Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)

Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.

С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей.

В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе.

В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи.

С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь» — в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет — поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.

Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА — на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи.

Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира —у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда.

В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.

В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

2) Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

· небольшой объем;

· в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

· малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

· автору интересна какая-то определенная тема;

· решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Билет№15:

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам).
В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.
В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.
В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.
Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.
Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев–Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.
На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А.Малышкина, «Ветром» Б.Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В.Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А.Фадеева «Долой Шиллера!», направленная против романтического начала в литературе.

2) Футуризм (от латинского futurum — будущее) — одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах (например, скульптуре), нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также искусствоведении и литературоведении. Первая декларация — «Манифест футуризма» 1909 г. Маринетти (итал.).

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с ее динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием «человека толпы» хаотический пульс технизированной «интенсивной жизни», мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как «гигиены мира», что впоследствии привело некоторых из «их в лагерь Муссолини.

Билет№16:

1.Краткая характеристика произведения "Петр Первый" Толстого А.Н.

Работа над романом «Петр Первый» началась в 1929 г. и продолжалась до конца жизни писателя в 1945 г. Роман остался незавершенным. Книга о Петре Первом — это широкое историко-эпическое полотно. Отсюда его сюжетно-композиционная многоплановость, многогеройность, всеохватность авторского видения. Толстой видит в Петре I национального героя, подчиняющего всю свою жизнь и деятельность судьбе России. Петр — личность, стягивающая к себе все сюжетные линии, всех действующих лиц. Фигура Петра масштабна, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Наряду с невымышленными героями — князьями, боярами, военачальниками — в романе ярко и выпукло показаны вымышленные герои из различных социальных слоев: крестьяне, стрельцы, купцы, священнослужители.

Сюжет и композиция романа обусловлены многоплановым авторским замыслом — создания трех книг. Первая книга насыщена быстро сменяющими одна другую картинами русской жизни, в ней предстают три плана: 1) царевна Софья, управляющая страной; 2) юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя; 3) тяжелая жизнь народа. Центральное место в первой книге - борьба между Софьей и Петром. Вторая книга менее насыщена историческими событиями. «Кончалась византийская Русь», началась преобразовательная деятельность Петра, всколыхнувшего все, что было сильного и здорового на Руси. В то же время растет недовольство в народе. Третья книга осталась незаконченной. Петр в ней предстает мудрым и дальновидным политиком, научившимся побеждать.

Изобразительные приемы писателя: лаконичные портретные описания, речевая характеристика, сам язык романа, сочетающий литературный язык, архаизмы, живую народную речь, документы, письма. Художественным своеобразием романа является исключительное многоголосие, умение подмечать и описывать жесты, голос, взгляд, позы, телодвижения, одежду. Многолик образ народа: народная масса говорит голосами ожившей эпохи, прошлое предстает осязаемо, рождается образ времени. А. Толстой воссоздает правдивый образ Петровской эпохи и самого царя, помогает читателю «физически видеть читаемое». А. М. Горький писал А. Толстому: «Петр» - первый в нашей литературе исторический роман, книга - надолго».

2) Чтобы следовать методу социалистического реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и т. д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Метод социалистического реализма был сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 г. Он охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нем утверждались следующие принципы:

1) описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; 2) согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Билет№17:

1)Творчество М.А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.

Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого столетия; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.

Писатель вошел в мою жизнь как автор повестей, рассказов и фельетонов 20-ых годов, восхитительного романа «Мастер и Маргарита», чудовищной истории «Собачье сердце».

Хотелось бы остановиться на произведениях «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», которые отличаются причудливыми переплетениями реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Это обусловлено тем, что окружающая писателя действительность была столь нелепа и отвратительна, что вполне могла казаться фантасмагорической.

Герои этих произведений живут в одной и той же реальности- Москве первой четверти XX века. Живописная картина действительности того времени показана автором удивительно конкретно, исторически и психологически достоверно.

Так, например, в «Собачьем сердце» Булгаков не только представил пороки времени, но открыто выступил противником установившегося в стране порядка, при котором порядок отсутствовал, а восстановилась некая вакханалия ничтожеств.

В повести «Собачье сердце» звучит злободневная и одновременно вечная тема: опасность «революционного» преобразования природы и человека. Для раскрытия этой темы Булгаков, на мой взгляд, очень удачно использует элементы фантастики, сатиру, гротеск, которые идеально сочетаются с бытовым фоном.

Герой повести «Собачье сердце», профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский, занимается модной в то время проблемой омоложения человека. Писатель отдает должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей, работоспособен ( принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу), лечит представителей власти. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, не торопясь пообщаться со своим помощником Борменталем. Профессор рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: «Вот никаких и не читайте». Кстати, газеты здесь не случайны: устами профессора автор выступает против продажности печати.

