Концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы.

Для реализации принципа следует помнить, что:

· у любого рынка есть своя история, современное состояние и перспективы на будущее, надо только не лениться изучать рынок;

· изучайте конкурентов раньше, чем они изучат вас.

5. Использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей.

Для его реализации:

· изучайте результаты по сбору, обработке и анализу информации по всем подразделениям организации. Относитесь внимательно к предложениям и рекомендациям для всех сфер жизнедеятельности предприятия;

· управляйте маркетингом, развивая его систему, ищите собственные методы маркетинга, оглядываясь при этом на конкурентов;

· не забывайте, что маркетинг для организации, а не предприятие для маркетинга.

6. Применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю.

Для реализации его следует помнить:

· нужно успевать не только производить требующийся товар, но и успевать анализировать, почему он требуется;

· обгоняйте ваших конкурентов в старении собственных товаров, будьте на полшага впереди. Обновляйте товарный ассортимент;

· покупают товары, которые лучше, а отнюдь не самые дешевые. Поэтому стремитесь продавать за счет качества, а не цены;

· за себя должны говорить товары, а не продавцы. Это означает, что не следует манипулировать покупателем, навязывать ему продукт. Это экономически невыгодно.

7. Ориентировать деятельность предприятия не на сиюминутный результат, а на долгосрочную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке.

Для этого необходимо, чтобы:

· во всех случаях продукт попадал туда, где потребитель его более всего ждет, и поэтому, скорее всего, купит. Экономия на системе сбыта приводит к потерям в продажах товара;

· самые бесполезные затраты – это затраты на недостаточную рекламу;

· хороший сервис – залог долгосрочных отношений с потребителем. Он будет все время к вам возвращаться, как возвращаются отдыхать на хороший курорт.

Реализация принципов маркетинга осуществляется как последовательность рыночных усилий на удовлетворение потребностей покупателей, достигаемая с помощью специфических средств и методов.

Методы маркетинга – анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия, анализ потребителей как реальных, так и потенциальных, изучение существующих и планирование будущих товаров, планирование товародвижения и сбыта, обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИС), обеспечение ценовой политики, удовлетворение технических и социальных норм страны, для которой производит товары предприятие, управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой.

Система маркетинга

Система маркетинга – это совокупность функций и методов маркетинга, направленных на выявление и рациональное использование в управлении рыночной деятельностью фирмы и предприятия факторов внешней и внутренней среды, а также рыночных возможностей фирмы, обеспечивающих ей завоевание рыночной доли и привлечение потребителей.

Система маркетинга включает разработку стратегии и тактики маркетинга, реализацию программ маркетинга, непрерывный контроль качества работы (табл.3).

Стратегия маркетинга представляет собой маркетинговые меры компании по устойчивому продвижению своих товаров на рынок, включая определение целей, анализ, планирование маркетинговых мероприятий, мониторинг.

Стратегия маркетинга заключается в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке. Стратегий может быть много, поэтому необходимо выбрать подходящую для каждого рынка и каждого товара, чтобы она отвечала требованиям достижения целей маркетинга.

Следующей составляющей системы маркетинга является разработка тактики маркетинга. Тактика маркетинга ­ это разработка и реализация целей компании на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

Она формируется на основе стратегии маркетинга и динамики реальной текущей рыночной ситуации и отражает конъюнктурные соображения и принципы формирования рынка (спроса) на имеющуюся номенклатуру товаров фирмы.

Тактика разрабатывается на ближайшие год-полтора и регулярно, не дожидаясь истечения этого срока, подвергается ревизии и коррекции. К числу задач, решаемых тактикой маркетинга, относятся: организация товародвижения, организация рекламы и стимулирования продаж в соответствии с жизненным циклом каждого товара, определение принципов выхода на рынок с новым товаром.

