Интроекция: «Порядочные люди прощения просят на коленях»
«Интроекция» - это неосознаваемая зависимость от чужих стереотипов мышления. Мы говорим чужими словами и поступаем так, как нам не хочется поступать на самом деле. Если интроекция «накладывается» на слияние, то отследить, что наши слова совершенно не соответствуют тому, что мы на самом деле чувствуем, очень сложно.
Мы можем расти только в том случае, если полностью переварим и тщательно усвоим то, что получили из окружающего мира. Если усвоенный опыт становится нашим собственным, мы можем делать с этим все, что нам угодно – можем сохранить это для себя или отдать в новой форме. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, оно останется «инородным телом», частью окружающего мира, хотя и может казаться нашей частью.
Психологический процесс ассимиляции, то есть усвоения, очень похож на физиологический процесс. Когда мы принимаем пищу, мы сначала ее растворяем собой и в себе, затем расщепляем, отделяем нужное от ненужного, ненужное выводим, а нужное используем в качестве строительного материала.
Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, политические, эстетические ценности – все это первоначально тоже приходит к нам из окружающего мира. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать частью нашей личности, потому что в окружающем нас мире есть пища для каждой нашей потребности. Принимать все на веру только потому, что это модно, безопасно, традиционно, или, наоборот, не модно, опасно или революционно – это все равно, что поглощать пищу, не переваривая ее. Не переваренные установки, способы действия, чувства, оценки, лежащие в нас тяжелым грузом, в психологии называются интроектами.
Психологическая пища, которую предлагает внешний мир, должна быть усвоена, как и физическая пища: проанализирована, расщеплена, а затем структурирована в приемлемой для человека форме. Проглоченная целиком, она упадет камнем в желудок, и ничего не даст для развития. Наше сознание в этом случае будет походить на комнату, заваленную чужими вещами так, что в ней нет места для собственных вещей. Самое худшее состоит в том, что этот материал бы имел огромную ценность, если бы был обдуман, изменен и трансформирован в самом человеке – вот такая бедность при огромном богатстве. Люди, склонные к интроекции, несмотря на большие способности и возможности испытывают трудности в самореализации. Они богаты многим, но не могут это применить, поскольку уверенность в том, что «нужно делать именно так» лишает их возможности сделать иначе – так, как это надо для них.
Тому, кто загружен интроектами, трудно развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе, разрываясь на части при попытке согласовать их. При интроекции человек сдвигает границу между собой и миром так далеко внутрь себя, что от него почти ничего не остается.Он позволяет социуму управлять своей жизнью с помощью установок и правил, которые как бы надо выполнять.
Если человек проглатывает то, что не может усвоить, его обычно тошнит. На эмоциональном уровне это состояние можно передать словом «отвращение». Интроекциями типа «это важно, потому что», человек борется с чувством отвращения, либо притупляя свою чувствительность (отвлекаясь на что-то другое в этот момент, например), либо доказывая себе, что то, что он глотает, полезно, нужно, модно, продуктивно, престижно и пр.). Ненавистная для меня телевизионная программа «Фактор страха» с поеданием всяких мерзостей является олицетворением интроекции. На какие только издевательства над собой не идут люди, чтобы получить то, что им якобы, не хватает для полного счастья!
Чтобы перестать «глотать» интроекты, необходимо освоить опыт отвращения. Делается это просто: вспомните самую ненавистную для вас в детстве еду. Наешьтесь ею до отвала, чтобы почувствовать, насколько она вам противна. Поэкспериментируйте так же и с различными «стереотипами», «правилами», по которым вы действуете и живете. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не подходит.
Интроектора легко узнать по привычке переедать (поздно замечает, что уже наелся), страху и неспособности проявлять агрессивные эмоции, уступчивости, желанию всем угодить, попыткам соответствовать какому-то имиджу (например, очень хорошо воспитанного (интеллектуального, культурного и т.д.) человека), привычке во всем с кем-то советоваться, спрашивать совета.
В моей коллекции есть, например, такой интроект из одного старого фильма: «Порядочные люди прощения просят на коленях». Это говорит главная героиня своему любимому. Не смешно, потому, что и сейчас полно девушек, считающих так же. Они набрались интроектов от своих мам, воспитанных на этих фильмах.
Сегодня сильнейшее невротизирующее действие оказывает реклама, которая создает интроекты, правила, которым нужно соответствовать, играя на самых слабых струнах человеческой личности – тех, что составляют основу для любого из механизмов-вирусов. Например, реклама, советующая купить шубу любимой, чтобы она воспылала страстью. А реклама ювелирных изделий: «Хочешь увидеть ее улыбку?», формирующая представления о том, что женщине ничего, кроме роскоши, не нужно. Я встречала многих молодых людей, которые искренне убеждены, что пока они без денег, пока у них нет машины, ни одна нормальная девчонка не посмотрит в их сторону. А нормальная – это, конечно, как в рекламе.