Вы как источник информации для сми о положении дел в округе
Трудно представить, откуда бы черпали информацию СМИ, если быне было людей, подобных вам. И если бы вы не продолжали поставлять им новости, их практически не было бы совсем.
Деловые издания рассказывают о смене собственников имущества, новых товарах или усовершенствовании старых, изобретениях и разработках, строительстве новых заводов, а также о биографической стороне вашего дела, т.е. о людях, занятых в вашем бизнесе.
Публикации о событиях в торговле и промышленности крайне важны не только для отдельной отрасли, но и для местных и общенациональных СМИ. Для репортеров такие материалы необходимы как основа их сообщений. Особенно интересная и достоверная информация может появиться в журналах и газетах
с большим кругом подписчиков. Это еще одна причина подпитыватьСМИ своей деловой информацией.
НОВОСТИ, КОТОРЫЕ СОЗДАЕТЕ ИМЕННО ВЫ
Этот параграф стал необходимым после моих бесед с бизнесменами о паблисити вообще и о том, как оно используется в их компаниях. Моя интерпретация термина паблисити и их понимание сущности процессов, стоящих за ним, были так далеки друг от друга, что потребовалось дать необходимые разъяснения.
Однажды во время разговора с одним предпринимателем тот упомянул, что у него есть брошюра о деятельности своей фирмы, и добавил,что не любитникому се давать, т.к., поего мнению, она не так и не о том рассказывает, как ему бы хотелось.
От другой своей собеседницы я узнала, что у них организована экскурсияпо фабрике для желающих ее осмотреть- Некоторые участники моих интервью уделяли много внимания обширной рекламе в торговых журналах. Кто-то из представителей розничной торговли вспомнил, что когда-то они наряжали своего сотрудника гориллой для развлечения детей, приходивших с родителями в магазин.
С формальной стороны эти действия правильны. Вспомним, что в известном словаре Вебстера дается такое определение паблисити. «любая информацияили действия, с помощью которых человек, событие или что-нибудь еще становятся известными широкой общественности». Исходя изэтого, упомянутые выше примеры внешне подходят под данную формулировку.
ЧТОБЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ СТАЛИ ПАБЛИСИТИ, О НИХ НАДО ИНФОРМИРОВАТЬ
Поддержка продаж, неординарное событие, рекламный текст и другие подобные явления останутся внутренней информацией, пока о них не будет сделано сообщение. Специальное событие для вашей компании станет паблисити только после сообщения в СМИ. Событие — это только повод для паблисити, ноне само паблисити.
Поэтому, как мы полагаем, даже оплаченная реклама не является паблисити. Однако если вы сообщите издателю делового
издания о начале новой рекламной кампании, раскроете ее сущность и предоставите интересные факты, связанные с ее проведением, и если издатель упомянет о ней в газете, на радио или телевидении, то в этом случае данная информация станет паблисити.
Брошюра также не является паблисити.Она предназначена дляувеличения продаж, но если профессиональный журнал сообщит,что ваша компания предлагает выпустить такую брошюру — это паблисити.
Экскурсия по фабрике не является паблисити,хотя можетбыть полностью отнесена к вопросам паблик рилейшнз.Ноесли в числе экскурсантов окажется репортер, который опишет ее в газете, если телевизионное агентство пришлет оператора, который снимет учебный фильм о вашем деле, если в этой экскурсиипримет участиеместная или заезжая знаменитость и об этом сообщат вСМИ, то тогдатакая экскурсия станет паблисити.
Служащий, наряженный гориллой для развлечения детей,помогает повыситьобъем продаж.Но только если пресса сообщит, что в вашем магазине посетителей встречает горилла, которая вытворяет нечто необычное, например, забирается по стене здания, то такая информация становится новостью, привлекающей внимание. Теперьэто — паблисити.
БЕСПЛАТНО ЛИ ПАБЛИСИТИ?
