Владимир Маяковский (1893–1930)

Владимир Маяковский – первый выдающийся русский копирайтер, которого все вы, конечно, знаете, но в этом контексте вспоминаете редко.

«Реклама – промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой “буржуазной штучке”».

«При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой», – писал поэт-трибун Владимир Маяковский.

Некоторые коллеги считают, что Маяковского нельзя назвать копирайтером, поскольку в его рекламах всегда очевиден его неповторимый стиль. Скептикам я отвечаю вот что. Во-первых, тот факт, что рекламу писал сам Маяковский, – уже само по себе продвигало продукт. Во-вторых, большинство и старых, и нынешних реклам не могут похвастаться наличием собственного стиля. И, главное, Маяковский не создавал рекламу для отдельных продуктов – он рекламировал все, что производила советская власть. И в этом контексте его стилистическое однообразие оправданно.

«Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома. Все киоски наши. Вывески Госиздата. Резинотрест, ГУМ, «Огонек», Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в газетах и журналах», – вспоминал о совместной работе с Маяковским художник-конструктивист Александр Родченко.

Они вдвоем создали тандем «Реклама-конструктор» – прообраз современного креативного агентства, просуществовавший с 1923 по 1925 год. Но за это недолгое время они успели отличиться на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. За рекламу сосок от Резинотреста Маяковский и Родченко получили серебряную медаль. (Характерно, что в СССР этот плакат так и не вышел в тираж.)

Текст плаката – призера Международной выставки в Париже – гласил:

Лучше сосок не было и нет,

готов сосать до старых лет.

Еще одна знаменитейшая реклама 20-х годов «Нигде кроме как в Моссельпроме» до сих пор звучит современно. На ней основан слоган торговой марки Daryaz – «Нигде, кроме как в любящем доме».

Большое количество рекламных текстов Владимир Маяковский писал до самой своей гибели.

Но наиболее качественную рекламу он создавал не для продуктов. Старшее поколение копирайтеров еще помнит, как в школе нас заставляли заучивать массу стихотворных строк советских поэтов. Но в памяти остались немногие – гениальные. Среди них:

Да будь я

и негром преклонных годов

и то,

без унынья и лени,

я русский бы выучил

только за то,

что им

разговаривал Ленин.

И, конечно:

Я

достаю

из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

Читайте,

завидуйте,

я —

гражданин

Советского Союза.

И то и другое – гениальная реклама общественного строя. Словам Маяковского верили намного больше, чем выступлениям первых лиц государства. Есть чему поучиться: «читайте, завидуйте».

Чарльз Саатчи (род. в 1943)

Единственный ныне живущий герой моей виртуальной галереи копирайтеров. Старший из братьев-основателей рекламного агентства Saatchi & Saatchi.

Один из самых влиятельных коллекционеров современных произведений искусства – «по совместительству» один из самых влиятельных рекламистов последней трети ХХ века.

В конце 1940-х годов небедная семья иракских евреев с фамилией, которая переводилась как «часовщик», перебралась в Лондон.

Один из многочисленных братьев Саатчи – Чарльз – не захотел заниматься семейным бизнесом и пошел работать в рекламное агентство. Но юноше, сдавшему в колледже два экзамена из шести, доверили только самую простую работу: собирать экземпляры газет и журналов с размещенными рекламными макетами.

Агентство было маленьким, и когда их главный (и единственный) креативщик заболел, руководство поручило срочную работу мальчику на побегушках.

Этот случай уже стал частью легенды: не любивший писать Чарльз провел ночь над созданием текста о курицах-несушках Thornber. Первая проба пера: рекламный текст и слоган – «Спроси того, у кого они есть» – были приняты заказчиками. Так началась карьера одного из самых успешных из ныне живущих рекламистов.

В 1970 году вместе с братом Морисом 27-летний копирайтер создает собственное рекламное агентство Saatchi & Saatchi (в Сохо, Лондон). Тандем креативщика Чарльза и менеджера Мориса оказался невероятно успешным.

Вскоре Saatchi & Saatchi по заказу Британского совета по санитарному просвещению создало социальную рекламу по планированию семьи. Для того чтобы предотвратить случайные беременности, рекламисты обратились к мужской ЦА. На плакатах был изображен «беременный» мужчина с озабоченным выражением лица и подпись: «Был бы ты более осторожен, если бы забеременеть мог ты?»

Уже в 1979 году братьям удалось заполучить заказ на предвыборную кампанию британской Консервативной партии. Чарльз придумал слоган Labour isn’t working («Труд не работает» – построенный на игре слов, ведь конкурентами консерваторов были лейбористы, то есть «трудовики»). Благодаря удачной рекламной кампании партия победила на выборах 1979 года, а ее лидер – Маргарет Тэтчер – стала премьер-министром.

Для своего клиента с тридцатилетним стажем сотрудничества British Airways Saatchi & Saatchi придумало простой слоган – «Самая любимая авиакомпания в мире».

Saatchi & Saatchi разрабатывало успешную антитабачную рекламу со слоганом «Ты не сможешь отмыть свои легкие». Ему же принадлежит и скандально-стильная компания для сигарет Silk Cut (во времена, когда изображение и называние марки табачных изделий уже были запрещены).

На вопрос, отражает ли созданная им реклама его мировоззрение, Чарльз отвечал с усмешкой: «Как это мило с вашей стороны – думать, будто рекламные тексты пишутся от чистого сердца».

После успешного продвижения Маргарет Тэтчер у агентства от заказчиков не было отбоя. И предприимчивые братья начали скупать конкурентов. Saatchi & Saatchi поглотило около 80 компаний, 13 из которых были куплены за один лишь 1985 год. Оборот компании в 1989-м составил 3,2 млрд долларов.

Но братья слишком увлеклись расширением бизнеса, не заботясь о внедрении общей креативной культуры во всех подразделениях. Котировки акций погрязшего в долгах Saatchi & Saatchi стали падать. И в конце 1994 года совет директоров уволил Мориса (за ним покинул директорат и Чарльз). А «осиротевшую» компанию Saatchi & Saatchi в 2000 году купил холдинг Publicis.

Если хотите узнать все подробности, прочитайте книгу Кевина Голдмана о взлете и падении Saatchi & Saatchi (The Creation and Crash of the Saatchi & Saatchi Advertising Empire), написанную в 1996 году.

Но братья доказали свою неординарность, создав новое успешное рекламное агентство M&C Saatchi. (Впрочем, Чарльз участвует в нем только своим инициалом в названии.)

Через семь лет после ухода из агентства имени себя братья вновь на профессиональной вершине. М&С Saatchi входит в десятку крупнейших мировых рекламных агентств, лишь на несколько пунктов отставая от покинутого ими Saatchi & Saatchi.

Сам Чарльз Саатчи полностью посвятил себя коллекционированию современного искусства. (Я же считаю, что он просто переключился на создание брендов на арт-рынке.) Оставаясь невероятно креативным, в 2009 году он написал книгу «Меня зовут Чарльз Саачи, и я артоголик».

Барон Морис Саатчи, казалось, тоже полностью отошел от практики рекламы и посвятил себя политике. Но в 2011 году он издал книгу Brutal Simplicity of thought, которая недавно вышла на русском языке[113].

На примере братьев Саатчи еще раз становится понятным: по-настоящему креативный человек может уйти из рекламы, но она его не покинет.

Список литературы

Барнс Р . Как повысить отклик от рекламы. 95 работающих приемов. – М.: Гребенников, 2008.

Бенсивенга Г . Секреты копирайтера. Серия писем, адресованных людям, пишущим продающие тексты и названым автором «пулями». Перевод Алины Даниэль. Автор и переводчик дали возможность скачивать текст из интернета безвозмездно.

Библия Билла Бернбаха: история рекламы, которая изменила рекламный бизнес. – М.: Эксмо, 2011.

Веллер М. Мое дело. – М.: АСТ, 2006.

Витале Дж. Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. – М.: Эксмо, 2009.

Восхождение к прозе. Лермонтов // П. Вайль, А. Генис. Родная речь. Уроки изящной словесности. – М.: Колибри, 2008.

Гали Б. Brand. Рождение имени. – М.: Этерна, 2007.

Грант Дж . 12 тем. Маркетинг 21 века. – СПб.: Питер, 2007.

Гуревич С . Газета. Вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Джонс Дж. Ф . Мифы, небылицы и факты о рекламе. Анализ 28 самых живучих мифов. – М.: Омега-Л, 2005.

Довлатов С. Записные книжки. Соло на ундервуде. Соло на IBM. – СПб.: Азбука, 2001.

Довлатов С . Ремесло. – СПб.: Азбука-классика, 2004.

Докторов Б . Реклама и опросы общественного мнения в США. – М.: Центр социального прогнозирования, 2008.

Еженедельная газета «2000», сайт 2000.net.ua.

Зденек М . Развитие правого полушария. – Минск: Попурри, 1997.

Интернет-справочник «Большая советская энциклопедия» // encyclop.ru/91532.

Кеннеди Д . Продающие письма. – М.: Гиппо, 2012.

