;

4) определяется максимальное потребление за время поставки, как

(время поставки + возможная задержка в поставках) * ожидаемое дневное потребление;

5) определяется гарантийный запас, как максимальное потребление за время поставки – ожидаемое потребление за время поставки;

6) определяется торговый уровень запаса, как гарантийный запас + ожидаемое потребление за время поставки;

7) определяется максимальный желательный запас, как гарантийный запас + оптимальный размер заказа;

8) определяется срок расходования запаса до порогового уровня, как (максимальный желательный запас – торговый уровень запаса): ожидаемое дневное потребление.

При фиксированном интервале времени между заказами расчет параметров системы управления запасами МР может быть представлен в следующем виде:

1) определяется интервал времени между заказами (поставками);

2) определяется ожидаемое дневное потребление;

3) определяется ожидаемое потребление за время поставки;

4) определяется максимальное потребление за время поставки;

5) определяется гарантийный запас, как максимальное потребление за время поставки – ожидаемое потребление за время поставки;

6) определяется максимальный желательный запас, как гарантийный запас + интервал времени между заказами * ожидаемое дневное потребление.

Одной из традиционных систем управления запасами является система «минимум – максимум»:

1) определяется интервал времени между заказами;

2) определяется ожидаемое дневное потребление;

3) определяется ожидаемое потребление за время поставки;

4) определяется максимальное потребление за время поставки;

5) определяется гарантийный запас, как максимальное потребление за время поставки – ожидаемое потребление за время поставки;

6) определяется пороговый уровень запаса, как гарантийный запас + ожидаемое потребление за время поставки;

7) определяется максимальный желательный запас, как пороговый уровень запаса + интервал времени между заказами х ожидаемое дневное потребление.

По такой же схеме рассчитываются и параметры системы с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.

При графическом изображении работы той или иной системы управления запасами координатами являются: объем запаса МР и рабочее время.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации