Взаимосвязь ценности товара и его цены

Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которые он намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования.

Понятие ценности товара достаточно субъективное, зависящее от индивидуума и человеческого фактора. Однозначно при формировании стратегии ценообразования свой весомый отпечаток накладывает конкурентная среда, поэтому объективно актуально с развитием рыночных отношений сочетание ориентаций и на покупателя, и на конкурентов. В некоторых случаях, например в развитом рынке аналогичного ряда товаров в жесткой конкурентной среде, понятие экономической ценности тождественно цене конкурентов.

Экономическая эффективность различных стратегий

Ценовая стратегияскидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.

Пример 1

Фирма продает 1000 единиц товара по 200 тыс. руб. каждая. Переменные затраты составляют 70 тыс. руб. на единицу товара, а постоянные — 30 тыс. руб. при производстве 2000 единиц. Фирма получает предложение о продаже товара на новом рынке. При этом она планирует сохранить в полном объеме продажу товара на первом рынке, а имеющиеся мощности позволяют увеличить производство до 2000 единиц товара. Какую минимальную приемлемую цену может установить фирма?

Минимальной приемлемой ценой для второго рынка будет любая цена выше 7 тыс. руб., так как любая цена, превышающая переменные затраты, принесет выгоду. Первый рынок обеспечивает внешнюю экономию для второго рынка за счет включения постоянных затрат в свою цену. В результате у фирмы появляется возможность реализовать данный товар на втором рынке по более низкой цене, чем цена первого рынка.

Оптимальная цена для нового рынка должна определяться сложившимися на нем условиями спроса и конкуренции.

Непатентованные средства, вторичные демографические группы и некоторые иностранные рынки дают возможность выгодно использовать рассматриваемую стратегию. Так, часто новые лекарства вступают в конкуренцию с идентичными, но намного более дешевыми непатентованными лекарствами. Фирма должна сделать выбор: либо сохранить довольно высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта.

Возможная стратегия заключается в дифференцированном установлении цен на патентованные и непатентованные лекарства. На ту часть рынка, где продаются непатентованные лекарства (первый рынок), фирма может выйти с товаром без торговой марки, за счет относительно низкой цены увеличить объем продаж и получить дополнительную прибыль. Этот ценовой прием может быть использован для сохранения или расширения объема реализации на рынке патентованных лекарств (второй рынок). Нижней границей цены при реализации патентованных лекарств может стать сокращенная себестоимость, покрывающая только переменные затраты, поскольку постоянные затраты компенсируются доходом от реализации непатентованных лекарств.

Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей.

Стратегия периодической скидки широко применяется при временных снижениях цен на товары вне сезона, расценок на билеты на дневные представления, при ценовых скидках в период недогрузки мощностей. Основной принцип стратегии: характер снижения цен можно прогнозировать во времени, и он известен покупателям.

Пример 2

Фирма может воспользоваться одним из двух вариантов реализации своей продукции: по цене 90 тыс. руб. за единицу фирма может продать 20 единиц, а при цене 70 тыс. руб. за единицу она способна увеличить объем продаж до 40 единиц. Значит, чем ниже цена, тем больше объем продаж.

На рынке есть 40 покупателей, заинтересованных в продукции фирмы. Половина покупателей желает приобретать продукцию только в начале каждого периода, даже если придется уплатить по 90 тыс. руб. за единицу. Другая половина чувствительна к уровню цены и готова купить продукцию в любое время, но не дороже 60 тыс. руб. за единицу. По какой цене фирма должна продавать свою продукцию?

Может показаться, что фирма не способна прибыльно продавать свою продукцию на рынке, поскольку цены фирмы превысят возможности отдельных групп покупателей. Однако фирма может с выгодой продавать свою продукцию, если она использует неоднородность спроса покупателей, применяя стратегию периодической скидки.

При выборе первого варианта цена 90 тыс. руб. полностью удовлетворяет спрос не чувствительных к цене покупателей, но отсекает другую половину рынка — покупателей, чувствительных к цене. Общий объем продаж при этом составит 1,8 млн руб. (90 тыс. руб. x 20).