Кинг С . Как писать книги. Мемуары о ремесле. – М.: АСТ, 2004.

Кларк Р. П . 50 приемов письма / Пер. Ю. Купер с разрешения Института Пойнтера, США // Первоисточник: www.poynter.org/author/rclark/.

Коммерсант. – 2011. – № 81 (4622). – 7 мая.

Компаньон. – 2007. – 12–16 февраля.

Криницын Е . Акулы интервью. 11 мастер-классов. – М.: Альпина паблишер, 2010.

Кристенсен К., Кук С., Холл Т . Пороки маркетинга // Harvard Business Review – Россия. – 2006. – Январь-февраль.

Кромптон А . Мастерская рекламного текста. – М.: Довгань, 1998.

Макки Р. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только… – М.: Альпина нон-фикшн, 2013.

Мединский В . Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного. – СПб.: Питер, 2008.

Микалко М . Игры для разума. Тренинг креативного мышления. – СПб.: Питер, 2007.

Назайкин А . Рекламный текст в современных СМИ. – М.: Эксмо, 2007.

Огилви Д . Огилви о рекламе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

Огилви Д . Огилви о рекламе. – М.: Эксмо, 2011.

Огилви Д . Откровения рекламного агента. – М.: Сирин, 2001.

Паркин М . Сказки для коучинга. Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и рабочими группами. – М.: Добрая книга, 2007.

Райс Э., Райс Л . Расцвет PR и упадок рекламы. – М.: АСТ, 2007.

Саатчи М . Дерзкая простота мысли. – М.: МИФ, 2013.

Слободянюк Э . Настольная книга копирайтера. – М.: Вершина, 2008.

Словарь языка Пушкина / Под ред. В. Виноградова. В 4 т. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956.

Тейлор Дж., Хэтч С . Волшебство по расчету. Алгебра рекламы. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

Траут Дж., Ривкин С . Новое позиционирование. – СПб.: Питер, 2002.

Туманов Д. В. Творим золотым пером. – Казань, 2000.

Умаров М. PRописные истины. Почему не все могут сделать очевидное. – М.: Вершина, 2008.

Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе. – М.: Эксмо, 2006.

Хопкинс К . Научная реклама. – М.: Эксмо, 2007.

Чудинов А . Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – СПб.: Издание В. И. Губинского, 1900.

Чумиков А . Записки PRофессионала. – СПб.: Питер, 2009.

Эйтчисон Дж. Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. – М.: Вильямс, 2007.

Ялом И . Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. – М.: Эксмо, 2008.

The Wit and Wisdom of Mark Twain, 1989.

http://absolutunique.com.ua.

http://sostav.ru.

http://vikent.ru.

http://www.1001tabak.ru.

http://www.alcovip.ru.

http://www.cognitivist.ru/docs/lizard_tail.pdf.

http://www.rg.ru/2008/10/28/zagolovki.html.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

[1]Герой романа Виктора Пелевина «Generation “П”».

[2]Слободянюк Э . Настольная книга копирайтера. М.: Вершина, 2008.

[3]Словарь языка Пушкина / под ред. В. Виноградова. В 4 т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956.

[4]Хопкинс К . Моя жизнь в рекламе. М.: Эксмо, 2006.

[5]Траут Дж., Ривкин С . Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2002.

[6]Согласно отчету агентства Interbrand о ста самых дорогих брендах мира за 2012 год.

[7]Библия (Притчи 22:1).

[8]Из буклета Johnson & Johnson.

[9]Траут Дж., Ривкин С . Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2002.

[10]Неймер – одна из специализаций копирайтера.

[11]Создатель российского фестиваля рекламы «Идея!».

[12]Кларк Р. П . 50 приемов письма / пер. Ю. Купер с разрешения Института Пойнтера, США // Первоисточник: www.poynter.org/author/rclark/.

[13]Вот довольно полный синонимический ряд к слову «ветер»: баргузин, борей, бриз, буран, вест, ветерок, ветерочек, ветр, ветрище, ветродуй, ветрюга, ветряга, вихорь, вихрь, вьюга, вьюговей, дуновение, заверть, завирюха, зефир, зюйд, зюйд-вест, зюйд-ост, метель, мистраль, муссон, норд, норд-вест, норд-ост, пассат, свистун, сирокко, сквозняк, смерч, суховей, тайфун, торнадо, ураган, циклон, шквал, шторм.

[14]Барнс Р. Как повысить отклик от рекламы. 95 работающих приемов. М.: Гребенников, 2008.

[15]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[16]Веллер М . Мое дело. М.: АСТ, 2006.

[17]Джонс Дж. Ф . Мифы, небылицы и факты о рекламе. Анализ 28 самых живучих мифов. М.: Омега-Л, 2005.