Не всегда. Оно бесплатно только в том смысле, что именно вам не требуется оплачивать газетное пространство или телевизионное или вещательное время. Это объясняется тем, что паблисити — это новость, должно быть ею, и в этом качестве появляется в информационных или издательских колонках газет или в эфире. Вы снабжаете издателя тем, что нужно СМИ. Вы даете им новости, а СМИ не взимают денег за сообщение новостей.
СРЕДСТВА. ЗАТРАЧЕННЫЕ ВАМИ НА РЕКЛАМУ, - ПУТЬ К «БЕСПЛАТНОМУ» ПАБЛИСИТИ?
Наивно утверждать,что рекламодательникоим образом не влияет на издателейСМИ. СМИ — это бизнес, и подобно любому другому делу, у него есть «подводная часть». Действительно, лицо,
расходующее деньги на рекламу, часто может воздействовать на представителей прессы, радио и телевидения. Следовательно, предоставление рекламодателю бесплатногоместа на полосеилив эфире можно рассматривать как средство, которое работает на бизнес.
Поэтому, откровенно говоря, если вы часто размещаете рекламу в каком-то издании, то вашей «информационной удочке» не нужно быть стольже «крепкой», как у тех, кто не является рекламодателем. Вы ведь выступаете не просто как некто, сообщающий факты, за вашими бесплатными сведениями стоят предыдущие большие расходы на проведение рекламы, я естественное желаниеСМИ привлечь средства от вас и в будущем.
Однако когда какая-нибудь компания просит своего рекламного представителя «протолкнуть историю» в газету или вытащить кого-нибудьиз компании на телевизионное или эфирное шоу, это почти всегда вызывает скрытое или полускрытое недовольство у всякого уважающего себя деятеля СМИ или специалиста по паблик рилейшнз.
Уж если вы действительно хотите быть на слуху, принесите СМИ такую информацию, которая сделает вас более желанным гостем, чем толстосума-рекламодателя.Если вы хотите, чтобы вас уважали вэтих кругах, не уловайте только на свои рекламные деньги.
НАЧИНАЙТЕ СВОЮ КАМПАНИЮ ПАБЛИСИТИ С ХОРОШЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вашими учителями должны статьСМИ. Вместо того, чтобы пассивно читать газеты и профессиональные публикации, смотреть телевизор или слушать радио, анализируйте то, что вы читаете, видите или слышите. Попытайтесь понять, почему сообщили именно вот об этом. Упомянули ли приэтом компанию или ее товар? Если да, то почему? Не выглядело лиэто навязчивой, явно оплаченной рекламой? Стало ли, ло вашему мнению, это сообщениепаблисити или осталось лишь рекламой?
Станьте внимательным к тому, что сообщают о себе другие компании, и способам, которыми они пользуются. Познакомьтесь с интересами и нуждамиСМИ, узнайте как можно больше об этой «кухне».
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Эта глава рекомендует проявлять должное уважение кСМИ, а также к своему делу. Такой подход будет доминировать в этой книге все время, и постоянно будет делаться упор на то, что информацию следует предоставлять только по установленным правилами что требуемый результат можно получить, только действуя как профессионал.Поэтому в последующих главах мы разберем профессиональные способы подготовки и проведения кампании паблисити.
Как выбрать паблисити
ГЛАВНОЕ
В этой главемы рассмотрим цели паблисити, которые вы должны ставить перед собой. Поможем сформулировать задачи, которые надо решить с учетом особенностей ваших товаров и услуг.
Изучив материалыэтой главы, вы сможете:
— определить свои цели в области паблисити;
— скорректировать паблисити применительно к географическим условиям;
— не распыляться и сконцентрироваться на работе только с потенциальными клиентами;
— ограничить свои аппетиты, исходя из имеющихся в вашем распоряжении трудовых ресурсов;
— сосредоточиться только на тех задачах в сфере паблисити, на решение которыхвы можете выделить необходимое время и на выполнение которых у вас есть достаточные средства;
— определить для себя теСМИ, с помощью которых ваше паблисити привлечет внимание выгодных клиентов;
— выбрать такую стратегию паблисити, которая будет сориентирована на необходимые вам потребительские, торговые, производственные, профессиональные или сельскохозяйственные секторы рынка и которая для них обязательно подойдет,
Менеджер одного небольшого офиса, расположенного по соседству, недавномне рассказала, чтоона хотела бы оставить свою работу и заняться производством особых пирожных и их продажей.Именно это было ее страстью,именно это она умела делать особенно хорошо.
