Лидер «Единой России» вводит в бой народное ополчение
Вчера лидер «Единой России» Владимир Путин в Волгограде на региональной конференции «Развитие юга России» выступил с инициативой создания Общероссийского народного фронта (в терминах военного времени, когда речь идет о выборах, он выражается впервые). Специальный корреспондент «Ъ» АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ считает, что благодаря размытости идеологической платформы «Единой России» к такому фронту с дорогой душой может примкнуть едва ли не любая общественная организация в стране. А значит, шансы «Единой России» на победу на парламентских выборах резко повышаются. Остальные партии вряд ли успеют оправиться от этого удара до выборов.
Сначала в Волгограде Владимир Путин посетил мемориал Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Внизу, откуда Родина-мать кажется дочкой, Владимира Путина и в самом деле ждали дети, не просто собранные для этого случая, а, кажется, и рожденные для него.
– Нас вырежут! – волновался один мальчик. – Нас всех вырежут!
Я невольно с опаской посмотрел на меч в руке Родины-матери.
– Почему ты так думаешь? – немного встревоженно переспросил его взрослый мужчина, видимо, преподаватель.
– Из сюжета по «Первому каналу» вырежут! – продолжал страдать мальчик.
Здесь, у ног Родины-матери, было неспокойно от очередей из автоматов и разрывов гранат, несущихся из разных стен и много лет назад грамотно записанных на магнитофонную пленку. И даже песня «Вставай, страна огромная!» казалась как никогда актуальной.
Владимир Путин вместе с детьми возложил цветы к Вечному огню, поговорил с ветеранами, пообещал одному из них поправку к двум законам – носители некоторых воинских званий не получают заслуженную пенсию.
Тем не менее ветераны казались молоды не только душой. Так, у одного из них я увидел в руках бутылку лимонада «Буратино»[48].
И это – только вступление. Весь репортаж насчитывает около 10 тысячи знаков (для сравнения: в приведенном выше примере заметки – менее двух тысяч). Неудивительно, что репортаж отличается от заметки подробностью и пошаговостью изложения события.
Репортаж – высший пилотаж журналистики. И если копирайтер в состоянии освоить данный жанр, это означает, что он легко справится и с многими другими форматами.
С понятием «статья» возникает определенная путаница. С одной стороны, статья – аналитический жанр журналистики. С другой – и в профессиональной среде, и в повседневности зачастую статьей называют любую публикацию. Так что, когда говорят «написал статью» или «прочитал статью», подразумевают обычно любой журналистский материал.
Нас же интересует статья как специфичный жанр. В статье анализируется некая ситуация (процессы, явления); в ней необходимо представлять факты в причинно-следственной связи. Этот аналитический жанр помимо анализа может содержать и прогноз.
Почему я особенно люблю статьи и обращаю на них ваше внимание? Дело в том, что это текст, выражающий определенную мысль, которая подкрепляется системой аргументов. Таким образом автор может подвести читателя к определенным выводам.
Поскольку задача копирайтера и состоит в том, чтобы сформировать определенные мнения и желания у целевой аудитории, то ему очень пригодится в работе такой журналистский формат, как статья. А для усиления воздействия в ней стоит применять как средства художественной выразительности (описанные в главе 6), так и принципы привлекательной подачи информации (о них подробнее см. в главе 9).
Говоря о вышеперечисленных форматах, я рекомендую копирайтерам учиться у журналистов. Однако когда речь заходит об интервью, я настаиваю на том, что работа в нашей профессии кардинально отличается от журналистской.
Этот жанр привлекателен тем, что позволяет продемонстрировать высокий статус (управленческий или экспертный) того, кого необходимо «отпиарить».
Интервью можно подразделить на следующие категории:
• информационное – привязанное к некоему событию: открытию, закрытию, модернизации, новой коллекции, слиянию, годовому отчету, победе на конкурсе и т. д.;
• аналитическое – описывающее определенные тенденции: рыночные, отраслевые, региональные, общенациональные; эта категория предполагает использование ретроспективы и прогнозирования;
• портретное – подающее компанию опосредованно через образ, например, топ-менеджера.
Копирайтер должен строго следовать журналистской типизации и не пытаться сделать интервью одновременно и портретным, и аналитическим или информационным.