[18]Кларк Р. П . 50 приемов письма / пер. Ю. Купер с разрешения Института Пойнтера, США // Первоисточник: www.poynter.org/author/rclark/.

[19]Веллер М . Мое дело. М.: АСТ, 2006.

[20]Восхождение к прозе. Лермонтов // П. Вайль, А. Генис. Родная речь. Уроки изящной словесности. М.: Колибри, 2008.

[21]Кларк Р. П . 50 приемов письма / пер. Ю. Купер с разрешения Института Пойнтера, США // Первоисточник: www.poynter.org/author/rclark/.

[22]Ялом И . Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2008.

[23]Чудинов А . Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.: Издание В. И. Губинского, 1900.

[24]Там же.

[25]Огилви Д . Откровения рекламного агента. М.: Сирин, 2001.

[26]Хопкинс К . Научная реклама.

[27]www.rg.ru/2008/10/28/zagolovki.html.

[28]Огилви Д . Огилви о рекламе. М.: Эксмо, 2011.

[29]Бенсивенга Г . Секреты копирайтера. Это серия писем, адресованных людям, пишущим продающие тексты, и названных автором «пулями». Перевод Алины Даниэль. Автор и переводчик дали возможность скачивать текст из интернета безвозмездно.

[30]Назайкин А . Рекламный текст в современных СМИ.

[31]Троп (от др. – греч. «оборот») – в художественном произведении слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

[32]Аллитерация, аллюзия, метафора, эпитет, сравнение.

[33]А если у кого-то из филологов есть поправки, то составители Википедии прислушиваются к мнению экспертов.

[34]Довлатов С . Ремесло. СПб.: Азбука-классика, 2004.

[35]Роман Уфимцев разрешает ее бесплатно скачать здесь: www.cognitivist.ru/docs/lizard_tail.pdf.

[36]Бенсивенга Г . Секреты копирайтера. Это серия писем, адресованных людям, пишущим продающие тексты, и названных автором «пулями». Перевод Алины Даниэль. Автор и переводчик дали возможность скачивать текст из интернета безвозмездно.

[37]Паркин М . Сказки для коучинга. Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и рабочими группами. М.: Добрая книга, 2007.

[38]Грант Дж . 12 тем. Маркетинг XXI века. СПб.: Питер, 2007.

[39]Эйтчисон Дж. Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[40]Траут Дж., Ривкин С . Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2002.

[41]Докторов Б . Реклама и опросы общественного мнения в США. М.: Центр социального прогнозирования, 2008.

[42]Гали Б . Brand. Рождение имени. М.: Этерна, 2007.

[43]Интернет-справочник «Большая советская энциклопедия» // encyclop.ru/91532.

[44]Автор слов песни «Город» Вячеслав Петкун.

[45]Туманов Д. В . Творим золотым пером. Казань, 2000.

[46]Чумиков А . Записки PRофессионала. СПб.: Питер, 2009.

[47]Гуревич С . Газета. Вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004.

[48]Коммерсантъ. 2011. № 81 (4622). 7 мая.

[49]Криницын Е . Акулы интервью. 11 мастер-классов. М.: Альпина паблишер, 2010.

[50]Тейлор Дж., Хэтч С . Волшебство по расчету. Алгебра рекламы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

[51]Neil French . Sorry For The Lobsters.

[52]Витале Дж . Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. М.: Эксмо, 2009.

[53]Кристенсен К., Кук С., Холл Т . Пороки маркетинга // Harvard Business Review – Россия. 2006. Январь – февраль.

[54]Барнс Р . Как повысить отклик от рекламы. 95 работающих приемов. М.: Гребенников, 2008.

[55]Бенсивенга Г . Секреты копирайтера. Это серия писем, адресованных людям, пишущим продающие тексты, и названных автором «пулями». Перевод Алины Даниэль. Автор и переводчик дали возможность скачивать текст из интернета безвозмездно.

[56]Кристенсен К., Кук С., Холл Т . Пороки маркетинга // Harvard Business Review – Россия. 2006. Январь – февраль.

[57]Витале Дж . Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. М.: Эксмо, 2009.

[58]Бенсивенга Г . Секреты копирайтера. Это серия писем, адресованных людям, пишущим продающие тексты, и названных автором «пулями». Перевод Алины Даниэль. Автор и переводчик дали возможность скачивать текст из интернета безвозмездно.

[59]Довлатов С . Ремесло. СПб.: Азбука-классика, 2004.

