Теория мотивации – модель Портера-Лоулера

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулера. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника (рис.4)

Теория мотивации – модель Портера-Лоулера - student2.ru

Рис. 4. Теория моделиПортера- Лоулера.

Теория постановки целей.Основные разработчики теории постановки целей Э. Лок и Г. Латэм.

Сущность теории — цели, которые ставит перед собой человек, определяют его поведение. Ради достижения поставленных целей он осуществляет определенные действия.

Процесс мотивации посредством постановки цели можно представить в виде нескольких этапов (рис. 5).

Теория мотивации – модель Портера-Лоулера - student2.ru

Рис. 5. Схема процесса мотивации посредством постановки целей

Концепция партисипативного управления.Вконцепции партисипативного управления учитывается естественное стремление человека участвовать в протекающих в организации процессах. Она исходит из того, что если человек принимает участие во внутриорганизационной деятельности, в выработке решений, то он работает с большей отдачей.

На практике применяются разные методы привлечения работников организации к управлению (рис. 6).

Теория мотивации – модель Портера-Лоулера - student2.ru

Рис. 6. Практическое применение концепции партисипативного управления

ТЕОРИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ

Теория Макгрегора Х и У

Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.

Основные характеристики работника типа X:

· от природы ленив, не хочет работать;

· не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;

· не инициативен, если к этому его не подталкивать.

Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные характеристики работника типа Y:

· существует естественная потребность в работе;

· стремится к ответственности;

· творческая личность.

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

Таблица 3

Сравнительная характеристика теории «Х» и теории «У»

Описание по признакам Теория «Х» Теория «У»
1. Представления руководителя о человеке Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы У людей нет честолюбия и они избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили Больше всего люди хотят защищённости Чтобы заставить людей работать, необходимо принуждение, контроль и угроза наказания Труд - процесс естественный. При благоприятных условиях люди не только принимают ответственность, но и стремятся к ней Если люди принимают цели организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль У людей развиты потребности высших уровней Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, потенциальный интеллект среднего человека недоиспользуется
2. Практика руководства а) планирование Централизованное распределение задач, единоличное определение целей стратегии, тактики Поощрение определения целей подчинёнными в соответствии с целями организации
б) организация Четкое структурирование задач, полномочия не делегируются Высокая степень децентрализации полномочий
г) контроль Тотальный, всеобъемлющий Самоконтроль подчиненных в процессе работы, контроль руководителя по ее завершении
д) общение Жесткая регламентация поведения Руководитель действует как связующее звено в обмене информацией
е) принятие решений Отрицание права свободы принятия решений подчиненными Активное участие подчиненных в принятии решений.
3. Использование власти и влияния Психологическое давление, угроза наказания, власть, основанная на принуждении Убеждение и участие, власть через положительное подкрепление
4. Стиль руководства Авторитарный Демократичный


Теория Оучи – теория Z.

В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.

Главной отличительной чертой этой теории является обоснование коллективных принципов мотивации. Согласно этой теории, на мотивацию работников должны влиять ценности всего предприятия.

Эти ценности у сотрудников надо развивать при помощи правильной организации и стимулирования преданности общим целям и коллективу, отношений солидарности, доверия. Цели работника и цели компании должны совпадать.

Теория Z имеет следующие принципы:

· групповое принятие решений;

· на мотивы людей влияют биологические и социальные потребности;

· каждый несет ответственность за результат своего труда;

· неформальный контроль за итогами труда на основе критериев оценки и четких методов;

· организация должна постоянно организовывать мероприятия по самообразованию, и перемещать сотрудников с одного рабочего места на другое для их лучшего ознакомления с производством;

· медленное продвижение по карьерной лестнице;

· служебная карьера должна проходить медленно с продвижением людей при достижении ими определенного возраста;

· руководство должно заботиться о своих работниках;

· именно человек влияет на успешную деятельность компании, так как он является основой любого коллектива.

Теория «Z» описывает хорошего сотрудника, который предпочитает работать в группе, у него стабильные цели в его работе на долгую перспективу.

Наши рекомендации