Журналисты обязаны хорошо подготовиться к интервью. Нужно суметь разговорить интервьюируемого, а потому филигранно «отшлифовать» расшифровку. Лучшая книга, которую мне довелось читать по этой теме, – «Акулы интервью» – была записана Евгением Криницыным[49]. В ней можно почерпнуть профессиональные советы лучших интервьюеров России: Алексея Венедиктова, Владимира Познера, Николая Сванидзе, Станислава Кучера, Тины Канделаки и др.
Однако работа копирайтера над интервью кардинально отличается от действий журналиста. И разница между PR-интервью и журналистским заключается отнюдь не в слащавости первого (хотя в СМИ нередко встречаются бездарные опусы в стиле «дорогой Леонид Ильич» – от них за версту несет «заказухой», и никто, кроме заказчиков, их не читает).
В отличие от журналиста, зачастую пиарщик «дает» интервью вместо интервьюируемого. Ведь во многих компаниях топ-менеджеры «не говорящие»: они стесняются, сумбурно излагают мысли, произносят набор банальностей и штампов и т. д. Я говорю это не в упрек «топам» – крепкий хозяйственник не должен быть хорошим оратором. Задача пиарщика заключается в том, чтобы восполнить этот пробел.
Если PR-специалист давно работает в компании и знает ее изнутри, то он может успешно создавать интервью «с нуля под ключ». Если же он недавно в компании или если подготовка поручается специалисту со стороны, то правильный алгоритм работы над интервью следующий.
1. Проинтервьюируйте по теме всех компетентных людей компании. Не важно, что некоторые будут мычать и выдавать нечто нечленораздельное – задавайте уточняющие вопросы, а при необходимости вытягивайте информацию клещами. Степень корявости ответов значения не имеет, с этим вы потом разберетесь.
2. Опросите тех сотрудников, которые не занимают ключевых постов, но любят поговорить, порассуждать («побалагурить»). У них можно почерпнуть как новые данные, так и свежие формулировки. Также опросите старожилов компании – их информация поможет с ретроспективой.
3. Наконец, побеседуйте с топ-менеджером – фигурантом интервью. Причем не просто задавайте ему вопросы, а ведите диалог, рассказывая ему ваше виденье темы. (Главное, чтобы ваши высказывания были компетентны – а представления о положении дел вы уже набрались на двух первых этапах подготовки.)
4. Садитесь писать интервью. На этой стадии вам необходимо аккумулировать весь полученный материал и подать его в легкой разговорной форме.
Допустим, в ответ на вопрос «В вашей компании самая низкая текучка кадров – раскройте секрет: как вам это удается?» топ-менеджер бормочет: «У нас зарплата на 10 % выше, чем по отрасли» – и замолкает. В интервью его ответ должен выглядеть, например, так: «Конечно, я мог бы сказать, что все это благодаря самой высокой в отрасли зарплате и сотрудникам просто невыгодно покидать нашу компанию, но не скажу. Ведь материальный стимул – важная, но не единственная мотивация. Вы обратили внимание? Люди проводят на работе больше времени, чем с семьей. Поэтому рабочая атмосфера не менее важна, чем семейная. Наш коллектив – вторая семья для каждого сотрудника. Недавно наша уборщица стала бабушкой в пятый раз. Так мы ей всей коллективом присудили звание “Бабушка-героиня”».
Создавая интервью таким образом, не забывайте, что текст должен соответствовать непринужденности устной речи и все изложенное в нем должно быть правдой.
Четкое соответствие устной речи характерно и для текста, который вы готовите для публичного выступления. Спичрайтингом (от англ. speechwriting ) называют подготовку будущей публичной речи и изложение ее в виде текста.
Этот текстовый формат особенно востребован в политике. Политик (или топ-менеджер), пишущий тезисы собственных выступлений самостоятельно, – редчайшее исключение из правил. Среди великих таким исключением был литературно одаренный Уинстон Черчилль.
«Кто пишет Уинстону речи?» – таким был первый вопрос Франклина Делано Рузвельта советнику Гопкинсу, вернувшемуся из Лондона в начале 1941 года, – и когда Рузвельт узнал, что Черчилль это делает сам, то позавидовал его литературному таланту.
Сам Рузвельт, прекрасно осознавая силу слова, регулярно выступал перед нацией по радио. Его знаменитые «Беседы у камина», призванные поддержать американцев в годы Великой депрессии и Второй мировой войны, были написаны профессиональными спичрайтерами. Постоянная коммуникация с электоратом позволила Рузвельту стать единственным американским президентом, избиравшимся более чем на два срока.