[60]Бенсивенга Г . Секреты копирайтера. Это серия писем, адресованных людям, пишущим продающие тексты, и названных автором «пулями». Перевод Алины Даниэль. Автор и переводчик дали возможность скачивать текст из интернета безвозмездно.

[61]Чумиков А. Записки PRофессионала. СПб.: Питер, 2009.

[62]Кеннеди Д . Продающие письма.

[63]Кромптон А . Мастерская рекламного текста. М.: Довгань, 1998.

[64]Грант Дж . 12 тем. Маркетинг 21 века. СПб.: Питер, 2007.

[65]Райс Э., Райс Л . Расцвет PR и упадок рекламы. М.: АСТ, 2007.

[66]Грант Дж . 12 тем. Маркетинг 21 века. СПб.: Питер, 2007.

[67]Еженедельная газета «2000», сайт 2000.net.ua.

[68]Мединский В . Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер, 2008.

[69]Умаров М . PRописные истины. Почему не все могут сделать очевидное. М.: Вершина, 2008.

[70]Довлатов С . Записные книжки. Соло на ундервуде. Соло на IBM. СПб.: Азбука, 2001.

[71]Чумиков А . Записки PRофессионала. СПб.: Питер, 2009.

[72]Мединский В . Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер, 2008.

[73]Витале Дж . Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. М.: Эксмо, 2009.

[74]Грант Дж . 12 тем. Маркетинг 21 века. СПб.: Питер, 2007.

[75]Чумиков А . Записки PRофессионала. СПб.: Питер, 2009.

[76]http://borisakunin.livejournal.com/104734.html.

[77]Песня группы «Поющие вместе».

[78]Авторство четверостишия мое. О Маяковском как копирайтере см. в приложении.

[79]Хопкинс К . Моя жизнь в рекламе. М.: Эксмо, 2006.

[80]Витале Дж . Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. М.: Эксмо, 2009.

[81]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[82]Зденек М . Развитие правого полушария. Минск: Попурри, 1997.

[83]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[84]Витале Дж . Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. М.: Эксмо, 2009.

[85]The Wit and Wisdom of Mark Twain, 1989.

[86]On September 7th, 1982, Ogilvy sent the following internal memo to all agency employees, titled “How to Write” and found in the 1986 gem The Unpublished David Ogilvy (public library): The unpublished David Ogilvy; Joel Raphaelson. New York, 1986.

[87]Витале Дж. Гипнотические рекламные тексты. Как искушать и убеждать клиентов одними словами. М.: Эксмо, 2009.

[88]Кинг С. Как писать книги. Мемуары о ремесле. М.: АСТ, 2004.

[89]The Wit and Wisdom of Mark Twain, 1989.

[90]Клеон О. Кради как художник. М.: МИФ, 2013.

[91]Микалко М . Игры для разума. Тренинг креативного мышления. СПб.: Питер, 2007.

[92]Примеры с интернет-портала www.vikent.ru.

[93]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[94]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[95]По материалам сайта www.absolutunique.com.ua.

[96]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[97]Премия Effie – всемирно известная награда в сфере эффективных маркетинговых коммуникаций, которая присуждается в 40 странах. Уникальность Effie состоит в том, что это единственный международный конкурс, оценивающий эффективность затрат рекламодателей на рекламу.

[98]Компаньон. 2007. 12–16 февраля.

[99]По материалам сайта www.sostav.ru.

[100]www.alcovip.ru.

[101]www.1001tabak.ru.

[102]Грант Дж . 12 тем. Маркетинг 21 века. СПб.: Питер, 2007.

[103]Эйтчисон Дж . Разящая реклама. Как создать самую лучшую в мире печатную рекламу брендов в XXI веке. М.: Вильямс, 2007.

[104]Макки Р . История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только… М.: Альпина нон-фикшн, 2013.

[105]Докторов Б . Реклама и опросы общественного мнения в США. М.: Центр социального прогнозирования, 2008.

[106]Хопкинс К . Научная реклама. М.: Эксмо, 2007.

[107]Огилви Д . Огилви о рекламе. М.: Эксмо, 2011.

[108]Хопкинс К . Моя жизнь в рекламе. М.: Эксмо, 2006.

[109]Джон Кеннеди (John E. Kennedy, 1864–1928) – один из первых теоретиков и мощный практик копирайтинга.

[110]Докторов Б . Реклама и опросы общественного мнения в США. М.: Центр социального прогнозирования, 2008.

[111]Огилви Д. Огилви о рекламе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

[112]Библия Билла Бернбаха: история рекламы, которая изменила рекламный бизнес. М.: Эксмо, 2011.

[113]Саатчи М . Дерзкая простота мысли. М.: МИФ, 2013.

Наши рекомендации