2)Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Эпопея - обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях («Илиада» , «Махабхарата») . Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Билет№18:

1)Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие “зощенковский герой”. Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннегоЧехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Около четырех десятилетий посвятил Зощенко отечественной литературе. Писатель прошел сложный и трудный путь исканий. В его творчестве можно выделить три основных этапа.

Первый приходится на 20-е годы – период расцвета таланта писателя, оттачивавшего перо обличителя общественных пороков в таких популярных сатирических журналах той поры, как “Бегемот”, “Бузотер”, “Красный ворон”, “Ревизор”, “Чудак”, “Смехач”. В это время происходит становление и кристаллизация зощенковской новеллы и повести. В 30-е годы Зощенко работает преимущественно в области крупных прозаических и драматических жанров, ищет пути к “оптимистической сатире” (“Возвращенная молодость” – 1933, “История одной жизни” – 1934 и “Голубая книга” – 1935). Искусство Зощенко-новеллиста также претерпевает в эти годы значительные перемены (цикл детских рассказов и рассказов для детей о Ленине). Заключительный период приходится на военные и послевоенные годы. Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Не завершив учебы, ушел в 1915 году добровольцем в действующую армию, чтобы, как вспоминал он впоследствии, “с достоинством умереть за свою страну, за свою родину”. После Февральской революции демобилизованный по болезни командир батальона Зощенко (“Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце…”) служил комендантом Главного почтамта в Петрограде. В тревожные дни наступления Юденича на Петроград Зощенко – адъютант полка деревенской бедноты. Годы двух войн и революций (1914-1921) – период интенсивного духовного роста будущего писателя, становления его литературно-эстетических убеждений. Гражданское и нравственное формирование Зощенко как юмориста и сатирика, художника значительной общественной темы приходится на пооктябрьский период.

2) Роман социальный
Основой таких произведений служит описание различных вариантов поведения, принятого в каком-либо отдельном обществе, и поступки героев, противоречащие или соответствующие этим ценностям. Социальный роман имеет 2 разновидности: культурно-исторический и нравописательный.

Нравописательный роман – это камерное социальное повествование, сосредоточенное на стандартах и нравственных нюансах поведения в обществе. Ярким примером произведения такого вида служит роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Культурно-исторический роман, как правило, описывает историю какой-либо семьи на фоне культурных и нравственных стандартов своего времени.

Психологический роман
В данном виде романов все внимание читателя сосредоточено на внутреннем мире человека.

Приключенческий роман
Роман поисков, роман с интригой, рыцарский роман, шпионский триллер также относятся к данному типу романов. Как правило, такие произведения насыщены действием, хитросплетениями сюжета, отважными и сильными героями, любовью и страстью. Основной целью приключенческих романов является развлечение читателя, сравнимое, например, с кино.

Билет№20:

1) 70-е годы в развитии советской литературы критики и литературоведы единодушно характеризуют как стадию художественного многообразия. Действительно, палитра современной литературы необычайно богата красками, в чем можно убедиться на примере рассматриваемого нами жанра. Разнообразие форм воплощения об -щественного конфликта, богатство приемов создания литературных характеров, сложность пространственно-временной организации -лишь некоторые черты повести, которые достаточно убедительно говорят о расширении писателями поиска новых художественных возможностей для наиболее полного воссоздания мира и человека периода Великой Отечественной войны.

Война на высокой ступени общественного развития - это всегда конфликт политический, имеющий в своей основе противоречие интересов различных государств и классов. Коренное отличие Великой Отечественной войны состоит в том, что в ней столкнулись не только два политических курса, но и две социальные системы, два образа жизни и две принципиально раз -личные идеологии.

С момента своего возникновения советская повесть о Великой Отечественной войне, как и вся наша военная проза, стремилась к всеобъемлющему постижению этого исторического явления, составляющего особый э.тап как отечественной, так и мировой истории. Как известно, "... общественные конфликты в произведении выступают как художественные конфликты, то есть как частные, индивидуальные события в человеческой жизни". Другими словами, конфликт "... в специфической, нередко весьма опосредованной форме отражает коллизии реальной действительности. ... выявляет столкновение так или иначе противостоящих один другому жизненных, духовных начал" . В литературе военных лет преобладало изображение прямого столкновения советского воина с врагом с целью раскрытия, с одной стороны, чудовищной жестокости оккупантов, с другой, - силы и стойкости советских людей, их нравственного превосходства.

В повести конца 50-х - середины 60-х годов такой тип конфликта перестает быть господствующим, так как всё настойчивее заявляет о себе конфликт нравственный ; ("Батальоны просят ог -ня" и "Последние залпы" Ю.Бондарева, "Фронтовая страница"и "Третья ракета" В.Быкова и другие).