Естественно, как у специалиста ее рассказ вызвал у меня желание проанализировать ее возможности по паблисити и предложить ей, как бы она могла подать соответствующую информацию в газеты, на телевидении и на радио ... Я говорила и говорила.
Вдруг я поняла, чтомоя собеседница меняне слушает.И непросто потеряла интерес к разговору, а замкнулась и как-то потускнела. Вот так ободрила я свою слушательницу!
Как украшать пирожные, оназнала, паблисити же для нее было загадкой.И вместо того, чтобы познакомитьее с этим новым делом, я запугала ее разными сложными профессиональными подробностями. В конце концов я сказала: «Слушай, все, что тебе надо, чтобы начать это дело, — это рассказать о нем в местной газете. Я помогу тебе написать сообщение».Ее лицо просветлело, и я вновь обрела свою немногочисленную аудиторию.
Думая об этом впоследствии, я вспомнила, что известный детектив Пуаро, созданный знаменитойАгатой Кристи, говорил; «Нет никакой необходимости прибегать к шпаге, если всего лишь нужно разрезать бечевку на бандероли».
МАСШТАБ ПАБЛИСИТИ, С КОТОРЫМ ВЫ МОЖЕТЕ СПРАВИТЬСЯ
Выбор стратегии в паблисити, которая соответствует вашим возможностям, начинается с реальной оценки ваших потребностей и возможностей как с эмоциональной, так и с практической точки зрения.
Женщина, собирающаяся заняться украшением пирожных, могла бы уделить время и вопросам паблисити, но эмоционально кэтому была не готова. Кроме того, неверно определив масштаб паблисити,она уверилась в его бесполезности и пустой трате времени, денег и усилий.
Если вы испытываете волнение при мысли о паблисити, особенно после того, как вы начитались о его возможностях, то вы
не одиноки. Хотя я занимаюсь его проблемами уже многие годы, но все еще не устаю удивляться его многочисленным возможностям.
Ваша голова можетзакружиться от многочисленных идей, на реализацию которых у вас нет ни времени, ни энергии, а иногда и специалистов. Паблисити предоставляет широчайшее поледеятельности, но вам следуетограничить себя в соответствии сосвоими потребностями и силами, иначе придется признать поражение еще доначала работы.
Давайте выбирать задачи такими, с которыми сможем справиться. Иначнем с наиболее очевидных.
КАКОЕ ПАБЛИСИТИ ДЛЯ ВАС РЕАЛЬНО ДОСТИЖИМО?
Лишь немногие из предпринимателей боятся паблисити. Большинствоиз них считают,чем его больше, тем лучше.Им бы хотелосьиметь публикации в газетахпо всей стране, интервью по общенациональному радио и телевидению и сообщенияв коммерческих, профессиональных и промышленных журналах. И всеэто в самый короткий срок.
Есть такие умники, которые ожидают, что нужное им сообщение появится в известном журнале Fortune, да еще не далее, как в следующем месяце. Обычноони мотивируют так; «Если IBM может получить необходимую публикацию в Fortune, точем
мы хуже?».
Поймите меня правильно. Нельзя утверждать, что такое невозможно вообще. Всегда есть шанс получить паблисити в любом СМИ, как местном, так и национальном. Если вы думаете, что вам это по плечу, дерзайте. В конце концов масштабное мышление — это один из признаков победителя.
Однакоесли вы ожидаететакого уровня паблисити в начале своей карьеры, вашавера в себя должна быть иепоколсбимой-Я подозреваю, правда, что для этого у вас должен быть тайный агент, засланный вами заранее в известную газету, или вам придется приготовить такую новостьдля СМИ, о масштабах и последствиях которой в этомвеке еще не слышали-
Но большинство из нас подумает дважды, прежде чем возьмется за такую гигантскую задачу, поскольку затраты велики даже для команды профессионалов. Для любого, вздумавшего осилить ее в одиночку, задача станет невыполнимой.
