Маркетинг как метод управления туристской организацией
В процессе эволюции маркетинга сформировалось пять основных концепций управления маркетингом, которые отражали экономические, социальные и политические перемены (рис.2). Каждая из концепций предполагает собственный подход к маркетинговой деятельности и рассматривается как особая идеология бизнеса.
1. «Маркетинг, ориентированный на производство (производственная концепция) утверждает, что потребители заинтересованы в турпродуктах[4], турах[5] по низкой цене, поэтому руководство должно сконцентрировать свои усилия на снижении издержек и цены. Туристскими предприятиями данная концепция широко применялась в 50-е гг. XX века.
Недостатки: подход применим лишь в нескольких ситуациях: когда спрос превышает предложение; когда для уменьшения высокой цены необходимо делать акцент на увеличении производительности; в условиях ограниченной платежеспособности.
Объекты управления и этап развития маркетинга |
Ориентация на производство (производственная концепция) |
Ориентация на общество (концепция социально-этичного маркетинга) |
Ориентация на потребителя (концепция маркетинга) |
Ориентация на сбыт (концепция интенсификации коммерческих усилий) |
Максимальная ориентация на рынок (концепция интеграционного маркетинга) |
Ориентация на продукт (концепция совершенствования продукта) |
2. Концепция совершенствования продукта (ориентация на турпродукт).
Считается, что потребители более благосклонны к турпродуктам, предлагающим высокое качество и лучшие характеристики, поэтому фирма должна сосредоточить свою деятельность на постоянном совершенствовании турпродукта (услуги).
Недостатки концепции: у потребителя всегда есть выбор или альтернативная замена, и выбор может реализоваться не в пользу искомого турпродукта (услуги); совершенствования турпродукта (услуги) приводит к «маркетинговой близорукости» — турфирма уделяет повышенное внимание турпродукту и упускает из виду нужды потребителей.
3. «Маркетинг, ориентированный на сбыт» (концепция интенсификации коммерческих усилий).
В начале 60-х гг. CC века турфирмы стали акцентировать внимание на проблемах сбыта. Наряду с традиционными методами стимулирования стали заниматься проблемой формированием отличий своей продукции от продукции конкурентов, формированием имиджа. Концепция базируется на утверждении, что туры и услуги будут реализованы в достаточном количестве, если потребителя побудить к покупке с помощью методов стимулирования.
Недостатки: подход дает значительный эффект, но он кратковременен, т.к. основная цель — продажа имеющихся в наличии туров и услуг, а не производство тех, в которых нуждается рынок.
4. Маркетинг, ориентированный на потребителя.
К середине 70-х гг. CC века в сфере туризма сформировался рынок покупателя.
Недостатки: подход достаточно дорог и требует высокой квалификации специалистов.
Маркетинг, ориентированный на потребителя и на сбыт имеют особенности.
Концепция интенсификации коммерческих усилий | Маркетинг, ориентированный на потребителя | |
Объект внимания | Нужды продавца (тур, услуга) | Нужды потребителя |
Средства | Совершенствование системы сбыта, реклама, стимулирование продаж | Интегрированный маркетинг |
Цели | Прибыль через увеличение объемов продаж | Прибыль через удовлетворение потребителей |
5.Маркетинг обладает противоречивой внутренней структурой. С одной стороны, он направлен на взаимную выгоду продавца и покупателя. С другой - на интересы общества в целом. Под влиянием этого сформировалась концепция социально-этичного маркетинга, требующая сбалансированности прибыли фирмы; покупательских потребностей; интересов общества. При этом задачей фирмы является установление потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия общества в целом.
6. Концепция интеграционного маркетинга основана на максимальной ориентации деятельности компании на рынок. Маркетингу при этом отводится роль связующего звена, который соединяет воедино все направления деятельности организации, учитывая интересы всех групп влияния (поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов и т.д.) и становится единой философией управления и формой мышления.