Наилучшим для фирмы будет второй вариант. Она должна выпускать по 40 единиц за период при затратах 40 тыс. руб. на единицу, устанавливая цену на уровне 90 тыс. руб. за единицу в начале каждого периода, систематически снижая ее к концу периода до 60 тыс. руб. за единицу.

Таким образом, фирма сможет продавать продукцию чувствительным к цене покупателям в начале периода, а остальным — в конце. Отметим, что реализация товара будет осуществляться в среднем по 60 тыс. руб. за единицу продукции.

Данная стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установлении цен на коммунальные услуги во время пиковой нагрузки. Аналогично этот принцип применяется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном установлении цен на дефицитные товары и в стратегии «снятия сливок», то есть установлении высокой цены на новый усовершенствованный товар в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене. Основной принцип стратегии: характер снижения цен можно прогнозировать во времени, и он известен покупателям.

Ценовая стратегия случайной скидки (случайного снижения цен) опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку.

Пример 3

Минимальная цена продаж у фирмы — 50 тыс. руб. за единицу товара. Распределение цен на один и тот же товар составляет 50–70 тыс. руб., так как существует несколько фирм с разной структурой затрат. 70 тыс. руб. — это максимум того, что заплатят за товар покупатели. На поиск товара с самой низкой ценой (50 тыс. руб.) требуется затратить один час. Если покупатель ничего не ищет, а покупает у первого продавца, он может, если повезет, найти товар по 50 тыс. руб., а если не повезет, то он приобретет товар по 70 тыс. руб. Предположим, возможные издержки времени покупатель оценивает в 0–20 тыс. руб. в час. Какая стратегия будет лучшей для покупателя, а какая — лучшей для продавца?

Предположим, распределение цен таково, что средний покупатель, не занимающийся поиском и не информированный о ценах, платит за товар 60 тыс. руб. Покупатель, занимающийся поиском, экономит в среднем 10 тыс. руб. (60 тыс. руб. – 50 тыс. руб.).

Таким образом, приобретать товар должны только те покупатели, которые оценивают свои издержки времени менее 10 тыс. руб.

Допустим, одни покупатели ищут товар, а другие приобретают его по принципу случайности. Какую стратегию должна выбрать фирма, минимальная цена продаж для которой составляет 50 тыс. руб.?

Фирма должна использовать стратегию снижения цен по принципу случайности, то есть установление высокой цены (70 тыс. руб.) и регулярное ее снижение (до 50 тыс. руб.). Важен характер скидки. Для неинформированных покупателей скидки должны быть случайными и не частыми. Тогда они не смогут угадать цену во второй раз и будут приобретать товар случайным образом, обычно платя высокую цену. Информированные покупатели, напротив, подождут, пока смогут приобрести товар по более низкой цене.

Следовательно, фирма пытается одновременно максимизировать число покупателей, информированных о ее низкой цене и неинформированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене. Поэтому данная стратегия называется еще продажей по переменным ценам.

Основное условие применения ценовой стратегии случайных скидок — неоднородность поисковых затрат покупателей. Покупатели знают о существовании диапазона цен. Тем не менее для лиц с высоким доходом поиск самой низкой цены не оправдывает затрат времени. Для остальных — наоборот.

Стратегия ценовой дискриминации — это стратегия, согласно которой фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь и идет о ценовой дискриминации.

Примером ценовой стратегии дискриминации является продажа стандартного программного обеспечения бюджетным и коммерческим организациям по значительно различающимся ценам; существенное варьирование уровня цен на одни и те же услуги в зависимости от уровня доходов клиентов.

Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного ценового канала в другой.

Стратегии конкурентного ценообразования — это стратегии, которые строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.

Рассмотрим основные разновидности стратегий конкурентного ценообразования.

Ценовая стратегия проникновения на рынок — стратегия, основанная на использовании экономии за счет роста масштабов производства.

Стратегия проникновения на рынок используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций.

Пример 4

Фирма периодически снижает цены. Минимальная цена продаж при производстве 100 единиц продукции равна 40 тыс. руб. за единицу. Конкуренты с такой же структурой затрат могут свободно выйти на рынок. Какую цену должна установить фирма при таких условиях?

Чтобы остаться на рынке, фирме придется продавать товар по 20 тыс. руб. всем покупателям. Это возможно при увеличении масштабов производства и соответствующем снижении средних общих затрат на единицу продукции.

