Связь результатов обучения, преподаванияи оценивания

Оцениваниечастоописываетсявтерминахформативногоилисуммативного оценивания.Формативноеоцениваниехарактеризуетсякакоцениваниедляобученияи "относитсяктемпроводимымпреподавателямиистудентами(последними-при

самооценивании)действиям,которыедаютинформацию,используемуювкачестве обратнойсвязидляизмененияобучающейиучебнойдеятельности,вкоторыхони участвуют"(BlackandWilliams,1998).Инымисловами,формативноеоцениваниеслужит источникоминформацииобуспеваемостистудентовкакдляпреподавателей,такидля самихстудентов.Формативноеоценивание,какправило,проводитсявначалепрограммы иливходеее.Результатывыполнениястудентамиоценочныхзаданийпомогут преподавателювпринятиирешенийотносительнохарактераобучения.Какпоказали П.БлэкиД.Уильямс(1998),путемобратнойсвязисостудентами,формировативное оцениваниеможетспособствоватьсовершенствованиюобученияиповышению успеваемости обучаемых.

Основныехарактеристикиформативного оценивания включают:

• Выявлениепреподавателямиистудентамирезультатовобученияикритериев ихдостижения.

• Эффективноеисвоевременноеобеспечениечеткойиисчерпывающейобратной

связи.

• Активноеучастие студентов в своемсобственномобучении.

• Хорошая коммуникация междупреподавателеми студентами.

• Откликпреподавателя напотребности студентов.

Примеромформативногооцениванияявляетсябытьзаданиестудентамсделать

презентациюпередсвоейстуденческойгруппой.Этопоможетрасширитьзнания студентовиихисследовательские,коммуникационныеиорганизационныенавыки.Хотя формативноеоцениваниеможетиспользоватьсякакчастьнепрерывногооценивания,оно обычноневключаетсявитоговуюотметку,выставляемуюстудентам.Болеетого,многие специалистывобластиобразованиясчитают,чтоононедолжновключаться.Так, например,Р.ДоннелииМ.Фицмориссчитают:“чтобыстудентымоглиизвлечь максимальнуюпользуизобучения,модульдолженпредусматриватьвозможность формативногооценивания,невлияющегонаитоговуюотметку.Вэтомслучаестуденты могутполучитьобратнуюсвязь,котораяпозволитимзаполнитьимеющиесяпробелыв знаниях”.(Donnelly andFitzmaurice,2005).Говорякоротко,формативноеоценивание–это частьучебного процесса, анепроцессвыставления отметок.

Суммативноеоценивание-этооценивание,подводящееитогиучебной деятельностистудентавопределенныймоментвремени,обычновконцемодуляили программы.Суммативноеоцениваниеможноописатькак"оцениваниепоокончании курса,котороепозволяетполучитьизмерение,подытоживающеечьи-тодостижения,и котороенеимеет другогореальногоприменения,кромекакописаниетого,чтобыло достигнуто"(BrownandKnight, 1994).

Такимобразом,использованиесуммативногооцениванияпозволяетвыставить отметку,которая будетотражатьработустудента.Ксожалению,суммативноеоценивание зачастуюограничиваетсятрадиционнымиэкзаменационнамиинеохватываетдругие области,такие,например,какпроектнаяработа,портфолиоилиэссе.Всилуприроды

суммативногооцениванияневсерезультатыобученияможнооценитьвлюбоймомент времени. Общепринятымявляется оцениваниевыборки результатов обучения.

Теоретически,непрерывноеоценивание-этосочетаниесуммативногои формативногооценивания.Однаковреальностинепрерывноеоцениваниечастосводится к циклическомусуммативномуоцениванию сфиксированиемотметок, но практически без обратной связи со студентами.

Биггс(Biggs2003)отмечает,чторазличныевидыобученностисвязаныс различными типами оценочныхзаданий. Это наглядно представлено в Таблице4.1.

Таблица 4.1– Оценочныезадания и различныетипыоцениваемой обученности.

Видоценивания Наиболеевероятныетипы оцениваемой обученности
Сочинение,эссе Экзамен-эссе   Экзаменсиспользованиемкниг Задание, выполняемоедома   Механическое запоминание, выявлениевопросов, скоростное структурирование Как дляэкзамена,номеньшийакцент на запоминание,охват Большойобъемпрочитанного, установление взаимосвязей,организация,применение
Объективныйтест Тест намножественныйвыбор Упорядоченныйрезультат   Узнавание,стратегия,понимание Иерархияпонимания
Оцениваниедеятельности Практикум Семинар,презентация Стендовыедоклады Интервью Методкритическихслучаев Проект Рефлексивныйжурнал Проблемы,исследование конкретногослучая Портфолио   Навыки,необходимыевреальнойжизни Коммуникативныенавыки Концентрациянауместности,применение Интерактивныйотклик Рефлексия,применение,чувствоуместности Применение,исследовательскиенавыки Рефлексия,применение,чувствоуместности Применение,профессиональныенавыки   Рефлексия,креативность,непредусмотренные результаты
Быстроеоценивание (большойкласс) Карты представлений Диаграммы Венна Письменная работана1-3 минуты Краткий ответ Письмо другу   Тествосстановления(Клоуз-тест)   Охват,отношения Отношения Уровеньпонимания,чувствоуместности Вопроизведениеединицинформации,охват Целостноепонимание,применение,рефлексия Пониманиеосновныхидей


