Анализ спроса на изделие и оценка эластичности спроса

Осуществляется в следующей последовательности:

а) На основе анкетирования (опроса) устанавливается уровень потребительского спроса при различном уровне цен (табл. 1) и строится график его изменения (Цена = f (Спрос)).

Таблица 1

Мощность мотоблока, л.с
До 6 7-8 9-12 Свыше 12
Цена, тыс. руб. Спрос, тыс. шт. Цена, тыс. руб. Спрос, тыс. шт. Цена, тыс. руб. Спрос, тыс. шт. Цена, тыс. руб. Спрос, тыс. шт.

б) Определяется коэффициент эластичности спроса по формуле

, (1)

где , - уровень спроса по вариантам; , - уровень цены по вариантам.

Спрос эластичный при .

в) По данным графика определяется верхняя граница цены ,при которой спрос равен 0. Уровень издержек на производство изделия определяется по формуле:

, (2)

где - расходы на основные материалы и комплектующие изделия, тыс. руб. (практическое задание №4, табл. 1); - расходы на заработную плату основных производственных рабочих, тыс. руб. (практическое задание № 4, табл. 1); - доля цеховых расходов, %( = 120 %); - доля общезаводских расходов, % ( = 70 %); - отчисления на социальные нужды, % ( = 26 %).

Сравнить нижнюю границу цены с рассчитанным уровнем издержек на производство изделия и сделать соответствующие выводы.

Ситуация № 2

Расчет вариантов различными методами

а) Определение цены по данным опроса.

Рассматриваются различные варианты цен (табл. 2) и определяется текущая прибыль с учетом объема спроса и доли рынка, на которую претендует фирма. При этом величина прибыли определяется по формуле:

, (3)

где - валовый объем продаж, (практ. занятие № 4, табл. 4).

, (4)

, (5)

где - доля фирмы на данном рынке (практические занятие №4, формула 9);

- емкость (объем спроса) целевого сегмента, тыс. шт. (практ. занятие №4, табл. 4); НДС - величина налога на добавленную стоимость, тыс. руб.

(НДС= 20 % от Д).

Таблица 2

Расчет текущей прибыли

Цена, тыс. руб. Объем спроса, шт. Объем спроса с учетом доли рынка, шт. Валовый доход, тыс. руб. НДС, тыс. руб. Суммарные издержки, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
1…4            

Сделать вывод, при каком значении фирма получит максимальную текущую прибыль.

б) Определение цены на основе технико-экономических показателей и конкурентоспособности изделия при сравнении с конкурентами по формуле

, (6)

где , - значение наиболее важного технического параметра анализируемого изделия и изделия-конкурента соответственно (при условии выбирают очередной по степени важности параметр); - цена базового изделия-конкурента (практические занятия № 4, табл.2); - значимость i-гo параметра (практические занятия № 4, табл.5).

в) Определение цены из условия возмещения издержек производства

, (7)

где - средняя норма прибыли на данном рынке (20 %); - ставка налога на добавленную стоимость (20 %).

г) определение окончательной цены , как среднего арифметического значения цен, рассчитанных тремя выше рассмотренными методами.

Ситуация № 3

Наши рекомендации