Данная ценовая стратегия используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций. Примерами являются рост числа магазинов, торгующих по сниженным ценам, и объединение производителей для вытеснения спекулянтов с рынка путем снижения цен. Разновидность ценовой стратегии проникновения на рынок — лимитное ценообразование, при котором фирма хотя и устанавливает цены выше затрат, но на достаточно низком уровне, чтобы препятствовать проникновению на рынок новых фирм.

Стратегии дифференцированного ценообразования — стратегии, основанные на учете неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.

Рассмотрим основные разновидности стратегий дифференцированного ценообразования.

Ценовая стратегия по кривой освоения — стратегия, базирующаяся на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами.

При реализации ценовой стратегии по кривой освоения покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последними покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.

Пример 5

Существует конкурентный рынок, затраты на котором тесно связаны со степенью освоения производства. Фирмы А, В, С и D выпускают одинаковую продукцию по 200 единиц за период каждая, но у фирмы А больше опыта, а средние затраты на единицу минимальны и равны 2000 руб. Цена в настоящий момент составляет 4000 руб. за единицу продукции. Потребители чувствительны к уровню цены и немедленно реагируют на ее изменение. Какую ценовую стратегию стоит предпочесть фирме А?

Отметим, что фирма А получает больше дохода, чем другие. Неплохой стратегией для этой фирмы было бы установление агрессивных цен, даже на уровне 2000 руб. за единицу продукции. У этой стратегии есть два преимущества:

1) стратегия разорительна для фирм В, С и D, которым, возможно, придется покинуть рынок. Тогда у фирмы А будет меньше конкурентов;

2) фирма А сможет выиграть от захвата части рынка других фирм и быстрее приобрести свой рынок. Увеличение объема продаж приведет к снижению затрат на единицу продукции. Кроме того, низкая цена будет стимулировать большее число покупателей, давая возможность фирме А использовать экономию на росте масштабов производства. В результате общий размер выручки и прибыли возрастет.

Другим фирмам, если только нет иных преимуществ перед конкурентами, вряд ли целесообразно начинать ценовую войну, находясь в невыгодном положении относительно затрат фирмы А.

При реализации ценовой стратегии по кривой освоения покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последующими покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.

Необходимыми условиями для принятия данной стратегии являются:

· сильное влияние опыта фирм;

· чувствительность покупателей к уровню цены.

Обычно такие условия возникают на начальной стадии развития производства товаров длительного пользования не первой необходимости, когда достаточно большое число конкурентов пытается обеспечить себе сильное положение в долгосрочном периоде.

Следует четко представлять себе различие источников экономии при проведении стратегий проникновения на рынок и по кривой освоения. Условия применения этих стратегий схожи, но механизмы учета затрат и определения цены различны.

Ценовая стратегия сигнализирования ценами — стратегия, которая строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами.

Сигнализирование ценами чаще всего применяется, когда рассчитывают на новых или неопытных покупателей, не осведомленных о конкурентных товарах, но считающих качество последней важной составляющей.

Пример 6

Фирмы могут производить товары двух уровней качества при условии, что минимальная цена продаж для товара низкого качества составляет 200 руб., высокого — 400 руб. за единицу. Во избежание конфликта престижа каждая фирма выбирает производство товара только одного уровня качества и может продавать его по любой цене: 200 руб. или 400 руб. за единицу. Но некоторые фирмы продают высококачественный товар по 400 руб., а низкокачественный — по 200 руб. за единицу.

Покупатели с легкостью найдут самую низкую цену, позвонив по телефону или просмотрев прейскурант. Обычно они предпочитают более высокое качество, но для определения дифференциации качества и цен потребуется затратить 1 час. Пусть покупатели различаются в отношении оценки полезности своего времени (как в примере со случайной скидкой). Какую стратегию покупок предпочтут покупатели и какова будет стратегия ценообразования для фирм?

Фирмы могут выбрать один из трех возможных вариантов установления цены (но ни одна фирма не станет продавать высококачественный товар менее чем по 400 руб.). Во-первых, они могут производить низкокачественный товар и продавать его по 200 руб.; во-вторых, производить высококачественный товар и продавать его по 400 руб.; в-третьих, они могут продавать низкокачественный товар по 400 руб., предполагая, что некоторые покупатели не определят точно качество. Такая стратегия называется сигнализированием ценами.