Стратегия и тактика маркетинга зависят от назначений товара – производственного или потребительского. Для того чтобы выявить, какой товар и какой рынок будут «наиболее подходящими» друг другу, необходимо провести соответствующие исследования целевого рынка и избранного товара. Эти исследования выявят необходимость модификаций товара для его соответствия требованиям данного рынка и круг мероприятий, которые придётся провести для создания на нём благоприятных условий для данного товара.

Результаты исследований следует использовать при разработке и выполнении программы взаимного приспособления избранного товара и целевого рынка.

Таким образом, процесс маркетинга распадается на два блока действий:

1. Блок исследования: исследования рынка, товара и предприятия;

2. Блок развития: развитие рыночных сегментов, избранного товара и предприятия-поставщика.

Иначе говоря, маркетинг – это не только исследования рынков (или исследование спроса), как иногда его понимают, но активная созидательная деятельность, начиная с производства и кончая сбытом.

Другое понятие, работающее в том же направлении – дифференциация товара – создание вариантов одного и того же товара с несколько различающимися свойствами.

Иногда считают, что маркетинг должен создать благоприятные условия для выхода (прорыва) на избранный (целевой) рынок. Это действительно одна из задач маркетинга. Но на этом его роль не кончается. Маркетинг – это непрерывный циклический процесс, продолжающийся весь период присутствия (или жизненного цикла) товара на целевом рынке.

Реализация программ маркетинга ­ это процесс, превращающий маркетинговые планы в рабочие задания и обеспечивающий их реализацию. Управление маркетингом устанавливает подчиненность и ответственность за выполнение заданий, входящих в планы маркетинга.

Контроль качества работы по реализации маркетинговых планов заключается в оценке достигнутых результатов, контроле прибыльности предприятия, оценке и повышении эффективности расходования средств фирмы, оценке использования фирмой своих возможностей в реализации комплекса маркетинга.

Табл.3.

Составляющие системы маркетинга и их содержание

№ п/п Основные составляющие системы маркетинга Содержание составляющих системы маркетинга  
1. Разработка стратегии маркетинга · Определение методов достижения поставленных целей · Анализ, планирование маркетинговых мероприятий
2. Разработка тактики маркетинга Разработка и реализация целей компании, выдвигаемых конъюнктурой рынка
3. Реализация программ маркетинга   Управление маркетинговыми функциями, устанавливающими подчиненность и ответственность за выполнение тех или иных заданий
4. Непрерывный контроль маркетинговой деятельности · Достижение запланированных результатов · Контроль прибыльности предприятия · Оценка и улучшение эффективности расходования средств · Оценка использования фирмой своих возможностей и реализации комплекса маркетинга

Функции маркетинга

Основными функциями маркетинга являются:

1.Аналитическая функция.

2.Производственная функция.

3.Сбытовая функция (функция продаж).

4.Функция управления, коммуникаций и контроля.

Аналитическая функция включает следующие подфункции: изучение рынка, товара, потребителей; анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Производственная функция состоит из следующих подфункций: организация производства новых товаров и новых технологий, организация материально-технического обеспечения производства, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция - это организация системы сбыта и товародвижения, формирование спроса и стимулирование сбыта и организация сервиса.

Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием организационных структур управления, планированием, коммуникациями и организацией контроля (табл.4).

Табл.4.

№ п/п Функции маркетинга Подфункции маркетинга
1. Аналитическая функция · Изучение внешней и внутренней среды и структуры предприятия · Изучение конкурентов · Исследование рынка потребителей
2. Производственная функция · Организация разработки и постановки на производство новых товаров · Разработка новых технологий производства и сбыта · организация материально-технического снабжения · Управление качеством и конкурентоспособностью товаров
3. Сбытовая функция · Организация системы товародвижения · Организация предпродажного и послепродажного сервиса · Формирование спроса и стимулирование сбыта · Проведение целенаправленной ценовой политики
4. Функция управления, коммуникаций и контроля · Организация стратегического и оперативного планирования · Информационное обеспечение управления маркетингом · Организация системы коммуникаций предприятия · Организация системы маркетингового контроля

Наши рекомендации