2)"В основе понятия "стиль писателя" лежит сходство, однородность, единство творческихособенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка" (С.В. Тураев).

"Для того чтобы разобраться в стиле писателя, надо присмотреться к тому, как преобразуются позаконам этого стиля язык, предметный мир, житейские и исторические события, мир абстрактныхистин и суждений, нравственно-психологический мир человека" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

Билет№21:

1)ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ– название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Тенденции, темы и жанры, сложившиеся в отечественной литературе под влиянием исторических и политических перемен в общественной жизни СССР. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.

2) Народность литературы это отношение литературы к народу, проявляющееся в различных аспектах. Во-первых, народность – это меравзаимопроникновения литературы и фольклора.

Билет№22:

1)Критический реализм - художественное направление, в основе которого - принцип историзма, правдивого изображения действительности.
Возник в 20-х годах XIX века в Европе. во многом как отрицание художественных принципов романтизма.
Для реализма характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности.
Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах. Прием объективной повествования, усовершенствованный Флобером, уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия,
открытый проявление позиции писателя являются обычными вещами. Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки и культуры - все это черты критического реализма.

Критический реализм родился прежде всего в Англии и во Франции.
Его представителями были такие художники, как Стендаль, О. Бальзак,
В. Скотт, Ч. Диккенс.
В русской литературе его выразителями были М. Гоголь, Л. Толстой,
Ф. Достоевский, А. Чехов и др. .

2) Этот гибридный жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называется потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который олицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – это разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные, национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, который называется романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих на происходящий процесс.
С некоторой долей условности к роману-эпопее надо отнести дилогию Гомера «Илиада» и «Одиссея» , так как одни из центральных персонажей этой дилогии – Одиссей – в своих мыслях и поведении воплощает названные выше исторические идеи. В сцене спора Одиссея с отрицательным персонажем Терситом он как подлинный романический герой вызывает симпатию толпы и вместе с тем предстает как эпопейная фигура, которая говорит и действует, не подлаживаясь к интересам этой толпы, а естественно, в полном соответствии с реальными потребностями масс.
По этим качествам к гомеровским творениям примыкает главный русский роман 19 века «Война и мир» Л. Толстого. В этом романе одна из главных исторических фигур, решающих судьбы русской истории, полководец Кутузов, одерживает победу над захватчиком потому, что он получает поддержку всего народа, всей нации, что отвечает опять-таки историческим интересам российского государства. Есть здесь и симптоматичная деталь, когда Кутузову прямо выражает симпатию и восхищение одни из представителей так называемых простолюдинов, что окончательно и воодушевляет мудрого полководца.
В 20 веке две книги имеют большое сходство с романом-эпопеей. Это роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» , где судьбы людей сопряжены с колоссальным историческим потоком, который несет их, определяя их общие и индивидуальные судьбы. По обширности историко-социального материала и психологической глубине характеров, определяющих содержание событий столетия, по тому, как в духе эпопеи (имея в виду конечную победу общенационального и исторического) художественное полотно М. Шолохова «Тихий Дон» может быть вполне отнесено к жанру романа-эпопеи. Частными разновидностями такого жанра можно считать трилогию А. Толстого «Хождение по мукам» и его же исторический роман «Петр Первый»

Билет№23:

1) Большое место в романе-эпопее “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Находясь во главе армий, Наполеон и Кутузов не только направляли военные действия, но также распоряжались судьбами людей, им подчиненных. Толстой в своем романе отразил свой взгляд на войну, на роль выдающейся личности и народа.
Автор романа открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца. Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждавшее его тактику ведения войны. Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату - вот те чувства, которые выделяет Толстой в Кутузове. Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям света о командующем русской армией.
Кутузов и Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно.
Наполеон - кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”. Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихотям. “Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Толстой показывает, что все это только прихоть, самообман. Наряду с высокомерием Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь: “Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”. Даже перед портретом сына он играет роль.
Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: “Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив ”.
Больше всего поражает отношение французского императора к этой войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира. Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”.
Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: “Маленький человек в сером сертучке... Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног”.
Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты. Командующий и его армия едины, именно это показал автор в своем произведении.

2) Исторический роман ставит себе задачу изображать людей в условиях конкретного исторического времени. Задачей исторического романа является не пересказ крупных исторических событий, а воссоздание художественными средствами образа тех людей, которые в этих событиях участвовали.
Классический исторический роман возник в начале XIX столетия, почти одновременно со свержением Наполеона. И до XIX в. были попытки обратится к прошлому, но только с приходом в литературу Вальтера Скотта создается подлинно исторический роман. Историческому роману до Вальтер Скотта не хватает исторического мышления, то есть того, что особенности характера людей вытекают из исторического своеобразия их времени. Великое историческое искусство состоит в оживлении прошлого как предыстории настоящего, в художественном оживлении тех общественных и человеческих сил, которые, за время долгого развития, сформировали нашу жизнь такой, как она есть. Настоящий художник делает весь этот процесс таким ощутимым, так ясно зримым, что мы как бы сами участвуем в нем и его переживаем.

