Влияние личностных факторов на мотивацию
1. Ситуационные факторы - это посреднические переменные факторы, влияние которых либо порождает мотивацию, либо препятствует ей.
Такими ситуационными факторами являются:
• способ управления;
• организационный климат;
• взаимоотношения на рабочем месте;
• испытанное индивидом давление на рабочем месте; I/ используемый производственный метод;
• принятые нормы этики и морали на предприятии.
В теории Герцберга такие моменты относятся к гигиеническим факторам. Способ решения таких вопросов вызывал у индивида неудовлетворенное или нейтральное отношение, но не создавал мотивацию.
В теории ожиданий факторы ситуации и внешней среды являются теми переменными, которые оценивают степень желательности цели и возможности ее достижения. Так, например, используемый на предприятии производственный метод может лишить работника возможности наиболее полного самовыражения, то есть ограничить удовлетворение такой его потребности.
С другой стороны, на мотивацию подчиненных и их достижения в работе и в значительной степени воздействуют поведение руководителя и его способ управления. Подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и какие последствия следуют из их деятельности.
2. Ситуационные факторы зачастую лишают работника желаемого способа выполнения задания (например, отсутствие инструмента или собственного опыта), что препятствует достижению цели. Поэтому учет ситуативных факторов способствует усилению мотивации.
3. Личность работника влияет на мотивацию, если ясны причины успеха или его отсутствия. Недооценивающий себя человек причину неудачи ищет в себе, а другой - вне себя (в начальнике, руководстве или условиях труда). Представление работника о самом себе как личностная черта влияет на его опыт, ожидания и, наконец, мотивацию.
Способности и умение, ценности и потребности работника, а также ожидания, сформированные на основе его более раннего жизненного опыта, в целом мотивируют внутренние потребности либо более высокого уровня (в самовыражении и уважении), либо более низкого уровня (избежание неприятных переживаний, получение вознаграждения).
Методы исследования мотивов человеческих поступков. Функциональный метод
1. Три основных метода исследования мотивов человеческих поступков;
Функциональный метод.
Роль рекламы в воздействии на человеческую психику.
1. Для исследования человеческих поступков, мотивов принятия решений покупателями используются:
• функциональный метод;
• динамичный метод;
• метод фундаментального анализа.
2. Функциональный метод базируется на том положении, что необходимо учитывать все обстоятельства, которые влияют на принятие определенного решения. Так, например, при разработке новой концепции маркетинга для продажи новой марки сигарет изучается поведение курящих, а именно:
• ситуации, при которых курят;
• о чем думают, когда курят;
• как покупают сигареты и какое испытывают чувство при виде той или иной упаковки, и т. п.
3. При определении роли телевизионной рекламы в воздействии на потребителя следует учитывать то, какое место занимает просмотр телевизора в доме как центре семейной жизни.
При изучении рынка ученые выявили, что предпочтение потребителя определенной марке товара зависит не только от вида упаковки, аромата и т. п., но и от дополнительных факторов. Покупатели разные (молодые и пожилые, консервативные и кокетливые). Психологический фактор в процессе принятия решений о покупке играет исключительно важную роль.
Иррациональные психологические мотивы определяют также принятие решений о закупке промышленных изделий, в том числе станков и оборудования.
Вопрос 26. Динамический метод исследования мотивов человеческих поступков
Содержание динамического метода
Примеры
1. Динамический метод обусловлен изменениями мотивов человека с возрастом, в процессе развития семьи, общества (нации, расы). Поэтому при изучении вопроса, почему индивид отдал предпочтение определенной марке (модели, сорту и т. д.), необходимо выяснить, какие марки (модели, сорта и т. д.) он покупал прежде и какое значение они имели для него на протяжении всей жизни.
2. При разработке новой концепции маркетинга по продаже сигарет фирме необходимо выявить, какое чувство испытали потребители, когда они курили первую в своей жизни сигарету, и какое значение имело для них курение в разные годы жизни.
Изучая мотивы определенного расходования семейного бюджета, важно знать, как развивался рост доходов конкретной семьи. Известно, что люди приспосабливаются скорее к увеличению доходов, нежели к их уменьшению.