Покупатели также могут выбрать одну из трех стратегий. Те, кто низко оценивает полезность своего времени, могут изучить качество и купить высококачественный товар по цене 400 руб. Покупатели, высоко оценивающие затраты времени, могут купить товар по низкой цене или купить дорогой товар, надеясь на его высокое качество.

Для использования цены как показателя качества необходимо соблюдение трех условий:

1) для покупателей информация о ценах должна быть более доступной, чем информация о качестве;

2) желание получить товар высокого качества должно быть достаточным для того, чтобы рисковать, покупая дорогой товар без уверенности в его высоком качестве;

3) необходимо значительное число информированных покупателей, которые могут определить качество и будут платить высокую цену только за высокое качество.

Вариант стратегии сигнализирования ценами— ценообразование сравнения. Например, фирма помещает дорогую модель товара рядом с еще более дорогим вариантом, так что неинформированному покупателю кажется заманчивым рискнуть и купить первую.

Стратегии ассортиментного ценообразования — стратегии, применяющиеся, когда фирма имеет набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.

В рамках стратегий ассортиментного ценообразования принято выделять следующие:

1. Ценовая стратегия «Набор» — стратегия, используемая в условиях неравномерности спроса на взаимозаменяемые товары.

Стратегия «Набор» стимулирует рост объема продаж, так как набор предлагается по цене, которая ниже суммы цен элементов этого набора.

Пример 7

Фирма распространяет два фильма (фильм № 1 и фильм № 2) на рынке, где сложился на них определенный спрос со стороны двух кинотеатров — «А» и «Б».

Максимальные цены, которые уплатят кинотеатры:

· кинотеатр «А»: фильм № 1 — 160 руб.; фильм № 2 — 140 руб.;

· кинотеатр «Б»: фильм № 1 — 120 руб.; фильм № 2 — 250 руб.

Какая стратегия будет лучшей для распространителя, если предположить, что он не может применять ценовую дискриминацию или использовать контракты с нагрузкой (заставить кинотеатр купить оба фильма)?

Наилучшее решение для распространителя — установить цену на фильм № 1 — 160 руб., на фильм № 2 — 140 руб., предложив оба за 300 руб., что принесет доход 600 руб. Кинотеатр «Б» возьмет два фильма не дороже, чем за 370 руб., кинотеатр «А» — за 300 руб.

Таким образом, оба кинотеатра примут набор за 300 руб., что принесет распространителю максимальный доход.

Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры, наборы комплектующих деталей для автомобилей и пр.

Приведем основные условия, необходимые для применения стратегии смешанных наборов:

· разница стоимости набора и суммы цен его элементов должна быть для покупателя наглядной. Лишь в этом случае покупатель будет заинтересован в приобретении набора, а не отдельных его элементов;

· элементы набора не должны быть взаимозаменяемы, в противном случае формирование набора и его реализация станут невозможными;

· все элементы набора должны пользоваться спросом. Их подбор ни в коем случае не должен осуществляться по принципу нагрузки, распространенному в отечественной дореформенной практике. В условиях рынка, когда у покупателя есть возможность выбора, попытка реализовать балласт ведет не к росту объема реализации, а к потере покупателя.

2. Ценовая стратегия «Комплект» — основана на разной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.

В рамках стратегии «Комплект» при определении минимальной цены товара необходимо принимать во внимание возможный процент снижения будущих доходов и риск того, что покупатели не приобретут дополнительные товары.

Пример 8

Фирма производит товар длительного пользования, минимальная цена продаж которого равна 200 руб. за единицу, а срок пользования — 2 года. Для нормальной работы в течение этого времени потребуются дополнительные товары по цене 200 руб. в месяц за единицу. Однако все покупатели готовы заплатить не более 400 руб. за основной товар. Они приобретут дополнительные товары по цене 200 руб. за единицу при условии, что их не нужно будет покупать чаще, чем один раз в месяц. Предположим, все покупатели будут приобретать дополнительные товары регулярно, а процент снижения будущих доходов фирмы равен нулю. Какую ценовую стратегию стоит принять фирме?

