Тема 5.2. КОНТРОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль маркетинга – процесс измерения и оценки результатов маркетинговой деятельности, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение целей предприятия. |
Этапы процесса маркетингового контроля:
· установление плановых показателей, подлежащих контролю (объем продаж, доля рынка);
· измерение фактических значений показателей;
· сравнение плановых и фактических значений показателей;
· формирование корректирующих воздействий на основе анализа причин отклонения значений показателей от плановых.
Объекты маркетингового контроля:
· объем продаж;
· величина прибыли и убытков;
· отдельные результаты другой производственно-коммерческой деятельности;
· реакция покупателей на новые товары;
· реализация маркетинга.
Требования, предъявляемые к маркетинговому контролю:
· маркетинговый контроль должен быть объективным;
· осуществляться в определенной последовательности;
· необходимо соблюдать соответствующую периодичность его проведения;
· обеспечивать всестороннее исследование рассматриваемых проблем.
ВИДЫ МАРКЕТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ
Вид контроля | Ответственные | Цель контроля | Приемы и методы |
Контроль за выполнением годовых планов | Высшее руководство фирмы, руководство среднего звена. | Убедиться в достижении намеченных результатов. | Анализ возможностей сбыта, доли рынка фирмы, соотношения затрат на маркетинг и сбыт, наблюдение за отношением клиентов. |
Контроль прибыльности | Контролер по маркетингу. | Выяснить, на чем предприятие зарабатывает, а на чем теряет. | Рентабельность отдельных товаров, территорий, сегментов рынка, торговых каналов. |
Стратегический контроль | Высшее руководство, ревизор маркетинга. | Выяснить, используются ли лучшие маркетинговые возможности, насколько эффективно. | Ревизия маркетинга. |
Литература
1. Акулич, И.Л. Маркетинг : учеб. / И.Л. Акулич. – Минск : Выш. шк., 2007.
2. Акулич, И.Л.Основы маркетинга / И.Л. Акулич. – Минск : Выш. шк., 2000.
3. Акулич, И.Л. Современный маркетинг : практ. пособие / И.Л. Акулич, И.З. Герчикова. – Минск : Мисанта, 2001.
4. Васильев, Г. А. Маркетинг : учеб. пособие для вузов / Г.А. Васильев,
Т.А. Гайденко. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2001.
5. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. - М. : Дело и
сервис, 1999.
6. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. - М. : Дело и сервис, 1999.
7. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности /
А.П. Дурович. – Минск : НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.
8. Дурович, А.П. Основы маркетинга : учеб. пособие / А.П. Дурович –
М. : Новое знание, 2004.
9. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии : как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, под ред. О.Г. Радыпова,
Ю.И. Куколева. - М. : Бизнес–книга, 2000.
11. Михарева, В.А. Основы маркетинга / В.А. Михарева. – Минск :
Дизайн ПРО, 2002.
12. О товарных знаках и знаках обслуживания : закон Респ. Беларусь от
5 февр. 1993 г. № 2181-XII (в ред. от 15.07.2009 № 44-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. - № 2/381.
13. О рекламе : закон Респ. Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 (в ред. от 28.12.2009 № 95-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. -
№ 2/1321.
14. О реализации закона Республики Беларусь «О рекламе» :
постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 нояб. 2007 г. № 1497 (в ред. от 05.02.2010 № 161) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 5/26146.
15. Овечкина, О.М. Основы маркетинга : учеб. пособие / О.М. Овечкина. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2004.
16. Положение о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь : указ Президента Респ. Беларусь от 30 янв. 2003 г. № 51 (в ред. от 25.06.2009 № 335) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. - № 1/10813.
17. Положение о порядке регистрации товарного знака и знака
обслуживания : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 дек. 2009 г. № 1797 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. -
№ 5/30992.
18. Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 нояб. 2007 г. № 1497 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 5/26146.
19. Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 нояб. 2007 г. № 1497 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 5/26146.
20. Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 нояб. 2007 г. № 1497 (в ред. от 05.02.2010 № 161) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. -
№ 5/26146.
21. Положение о порядке согласования наружной рекламы и рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах областными (Минским городским) исполнительными комитетами : постановление
Совета Министров Респ. Беларусь от 12 нояб. 2007 г. № 1497 (в ред. от 05.02.2010 № 161) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. -
№ 5/26146.
22. Похабов, В.И. Основы маркетинга : учеб. пособие / В.И. Похабов,
В.В. Тарелко. – Минск : Выш. шк., 2001.
23. Скриба, Н.Н. Бизнес-планирование в торговле : учеб. пособие /
Н.Н. Скриба, И.М. Микулич, Р.П. Валевич. – Минск : БГЭУ, 2000.
24. Титова, Н.Е. Маркетинг : учеб. пособие для вузов / Н.Е. Титова,
Ю.П. Кожаева. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2003.
Ведомственное издание
Авторы-составители
С.И. Башаримова
М.В. Дасько
Основы маркетинга
Учебное наглядное пособие
для учащихся колледжей Белкоопсоюза по всем специальностям
Ответственный за выпуск Кобылянец Н.И.
Подписано в печать 30.03.2010 г. Печать ризография.
Бумага офсетная. Тираж 249 экз. Заказ № 5
УП «Белкооппроект»
Лицензия ЛП № 422 от 01.11.2000
220004, г. Минск, пр. Победителей, 17