ВАШИ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Мы привыклидумать, что если что-то длянас бесплатно, то следуетзахватить этого побольше. Однойиз распространенных ошибок новичков, только начинающих заниматься этим делом, является стремлениеполучить любое паблисити в любом месте, невзираяна конкретные обстоятельства. ,
Длякаждой компании, товара, услуги илизамысла существуетмножество возможностей, которымиможно заниматься 24 часа в сутки все 7 дней внеделю только дляих оценивания, нои потом можно сожалеть, что не все варианты проанализированы.
Однако есть ли у вас действительно помощники, способные предоставить вашему паблисити «бесплатное» газетное и журнальное пространство и эфирное и телевизионное время? Лишь немногие компании могут утвердительно ответить на этот вопрос. Поэтому прежде чем ставить перед собой цели в сфере паблисити, подумайте, сколько людей вы выделите для этой работы или вы сможете «нанять» на нее только одного человека — себя.
Термин -трудовые ресурсы» означаетне только персонал для написания сообщений и ведения работы со СМИ. Всегда помните,что далеконе каждому можно доверить говоритьот имени компании, независим" от се размеров.
Подходящие люди нужны, чтобы представлять васна телевидении и на радио, они также должны заслуживать доверие, чтобы их можно цитировать в СМИ. На это направление необходимо назначить кого-нибудь из ответственных сотрудников компании.Им может быть любой служащий, начиная от главного исполнительного директора и ниже.На практике — человека надо снять с другого дела, которым он до этого занимался. Если вы решитесь вести это направление сами, товам придется отказаться от решения многих важных задач.
Сколько вы сможете взвалить на себя? Хватитли у вас персонала, который сможет заниматься этими вопросами? Если нет, ограничьте объем своего паблисити имеющимися возможностями, а уж свои задумки будете реализовывать тогда, когда у вас будет необходимый штат помощников.
Вот несколько советов, которые помогутвам при организации паблисити:
— посылайте всем издателям письма-запросы ещедо того, как
вы пришлетеим сообщение;предоставьте им основную информацию, подкрепленнуювашими доказательствами; такой подходсэкономит вам время нанаписание сообщения, которое никомуне будетнужно;
— если увас нет человека, который может писатьтакие сообщения профессионально, напроситесь на телевизионное или радиоинтервью, и их ведущие сделаютэту работу как надо;
— если у вас есть персональный компьютер, научитесь использоватьвсе его потенциальныевозможности (см.Гл. 5);
— если у вас не хватает сотрудников для сборанеобходимойинформации для СМИ, прибегните к эксклюзивным сообщениям, автором которых являетесь лично вы;
— не все видные деятели бизнеса хороши в радиоили телевизионных интервью; вы можете быть известны в своей сфере деятельности, но очень неуютно чувствовать себя перед телевизионной камерой или микрофоном в радиостудии; не беспокойтесь из-за этого, а прибегните к газетнымили журнальным сообщениям;
— прежде чем договариваться обинтервью ваших сотрудников в СМИ, уточните расписание их поездок и встреч, чтобы и вы, и они могли максимально продуктивно использовать свои возможности в проведении кампании при минимальных затратах времени; •
— прежде чем вы обратитесь к кому-нибудь за общей информацией и за разрешением процитировать какие-то слова другого человека, которые могут быть затем использованы в печатных СМИ, спланируйте сбор всей информации, которая вам необходима;
— чтобы задать интересные вопросы человеку, у котороговысобираетесь взять интервью, заранее изучите его биографию;
— составьте список вопросов, без ответов на которые, как вам кажется, невозможно двигаться дальше;
— предугадывайте вопросы, которые вам могут задать представители СМИ; если вы сконцентрировались на конкретных вопросах бизнеса илина серьезных проблемах, не стесняйтесь и сами задавать самые нелицеприятные из них и.добивайтесь на них прямых ответов;
— записывайте на магнитофон каждое интервью и попросите распечатать его как можно быстрее; если возникнут вопросы, без ответа на которые невозможно двигаться дальше,их