При данных предположениях фирму вполне устроит продажа базового товара по 400 руб., а дополнительных — по 200 руб. Общий дополнительный доход за время функционирования товара составит 14 400 руб., что компенсирует потери при продаже базового продукта.

При определении минимальной цены товара необходимо принять во внимание возможный процент снижения будущих доходов и риск того, что покупатели не приобретут дополнительные товары. Фирма также должна иметь в виду возможную выгоду от применения этой стратегии. Так, потребители могут более интенсивно использовать приобретенный товар и попытаются оправдать вложение средств, покупая большее количество дополнительных изделий, чем это первоначально ожидалось фирмой (эффект невозвратных издержек), или могут использовать базовый товар дольше, чем предполагалось. Эта возможность как раз и объясняет, почему данная стратегия называется установлением цен с «приманкой».

3. Ценовая стратегия «Выше номинала» применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и когда она может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.

Пример 9

Выход на рынок у фирмы не ограничен, а средняя минимальная цена продаж составляет 6000 руб. за единицу для 20 единиц и 3000 руб. за единицу для 40 единиц. Для производства и поставки на рынок улучшенной модели товара дополнительно потребуются 10 000 руб. В товаре заинтересованы 40 покупателей. Половина покупателей чувствительна к уровню цены и желает получить товар лучшего качества, даже если придется платить по 6000 руб. за единицу. Другая половина чувствительна к цене и хочет приобрести базовую модель, но не дороже 2500 руб. за единицу. Какую модель товара и по какой цене фирме следует продавать?

Проблема может быть решена посредством применения цен выше номинала с учетом неоднородности покупательского спроса. Фирма должна производить 40 ед., половину из которых составят изделия лучшей модели, минимальная цена которой 4250 руб. Базовую модель она должна продавать по 2500 руб., улучшенную — по 6000 руб., то есть средняя цена составит 4250 руб. за единицу. Это будет для фирмы прибыльным и предотвратит конкуренцию. Фирма получит прибыль от дорогостоящей модели и убыток от дешевой. Используя общую экономию от увеличения масштаба производства и неоднородность спроса, она может с выгодой производить и продавать товар.

4. Ценовая стратегия «Имидж» — стратегия, используемая, когда покупатели ориентируются на качество с учетом цен на взаимозаменяемые товары.

При использовании стратегии «Имидж» фирма предоставляет на рынок идентичные варианты уже имеющейся модели товара под другим названием (артикулом) по более высокой цене.

Это делается для того, чтобы сигнализировать о качестве. Такая стратегия представляет собой нечто среднее между сигнализированием ценами и установлением цен выше номинала, так как характеристика потребностей сходна с аналогичной характеристикой сигнализирования ценами, а аспекты затрат такие же, как при стратегии цен выше номинала.

Таким образом, фирма использует дорогостоящую модель, чтобы сигнализировать неинформированным покупателям о качестве, направляя получаемую прибыль на субсидирование производства дешевых моделей.

Ценовая стратегия «Имидж» отличается от стратегии сигнализирования ценами тем, что цены неоднородны по разным частям ассортимента одной фирмы. Отличие же от стратегии цен выше номинала состоит в том, что изменения в моделях не реальны, а лишь воображаемы. Эта стратегия объясняет колебания в ценах на альтернативные виды косметики, мыла, вин и одежды, различающиеся только фирменными знаками.

Примером ценовой стратегии «Имидж» отчасти служит продажа экологически чистых продуктов («Зеленые значки»). Анализ показывает, что в этом случае при соответствующем рекламировании растут цены на единицу потребительского параметра, то есть цены повышаются в большей мере, чем улучшается качество.

С данной стратегией тесно связано ценообразование на так называемые престижные товары.

Покупатель, приобретающий такие товары, особо чувствителен к их качеству. Ради высокого качества он готов заплатить высокую цену. Для продавца важно, чтобы на момент приобретения покупатель не имел возможности составить достаточно четкое представление о качестве товара. В этом случае он руководствуется косвенными свидетельствами высокого качества. Таковыми обычно являются имя фирмы, наличие гарантии при продаже товара, высокая цена. Это характерно для дорогостоящих, сложных по конструкции товаров (дорогая бытовая техника, натуральные меховые и кожаные изделия и т. п.).

