Второе народное ополчение. Воцарение Романовых. Последствия смутного времени.

Второе народное или второе земское ополчение — возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами. Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле — июле 1612 года. Состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России. Руководители — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года — полностью освободило столицу от оккупации интервентами.

Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского. Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612. Правительство называлось «Совет всея земли».

21 августа 1612 года гетман Ходкевич переправился через Москву-реку у Новодевичьего монастыря. Пожарский со своими ратными людьми вышел против него, а князь Трубецкой с казацкими полками встал по другую сторону Москвы-реки, за Крымским бродом. 24 августа состоялось решающее кровопролитное сражение ополченцев с поляками. Войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство.

Оставались ещё польские отряды полковников Струся и Будилы, засевшие в Китай-городе и Кремле. В Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. 22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. 26 октября (5 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль.

На арену Истории вышел Михаил Феодорович Романов.

Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8%. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века.

7.РЕФОРМЫ ПЕТРА I. Административное управление страной в конце XVII в. Причины административных реформ. Судьба Боярской Думы и приказов. Изменения системы высших органов государственной власти (Сенат, коллегии). Губернская реформа. Органы местного управления (уезд, город). Церковная реформа. Реформы армии и флота.

Общая характеристика периода. Правление Петра Первого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке петровских реформ уже современники первого императора разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью.

А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени в стране уже были заметны значительные сдвиги в развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века все более отчетливо оформляется абсолютизм. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с его реформами. Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его личным делом, делом беспримерно насильственным, но необходимым. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала активная внешняя политика России в этот период. Первоначально доминировало южное направление — в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. После «великого посольства» в Европу (1697—1698 гг.) главной целью стал выход к Балтийскому морю, где доминировала Швеция. Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый — с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй — с 1709 по 1721 г. (от Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате шедших через прикаспийские области транзитных путей восточной торговли. В 1722—1723 гг. к России перешли западное и южное побережья Каспия, принадлежавшие ранее Персии. В качестве главных направлений преобразовательной политики Петра I можно выделить реформу армии и флота, реформу государственных органов управления, реформу сословного устройства, церковную, экономическую реформа, а также реформу в области культуры и быта.

Военная реформа. В России создается регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы в разработке которых участвовал Петр I. Выросло производство артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В начале ХУШ века впервые в истории России был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. К концу царствования Балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами человек в составе экипажа.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными пре-имуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него обязательна была военная или гражданская служба. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской, с канцелярией во главе. Расходы на содержание армии составляли 2/3 бюджета страны.

Реформы органов власти и управления. В первой четверти XVHX века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на восемь губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды). Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян.

Реформа сословного устройства. Петр ставил своей целью создание могущественного государства, опорой которого должно было стать дворянство. Завершилось слияние двух форм феодального землевладения: Указом о единонаследии (1714 г.) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную, неограниченную собственность помещика. Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. В 1722 г. была издана «Табель о рангах», которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов. Император добивался того, чтобы все дворянство считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием.

Интересы развития промышленности и торговли, политика в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города было разделено на «регулярное», владевшее собственностью, и «нерегулярное». В свою очередь, «регулярное» делилось на две гильдии. К первой относились крупные купцы и промышленники, а ко второй — мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только «регулярное» население.

Церковная реформа. Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства.

Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымало значительную их часть на нужды казны. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

Реформы в области культуры и быта. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров» Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости».

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Петр I учредил ассамблеи для дворян с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Изменения в быту и культуре имели большое прогрессивное значение, но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий.

Изменения в экономике. Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, еще более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло СВЯЗЬ дворянской вотчины с рынком. В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей. На это время приходится невиданное увеличение государственных повинностей. За время правления Петра в стране в три раза выросли налоги и на 15% сократило сь население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов Средневековья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убежден, что во имя государственной «пользы» можно пренебречь моральными нормами.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде, что означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики. Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства, направленной на поощрение развития экономики страны.

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

Итоги реформ. Все изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти ХУШ века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России в мире и ее роль в международных отношениях того времени.

Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства, как и общенациональные интересы страны, требовали ликвидации технико-экономической и культурной отсталости. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Сложность противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный истерический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. Основные задачи внешней политики во второй половине XVIII века. Причины русско-турецких войн. Первая русско-турецкая война. Повод к войне. Основные сражения: р. Ларга, р. Кагул. Морские сражения. Кучук-Кайнарджирский мир. Вторая русско-турецкая война. Повод к войне. Взятие Очакова. Сражения на море Измаил. Ясский мир. Итоги русско-турецких войн. Русско-шведская война. Три раздела Польши. Причины разделов и последствия. Восстание Костюшко. Итоги внешней политики.

Наши рекомендации