Оченьважно,чтобыиспользуемыйметодоцениванияпозволялпроверить, достигнутыилинетустановленныерезультатыобучения.Интересноотметить,чтонабор оценочныхработоченьограничен:примерно80%оцениваний проходитввидеэкзаменов, эссеидокладов(Brown,1999).Так,исследованиепрактикиоцениванияв УниверситетскомколледжеДублина,Ирландия,показало,чтовыбранныеслучайным образом83преподавателяиспользоваливобщейсложности256оцениваний,тоесть

Связь результатов обучения, преподаванияи оценивания - student2.ru Связь результатов обучения, преподаванияи оценивания - student2.ru примерно3оцениваниязакурс.Изэтихоценокбольшинствобылисуммативными(84%) и меньшинство-формативными (16%).

Установлениесвязеймеждурезультатамиобучения,стратегиямипреподавания, учебнойдеятельностьюстудентовиоценочнымизаданиямиоченьсложнаязадача.Дляее решения полезной может оказаться нижеследующая таблица:

Связь результатов обучения, преподаванияи оценивания - student2.ru Связь результатов обучения, преподаванияи оценивания - student2.ru Таблица4.2–Связьрезультатовобучения,обучающейиучебнойдеятельностии оценивания

Результаты обучения Обучающапя и учебная деятельность Оценивание
Когнитивные Демонстрировать знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка   Аффективные   Интеграция убеждений, идей и установок   Психомоторные Лекции Консультации Дискуссии Лабораторная работа     Клиническая работа Групповая работа Семинар Презентация перед группойсоучеников Экзамен в конце модуля     Тестыс множественным выбором Эссе Практическое оценивание     Полевая работа Клиническая практика Презентация Проектнаяработа
  Приобретение физических навыков  
         

Оченьважнообеспечить,чтобыметодоцениванияпозволяладекватнооценить результатыобучения.Можетнебытьединогометодаоценивания,которыйбылбы применимковсемрезультатамобучения.Всвязисэтимможетвозникнуть необходимость в использовании несколькихметодов одновременно.

ИллюстрациейприменениявышеприведеннойтаблицыдлямодуляED2100 программыбакалавраестественныхнаук(BSc)вУниверситетскомколледжеКорка(УКК) является Таблица4.3.

Таблица 4.3–Связь результатов обучения, обучающей иучебной деятельностии оцениваниядля модуляED2100 программыBSc


Результатыобучения Обучающаяиучебная деятельность Оценивание 10-кредитный модуль Балл = 200
Когнитивные • Распознает и применяет базовыепринципы организации и дисциплины аудиторной работы     • Определяет ключевые характеристики высококачественного преподавания естественныхнаук     Разработывает всеобъемлющий портфолио поурочныхпланов Лекции(12)     Консультации(6)   Наблюдениеза классами (6)опытного преподавателя естественныхнаук (куратора) Экзамен вконцемодуля   Портфолио поурочных планов     (100баллов)
Аффективные • Демонстрирует готовность сотрудничать счленами преподавательского состава коллективав назначенной школе     • Успешно участвуетв учебном проекте, выполняемом с помощью коллег Участиевкураторстве сессийобратнойсвязив школах (4)   Участиев3сессиях Программыобученияс помощьюколлег, проводимой колледжем Корка     Презентацияперед группойколлег Отчет школьного куратора   Итоговый отчетпо проекту     (50 баллов)
Психомотрные • Демонстрирует хорошие навыки аудиторной презентации Эффективно и безопасно выполняет практическую лабораторную работу Преподавательская практика(6недельпо2 часавнеделю)   Лабораторнаяработа Руководство преподавательской практикой     Оцениваниенавыков преподавания (50 баллов)

Указанныйвышеуровеньдетализациинеявляетсятребованиемприописании модулей вУКК,однакоподобнаятаблицаможет оказатьсяочень полезной при проектированииилипересмотре модулей.

Учебнаяпрограммадолжнабытьспроектированатакимобразом,чтобы обучающаяиучебнаядеятельность,атакжеоценочныезаданиякоординировалисьс результатамиобучения.Д.Биггс(Biggs,2003)описываеттакиепроцесскактребующие конструктивнойсогласованности.(Словоконструктивнаяотноситсяктипуобученияи ктому,чтоделаетобучаемый.Словосогласованность–ктому,чтоделает преподаватель).Д.Биггсуказывает,чтовхорошейсистемеобученияметодпреподавания, учебнаядеятельностьиметодоцениванияскоординированытакимобразом,что обеспечивают поддержкуучения студентов.

Когдаестьсогласованностьмеждутем,чегомыхотим,как мыучимикак оцениваем,обучениестановитсягораздоболееэффективным,чем,когдаеенет… Традиционныетеориипреподаваниякакпередачисогласованностьигнорируют(Biggs 2003a).(Биггс2003a)

Каквидноизвышесказанного,существуюттриосновныхзадач,связанныхс конструктивной согласованностью любого модуля:

1. Четкоеопределениерезультатов обучения.

2. Выборметодовпреподаванияиобучения,обеспечивающихдостижение установленныхрезультатов обучения.

3. Оценкарезультатовобучениястудентовипроверкатого,вкакойстепени они совпадают стем, что было запланировано.

Наши рекомендации