Систематизация стратегий ценообразования позволяет с наименьшими рисками определить план действий, оценить потребности и возможности всех субъектов механизма ценообразования. На основе стратегии разрабатывается тактика ценообразования — система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени. Также с целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен — совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования.

Вопросы к теме 5:

1. Влияет ли ценность товара для потребителя на его цену?

2. Как рекламная стратегия связана с ценовой стратегией?

3. Перечислите основные стратегии ценообразования на товар

4. Как ценовая стратегия «Имидж» может быть связана с рекламной кампанией данного товара?

5. Каким образом чувствительность потребителей к цене товара влияет на рекламную кампанию данного товара?

6. Как ценовая стратегия «Набор» влияет на рекламную кампанию?

7. Почему для некоторых групп товаров возможно использование ценовой стратегии «Выше номинала» и как это должно отражаться в рекламной кампании?

8. Каким образом в рекламной кампании закладывается престижность торговой марки?

9. Почему для каждого рынка разрабатываются различные ценовые стратегии?

10. Каким образом разработать универсальную рекламную кампанию, эффективную на нескольких рынках?

Вопросы для контроля

1. Что такое «рекламная кампания»?

2. Перечислите факторы, которые влияют на рекламную кампанию

3. Охарактеризуйте этапы рекламной кампании

4. Как представления потребителей о товаре влияют на рекламную кампанию?

5. Какие факторы, помимо рекламы, влияют на сбыт продукции?

6. Как взаимосвязаны маркетинговая стратегия предприятия и рекламная кампания?

7. Какие ресурсы предприятия влияют на выбор рекламной кампании?

8. Как влияет рекламная кампания конкурентов на выбор нашим предприятием рекламной кампании?

9. Определите роль консультантов в проведении рекламной кампании

10. Кто несет ответственность за выбор направления рекламной кампании на предприятии?

11. Как определить целевую аудиторию для рекламной кампании?

12. Кто является потенциальными дилерами в рекламной кампании?

13. Как выбрать дилера рекламной кампании?

14. Как оценить эффективность охвата целевой аудитории рекламной кампании?

15. Как выбрать рекламные носители и от чего зависит этот выбор?

16. Как определить степень доверия потребителей к различным рекламным носителям?

17. Формула расчета охвата рекламного носителя?

18. Охарактеризуйте цепочку прохождения рекламной информации от производителя до потребителя

19. Особенность рекламных кампаний, основанных на ключевых конкурентных преимуществах

20. Использование конкурентных преимуществ при выборе агентства

21. Какие виды предварительных испытаний проводятся с целью выявления потенциала рекламной кампании?

22. Как используется метод фокус-групп для предварительной оценки рекламы?

23. Значение эксперимента в предварительной оценке рекламной кампании

24. Охарактеризуйте текущий контроль рекламной кампании

25. Охарактеризуйте экстремальный контроль рекламной кампании. Почему в нем возникла необходимость?

26. Как опросы потребителей помогают контролировать ход рекламной кампании?

27. Как опрос продавцов помогает выявить эффективность рекламной кампании?

28. Охарактеризуйте роль консультантов в разработке рекламной кампании

29. Как метод глубинного интервью помогает оценить рекламную кампанию?

30. Какие мероприятия необходимо провести, если, по мнению консультанта, эффективность рекламной кампании низкая?

31. Как жизненный цикл товара влияет на рекламный бюджет?

32. Какие исследования рынка необходимо провести перед составлением рекламного бюджета?

33. В чем заключаются проблемы от завышения и занижения затрат на рекламу?

34. Перечислите основные принципы построения рекламного бюджета

35. В чем основная идея рекламного бюджета, основанного на принципе получения процента от прибыли?

36. В чем заключаются достоинства и недостатки эмпирического метода формирования рекламного бюджета?

37. Приведите пример рекламного бюджета построенного по принципу конкурентного паритета

38. Раскройте основную идею бюджетирования рекламы

39. Как используются количественные математические модели при построении рекламного бюджета?

40. Что такое «гармоничный» рекламный бюджет?

41. Влияет ли ценность товара для потребителя на его цену?

42. Как рекламная стратегия связана с ценовой стратегией?