Билет№24:

1)По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.Во взглядах Павла Петровича смешались западничество и славянофильство. В молодости он причислял себя к либералам. Русский народ Кирсанов считает патриархальным. Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон». Любовь к народу символизирует для него пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Тургенев изображает любующегося собой аристократа, активная жизнь которого в прошлом. Автор уточняет: «Да и был он мертвец».Появление Базарова, человека противоположных взглядов и устремлений, внесло в тихую, безмятежную жизнь «отцов» беспокойство и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам. Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам «настоящих господ», возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий. Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет «одежонкой», будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами.Старший Кирсанов с первого взгляда «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» Кирсанов убежден, что живет правильно и достоин уважения. Он тепло относится к брату, Фенечке, племяннику Аркадию. Он способен на большое чувство, честен и благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался.Заявления Базарова перечеркивают всю его жизнь. Оказывается, по мнению молодого нигилиста, Павел Петрович – «феодал», «архаическое явление», жизнь его – «пустота и распущенность», его «принсипы» – пустые слова человека, который «сидит сложа руки». В ответ Кирсанов бросается защищать аристократов и дворянство в целом. Он все-таки находит слабое место в жизненной философии Базарова, который предлагает все старое разрушить. Кирсанов совершенно справедливо замечает: «Вы все отрицаете… Да ведь надобно же и строить». Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Так Тургенев определяет суть нигилизма – разрушать, не заботясь о будущем. Базаров формулирует так: «Мы… решили ни за что не приниматься… И ругаться… И это называется нигилизмом».Павел Петрович поражен кощунственными заявлениями Базарова о бесполезности культуры, искусства, поэзии, веры. Для него, как и для Тургенева, это были святые для разумного человека понятия. В этом Павел Петрович абсолютно прав. Спор двух представителей разных «исторических» типов обнажает внутреннюю пустоту убеждений одного и другого. За их словами ничего не стоит. «Отцы» уже все потеряли, «дети» – ничего позитивного не нашли.Представителем поколения «отцов» является и Николай Петрович Кирсанов. Он добряк по натуре, спокойный, уравновешенный человек, любитель игры на виолончели. Вокруг него любящие его люди, счастье с Фенечкой и ребенком, хороший сын Аркадий. Но в целом жизнь его проходит в мелких житейских хлопотах. Николай Петрович сопротивляется распаду дворянской системы, пытается обустроить имение, не отстать от жизни, но «песенка его спета», он «человек отставной». Он, как истинный барин, во всех своих начинаниях демонстрирует полную неприспособленность к жизни. К резким заявлениям Базарова он относится с недоумением.

2)Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Условность- нетождественность художественных образов объектам реальности, которые они воплощают. Различается первичная и вторичная У. Первичная У. Определяется спецификой искусства, поскольку любое произведение не тождественно жизни, даже в том случае, когда у писателя есть установка на жизнеподобие. В образах, построении мира произведения всегда проявляется авторское видение мира. Вторичная У. - намеренное, очевидное нарушение правдоподобия, открытое использование художественной иллюзии. Вторичная У. Выражается, в частности, в использовании фантастики, гротеска, иногда гиперболы, символа, аллегории; часто встречается в жанрах фантастики (всех разновидностей жанра), притчи, басни, литературной сказки, баллады).

Билет№25:

1)Творчество Некрасова охватывает сороковые-семидесятые годы позапрошлого века. Оно сложилось, окрепло и получило широкое признание во второй, революционно-демократический, период освободительного движения в России. В нем выразились идеи крестьянской демократии.

Годы общественного подъема, охватившего русское общество после Крымской войны, сменились временем политической реакции и упадка. Царская реформа 1861 года не дала народу подлинного освобождения. Революционно-демократическое движение 60-х годов не привело к революции, было подавлено. В этих трудных условиях Некрасов оставался неизменно верен передовым идеям, заветам единомышленников и учителей - Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Более тридцати лет возглавлял он русскую революционно-демократическую журналистику, будучи редактором «Современника», а затем «Отечественных записок ».

Судьба народа, его быт, его нужды и чаяния, судьба революционной интеллигенции, борцов за народное счастье были центральными, важнейшими темами некрасовской поэзии.

Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ, И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым бог тебя ведет, -

говорил о себе поэт.

2)Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Наши рекомендации