необходимо выяснить; если есть время, сформулируйте дополнительные вопросы и передайте их тому, кто может на них ответить;
— используйтемаксимально продуктивно тех людей, которых выможете использовать для данной работы;например, главный исполнительный директор не являетсятем бдинственнымчеловеком в компании, интервью скоторым обязательно интересно;
рассмотрите возможность проведения такой работы с техническимперсоналом, изобретателями, инженерами или даже скем-нибудь из тех,кто проработал вкомпании многолет и помнит массу интересных историй;
— если у вас недостаточно людей для написания информационных релизов, обратитесь к иллюстрациям, попросите снимки в СМИ, поищите их в самой компании и среди своих друзей и членов семьи, а также поспрашивайте у всех, кто мог бы предложить услуги такого рода, — просто удивительно, как много людей хотят поучаствовать в процессе паблисити, поэтому используйте их желание;
— используйте важные событияв жизни общества — их часто освещают в СМИ, и вам можно будет воспользоваться работой внешних специалистовпо паблисити.
ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВЫДЕЛИТЬ НА ЭТУ РАБОТУ
Паблисити поглощает время как губка. Не позволяйте ему захватить и вас. Дело в том, что паблисити постоянно расползается. Иногда может даже показаться,что оноживет своей собственной жизнью. Вы начинаете с одного телевизионного или радиоинтср-вью. Сначалавы готовитесь: биография, некоторые материалы общего характера о вашем бизнесе, письма с запросами и просьбой подтверждения, фотографии „, словом, вы обкатываете идею. Все перечисленное может ине пригодиться, новы должны быть готовы предоставитьСМИ все необходимое. Но кто тем временем занимается магазином? Кто украшает торты?
Есливы только начинаете раскручивать новый бизнес, подумайте, сколько времени вы можете от него оторвать и уделить паблисити. А если ваша компания большая, вам нужно подумать, сколько времени могут затратить на эту работу ваши сотрудники. Ваши цели и планы по получению паблисити долж-
11 ы соответствовать ресурсамвремени сотрудника, назначенно-m для выполнения этих функций.Пока вы не попробуете на практике, чтоэто за работа,не взваливайтена себя слишком много.
На что вам скорее всего потребуется время при занятиях паб-лисити? Нужнообзвонить СМИ, чтобы ^продать*им ваше сообщение или интервью. Время вам будет необходимо и на то, ч гобы провести уточнения и написать сам текст сообщения.Безнего не обойтись и при обдумывании идей и программ проведения специальных событий.
Вам потребуется время, чтобы добратьсядо телевизионного центра и дать интервью, придется еще и подожцать своей очереди в студии. Время необходимо и для переездов в другие города, в которых вы запланировали встречи с представителями СМИ или специальные мероприятия по продвижению вашей продукции.
Существуют проверенные способы, которые позволяют использовать ваше время эффективно и сократить его для проведения отдельных этапов программы паблисити:
— сфокусируйтесь на основных целях и научитесь говорить «нет», если какое-то предложение не соответствует вашим основным интересам;
— приготовьте специальные листы с фактологическими и био-[рафическими данными, фотографии, сосредоточьте все собранное в одном месте и разложите в необходимой последовательности еще до того, как вы начнете контактировать со СМИ;
— сразу обеспечьте СМИ всеми деталями, фактами, технический информацией;
— планируйте на определенное время только одно дело, занимайтесьим и пока не закончите его, не принимайтесь за другое;
— спланируйте свое расписание так, чтобыне было наложения времени и не требовалось дополнительных звонковили договоренностей для его корректирования;
— планируйте только то, что наверняка сможете выполнить;
— стыкуйтесь с другими проектами, для которых уже проведена общая работа или подготовка.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
«Бесплатное» паблисити, несомненно, менее дорогостоящее дело, чем реклама, кампании по продажам и даже информации о
широкое освещение в СМИ. Причин может быть много. Следующие вопросы могут помочь вам прояснить и установить наиболее общие цели:
— Начинаете ли вы свое дело и стремитесь ли привлечь первых клиентов?