43. Перечислите основные стратегии ценообразования на товар

44. Как ценовая стратегия «Имидж» может быть связана с рекламной кампанией данного товара?

45. Каким образом чувствительность потребителей к цене товара влияет на рекламную кампанию данного товара?

46. Как ценовая стратегия «Набор» влияет на рекламную кампанию?

47. Почему для некоторых групп товаров возможно использование ценовой стратегии «Выше номинала» и как это должно отражаться в рекламной кампании?

48. Каким образом в рекламной кампании закладывается престижность торговой марки?

49. Почему для каждого рынка разрабатываются различные ценовые стратегии?

50. Каким образом разработать универсальную рекламную кампанию, эффективную на нескольких рынках?

Литература:

Основная:

1. Васильев Г.А., Романов А.А. Медиапланирование. Учебное пособие. М., Вузовский учебник 2014 -268 с.

2. Карпова С.В. Рекламное дело. Учебник для бакалавров, 2-е издание. М., Юрайт 2013, - 431 с.

3. Романов А.А., Васильев Г.А. Разработка рекламного продукта. Учебное пособие. М., Вузовский учебник: Инфра-М, 2013 – 256с.

4. Синяева И.М. Реклама и связи с общественностью. Учебник для бакалавров. М., Юрайт 2014

Дополнительная

5. Антипов К.В. Основы рекламы. Учебник, М., Дашков и К, 2011, - 328 с.

6. Васильев Г.А., Поляков В.А. Рекламный маркетинг. Учебное пособие. М., Вузовский учебник, 2013 – 276с.

7. Васильев Г.А. Поляков В.А. Технологии производства рекламной продукции. Учебное пособие. М., Вузовский учебник, 2014 – 272 с.

8. Вертоградов В. Управление продажами. – СПБ.: Питер, 2013.

9. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации (для бакалавров). Учебник. М., Юрайт 2014

10. Дмитриева Л.М. Основы рекламы: учебник. М., Юнити-Дана, 2012 – 351 с.

11. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс, 2010.

12. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2012

13. Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. - М.: А/О Прогресс, 2010

14. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 2010.

15. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность. Учебник для бакалавров. М., Юрайт 2014

16. Литвак Б. Г., Экспертные технологии в управлении: Учеб. Пособие. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2012.

17. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – ООО «ИКФ Омега – Л», 2010.

18. Моисеева Н.K., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: ЮНИТИ, 2011

19. Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник. 3-е издание. М., Магистр, 2014- 415 с.

20. Щепилов К.В. Основы рекламы. Учебник для бакалавров. М., Юрайт 2014

Интернет-сайты:

1. www.adindex.ru

2. www.advertology.ru

3. www.proreklamu.com

4. www.rekmarketing.ru

5. www.media-planning.ru

6. www.advertme.ru

7. www.advesti.ru

8. www.marketnotes.ru

9. www.prosmi.ru

10. www.marketologi.ru

Глоссарий

А

Активная аудитория [недельная (1+) аудитория] интернета- те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее одного часа в неделю

Адекватная выборка- отбор для проведения рекламного исследования такого количества предметов или лиц, увеличение которого привело бы лишь к подтверждению данных, полученных в результате исследований самой выборки.

Анализ конкурентов- процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать либо избегать.

Анализ маркетинговых затрат- анализ стоимостной эффективности различных маркетинговых факторов: ассортиментных групп, методов реализации, сбытовых территорий, участников каналов сбыта, торгового персонала, рекламных средств и видов потребления. Анализ маркетинговых затрат позволяет выявить эффективные и неэффективные затраты, а также внести соответствующие изменения.

Анализ эффективности рекламы- измерение степени воздействия рекламы на потребителя доили после проведения рекламной кампании.

Аудитория- количество слушателей/читателей/зрителей рассматриваемого носителя рекламы.

Б

База данных о покупателях- организованный массив исчерпывающей информации об отдельных (либо потенциальных) покупателях, включая сведения географического, демографического, психографического характера, а также данные о покупательском поведении.

Баннер- 1) прямоугольный планшет из пластика, картона или бумаги, подвешенный в витрине;2) картинка на сайте, ведущая на сайт рекламодателя (см. также баннерная сеть, ссылка)

Баннерная

Наши рекомендации