Помимо журналистских, в нашей работе пригодятся и литературные форматы. Вам кажется, что они редко бывают востребованы в работе копирайтера? Вы напрасно так думаете! Возьмем такой «загадочный» жанр, как эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (такое определение дает «Википедия»). Эссе – очень удобный жанр, который часто используют (даже не осознавая этого) при написании текстов для «Живого журнала» и постов в социальных сетях.
Теперь, когда мы бегло рассмотрели разновидности текстов, многие из которых вам предстоит освоить, давайте остановимся на самом вожделенном из них – на сценарии рекламного ролика.
Начнем мы с несравнимо более дешевых аудиороликов.
Аудиоролики используют на радио, в торговых центрах и в интернете. Существует три вида аудиороликов (и возможны их комбинации):
1. информационный;
2. игровой;
3. музыкальный.
По продолжительности ролики бывают трех различных хронометражей: 15, 30 и 45 секунд (минутный ролик – редкая роскошь).
При написании сценария аудиороликов важно помнить, что в 15 секунд помещается не более 25 слов, в полуминутный ролик – 45 слов, а в 45-секундный – до 80 слов (больше можно, только если вы рекламируете тренинг по скороговоркам).
Изготовители роликов, настаивая на преимуществах аудиоряда, отсылают к результатам научных исследований. В 80-е годы учеными из Северо-Западного университета США было установлено, что мозг человека способен воспринимать произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Более того, слуховое восприятие длится у человека дольше зрительного. Если зрительный образ затухает менее чем за 1 секунду, то услышанное держится в голове в 45 раз дольше.
Если попытаться сформулировать самые первичные – базовые – правила эффективного радиоролика, то они будут таковы.
1. Один ролик – одна идея.
2. Не перегружайте ролик информацией.
3. Как можно раньше назовите нейм рекламируемого товара.
4. Ненавязчиво повторите название торговой марки не менее трех раз.
5. Используйте не только голоса, но и разные звуки, позволяющие слушателям «увидеть» происходящее.
Придумывать аудиоролики – занятие настолько увлекательное, что я рекомендую предаваться ему регулярно. Нет заказчиков? Для начала вы можете стать заказчиками сами у себя и создать впечатляющий аудиоряд для собственного сайта.
Дальнейшую часть главы не стоит читать тем редким профессионалам, по сценариям которых уже снимается видео. Также эта информация не пригодится тем, кто никогда не собирается заниматься рекламными роликами.
Тем же читателям, кто пока не имеет сценарного опыта, но «никогда не говорит никогда», я для начала проведу маленький экскурс.
Вообще я бы с удовольствием отослала всех желающих научиться делать видеорекламу к какой-нибудь хорошей книге по теме. Однако, хотя я тщательно слежу за профессиональной литературой, мне такая книга пока не попадалась. Поэтому я сперва я все-таки пробегусь по базовым принципам.
Первая телереклама вышла в эфир еще в 1941 году. Трансляцию бейсбольного матча прервал минутный ролик с изображением часов ТМ Bulova, которые тикали на экране 60 секунд[50].
С тех пор очень многое изменилось. Современная реклама – это яркое (и дорогостоящее) мини-кино.
К преимуществам видеорекламы относят следующие факторы:
• одновременное воздействие на несколько каналов восприятия (визуальный, звуковой);
• динамичность «картинки» усиливает вовлеченность телезрителя в происходящее на экране.
Все разнообразие видеороликов сложно типизировать, ни одна из попадавшихся классификаций не показалась мне убедительной. Поэтому как вариант я предлагаю использовать киношное разделение на документальное и художественное кино.
Конечно, в случае с рекламными роликами речь идет об имитации документалистики (новостных, обучающих и т. п. программах).
А игровые ролики, пожалуй, делятся в соответствии с жанрами художественного кино (анимация, боевик, детектив, триллер, приключения, комедия, драма, мелодрама, трагедия, фантастика, мюзикл, эротика и пародия).
При существующем разнообразии жанров все рекламные ролики должны содержать один обязательный элемент: pack short, «продуктовый» финал. Как правило, pack short занимает около 1/6 хронометража. Правильный pack short содержит слоган, логически завершающий сюжет ролика.
Если применить к ролику классическую, известную еще со школы формулу литературного произведения «завязка – развитие – кульминация – развязка», то pack short будет развязкой. Все остальное зависит от идеи ролика, созданной копирайтером.
После того как вы придумаете сильную идею, потребуется написать сценарий. Для четкого изложения сценария лучше использовать приведенную ниже матрицу.
Глава 8