— Предлагаете ли потребителямновый товар илиновую услугу?
— Необходимо ли, чтобы ваша компания, товарили услуга стали известны более широкому кругу потребителей?
— Не меняет ли ваша компания адрес, номера телефонов и факсов и нет ли необходимости проинформировать об этом потенциальных клиентов?
— Не собирается ли ваша компания отметить какое-нибудь важное событие?
— Нет ли необходимости расширитьсферу использования производимоговами товара?
— Не хотите ли вы принять участие в поддержке какого-то особогособытия?
— Не стремитесь ливы принятьучастие в мероприятиях, проводимых в вашей местности: парадах, благотворительных кампаниях и т.п.?
— Нет ли у вас необходимости проинформировать ваших клиентов оправильном использовании ваших продуктов?
— Не хотите ли вы стимулировать увеличение запросов и заявок на ваш товар?
—- Не хотите ли вы расширить масштабы вашей деятельности?
— Нет ли необходимости установить ваших потенциальных клиентов я место, гдеих можно отыскать?
— На самом ли делевы хотите достичь поставленных целей?
— Не хотите ли вы с помощью паблиситиоблегчить работу ваших представителей по продажам?
— Нет ли необходимости сократить число звонков вежливости, необходимых для поддержания хороших отношений с нужными вам клиентами?
— Не нуждается ли имидж вашей компании или вашего товара в улучшении?
— Нет ли необходимости улучшитьрепутацию вашей компании или ее товаров и услуг?
— Нет ли у вас серьезной или потенциально серьезной проблемы или кризиса, которые можно было бы преодолеть с помощью паблисити?
- Не уменьшились ливаши продажи втом или иномрегионе?
Ваши проблемы в бизнесе, какими бы они ни были, настолько же уникальны,насколько неповторим сам ваш бизнес. Уточнив причину, по которой вам необходимо паблисити, вы определите длясебя цели и избавитесь отненужной работы.
А теперь давайте «кроить» ваше паблисити с учетом ваших потребностей, не тратяна это излишне большихусилий и времени.
УЧИТЫВАЙТЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПАБЛИСИТИ ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИИ
Недавно в«Нью-Йорк Тайме» было опубликовано небольшое сообщение о декораторетортов с Тайваня. Заголовок гласил:«Лицо вашего отца на торте*.Ну, и что же полезного могла принеститакая публикация в Нью-Йорке этому тайваньскому кондитеру?Прочитав эту заметку, закажете ли выторт в Тайване, еслидаже он будет украшенлицом вашего родителя?
Даже для дилетанта совершенно очевидно, что есливы ведете свою торговую деятельность на юге страны и она начинает приносить более низкие результаты, то глупо тратить ценное время, пытаясь получить паблисити на севере. Однако имеются и другие географические особенности, которыене так очевидны.
Для каждого продукта и для каждой услуги есть своиестественные границы распространения.Эти границымогут быть определены округой, в которой предприятие располагается, где распространяется производимыйим продукт, или территориями,на которых он продается. Эти границы могут определяться итем, где проживают потенциальныепотребители: внутри страныили на побережье, в торах или в пустыне, в городе или в сельскойместности. Границымогут устанавливаться и климатом: жарким или холодным, дождливымили сухим. Границы могут бытьместными, региональными, национальными или международными.
Допустим, вам требуется больше, чем простое сообщение в местной газете, но так ли необходимомассированное наступлениев СМИ? Не удивляйтесь, чтомы задаем такой вопрос. Новичкам свойственно преувеличивать собственное значение.
Если вы определились и решили,что вамне нужно паблисити в национальных масштабах, а только на местном рынке, ваша
цель -- местные СМИ. Однако если ваш бизнес затрагивает целыйрегион или какую-то часть страны, то в этом случае,конечно, надо ставить перед собой более объемные цели в паблисити, охватывая всю территорию, на которой вы работаете.Намереваясь расширить географию своего дела, попробуйте паблисити «с перчиком*.
Но помните, что обычно большая часть усилийпо формированиюпаблисити на территориях за границами вашей сферы деятельности тратится попусту. Можно сказать об этом и так;
если ваш бизнес не пересекает границ района или города, то только на этой территории вы и должны сконцентрировать свои усилия по проведению кампании паблисити. Если же масштабы вашей деятельности региональны или даже национальны, то и кампания паблисити должна им соответствовать. Чтоже нужно сделать, чтобы ваши усилия были адекватны вашим потребностям?
Проконсультируйтесь со своим отделом продаж, уточните, какие районы требуют особого внимания. Сделайте это в первую очередь. Может оказаться, их не так уж много, но именно там вашим торговым представителям особенно требуется поддержка или помощь при борьбе с конкурентами.
Если вы начинаете предлагать клиентам новый товар или новую услугу, скоординируйте свои действия с отделом маркетинга, выбирая СМИ для проведения информационно-обеспечивающей кампании по продвижению этих новых товаров и услуг на местном, национальном или региональном рынках. Например, если ваша компания начинает предлагатьновый товар в Чикаго, именно здесь сосредоточьте ваши усилия.
Когда ваш рекламный отдел планирует проведение очередной рекламной кампании, поддержите се и подумайте над ее эффективностью. Выбирайте только те СМИ, которые имеют высокий спрос в конкретном районе.
Рынки были в свое время сегментированы по географическому признаку только потому, что возможности транспорта и связи требовали от торговых представителей заниматься исключительно теми районами, которых онимогли достичь не более чем за два дня. Хотя и в наши дни эти факторы продолжают влиять на организацию дела, но теперь при продажах, рекламе, маркетинге и даже паблисити они сопровождаются и другими явлениями.
Каждый товар, каждая услуга, каждыйбизнес имеют своихпотребителей.Кто ваши: молодежь, молодые супружеские пары,любители растений,фермеры, химики, инженеры? Можетбыть, есливы ответите себе только наэтот вопрос,вы уточнитекруг своихклиентов и автоматически сократите необходимыйнам уровень паблисити, выявите места, гдевести вашукомпанию и вообще не сделаете массу ненужных вещей,сэкономивна этом и время, и деньги.
Независимо от того, предназначен ли ваш товар для потребительского, промышленного илисельскохозяйственного рынка, вашими клиентами являются отдельные потребители, которые что-то прочитали или услышали о вашемтоваре в каких-тоСМИ, которые, собственно, дляэтого и издаются.
Определив ваших потребителей и сконцентрировавшись только наних, вы сведете размер своих усилийпо формированию паблисити до необходимого и наиболее рационального уровня.
Ваши потенциальные клиенты
Независимо от характера вашего товара илиуслуги, вам следует работать не на потребителя вообще, а толькона тех, кому нужны ваш товар и ваша услуга; именно они-то и есть ваши потенциальные потребители. Всегда помните об этом. Планируя кампанию по паблисити и составляя информационные релиэы,нечабываите, чтовы обращаетесь не к аморфной массе людей, а к человеку, которому нужна ваша продукция.
Потребители, внимание которых вы хотите привлечь, — это такиеже люди, как и вы, они делают свое дело, зарабатывают деньги,обеспечивают семьи. Но каждый из них разный. Что же объединяетих в одну группу, которая по-научному называется «сегментом рынка»? Профессия, наличие или отсутствие образования, возраст, семейное положение и вообщечто-то, что так или иначе их выделяет из многих, делает особенными-
Чем четче вы сумеете определить их особенности и интересы,тем точнее и персональное вы сможете говорить с представителями отдельного рыночного сегмента. Если ваш товар покупает только молодежь, вам не следует тратить усилия и пытаться продать его взрослому населению. Если жето, что вы производите, не предназначено для молодежи, то для кого?Ктоваш потенциальный клиент? Может быть, вы делаете игрушки
для самыхмаленьких? Не хотители вы привлечьвнимание тех,кому«около тридцати»?
Конечно, если ваш товар предназначендля малышей, вашими покупателями являются не только дети,но и их чадолюбивые родители, и здесь открываются соответствующиевозможности созданияпаблисити.
Особый интерес
Если вы продаете запасные части к автомобилям, вам нужны клиенты, у которых такие автомобили есть. Если вы торгуете кормом для животных, вам не обойтись без владельцев животных. Существует множество трупп с особыми интересами: это ученые, пенсионеры, путешественники, отдыхающие, фотографы, люди искусства, увлекающиеся астрологией, любители авиации, борцы за окружающую среду, работники образования, лыжники, любители плавания и гольфа. Я думаю, вы поняли, куда я клоню. Конечно, вьт знаете, для какой группы предназначены ваш товар или ваша услуга, и каждая такая группа, о чем вы тоже осведомлены, имеет СМИ, в которых сообщается нужная ей информация. Нередко сообщения, интересные для таких групп, появляются и в СМИ общего назначения.
Однако вполне вероятно,что ваши продукты илиуслуги можно предложить не только одной группе, а нескольким, а иногда и многим. Может оказаться, что они нужныне толькотем, о ком вы думали.Некогда не ограничивайте себя в поискевозможных потребителей вашей продукции, но приэтом помните, что нельзя искать клиентов наугад — это похоже на неприцельную стрельбув темноту — попадание может быть лишьслучайным. А как же попасть в цель с большей вероятностью?
Попытайтесь определить те группы интересов, людей, разделяющих похожие взгляды, которые могли бы стать вашими клиентами,затем проведите нацеленную наних кампаниюпопаблисити, и только на них — не распыляйтесь.
Изучайте специальныеСМИ, в которых сообщается о товарах и услугах, подобных вашим, и составляйтесвои информационные релизы вих стиле.
Из следующегониже списка рыночных сегментов выберите один, работать в котором вы быхотели начатьпрямо сейчас. Конечно,можно пометить и другие, которыевы раноили позд-
но завоюете,но разумно сначала сконцентридироваться на одной цели.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
По возрастным группам:
— маленькие дети;
— молодежь;
— юноши и девушки,
— взрослоенаселение;
— пожилые люди.
По образовательной подготовке:
— начальное образование;
— неоконченное среднее;
— среднее;
— средне-специальноеили высшее;
— имеющие ученые степени или звания-По финансовым доходам:
— с низким доходом;
— со средним доходом;
— с высоким доходом;
— богатые.
Другие сегменты потребительского рынка а могут быть разби-|ы по критериям социального статуса, культугурной подготовки, полу, социальному положению, личным качеюствам, семейному положению, наличию детей и их возрасту и тт.п.
Люди одинаковых занятий
Предположим, вы производите промышленныый продукт. Принесет лиощутимую пользу ваше телевизионное я интервью в середине дня, даже если оно пройдет по националькному телевидению? Ктоего увидит? Дойдетли оно до ваших потевнциальных покупа-гслей? Скорее всего нет.Во-первых, они в эпто время работают, i .е. делают закупки, но не у вас. Во-вторых, втполне вероятно, что они вообще никогда не смотрят подобные перредачи.
А как насчет сообщения в вашей местной ft газете, скажем, на первой странице, а? Не правда ли, здоровою?! Ну, а если ваш потенциальный клиент живетв другом городаде или даже в дру-юм штате?
Что же остается?Может, это будет но та-ак оглушительно и наши соседи не будут так ошеломлены вашей,й известностью, но
что, если поместить ваше сообщение в специализированном журнале, который выходит для той отрасли, где используется ваша продукция? Вот здесьвы попали в точку. Поступив так, вы сразу же оказались в среде, где можно встретить новых клиентов. Добавив больше данных,чем это необходимо для публикации в издании для общего пользования, вы предоставите потребителям ту информацию, с помощью которой они могут принять р