Вопрос 20. Факторы психологического порядка. Мотивация
1. Каждый человек испытывает множество различных нужд. Одни из них имеют биогенную природу; они вызваны такими состояниями внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт.
Другие психогенны, то есть являются результатом таких состояний, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Наличие этих нужд еще не может мотивировать человека на совершение действий в любой данный момент времени. Нужда, достигшая высокого уровня интенсивности, становится мотивом.
Мотив (или побуждение) - нужда, достигшая пика своей интенсивности, провоцирующая человека искать пути и способы ее удовлетворения.
2. Человек будет стремиться удовлетворить наиболее важные потребности до тех пор, пока они являются движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности. Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:
• содержания;
• процесса.
Теория содержания акцентирует внимание на мотивы определенного поведения и источники такой мотивации.
Теория процесса разъясняет процесс становления и развития мотивации, происходящей внутри человека.
В совокупности обе эти теории позволяют понять мотивацию как явление, найти персональный подход.
3. Теория мотивации Фрейда утверждает, что люди не могут осознать и контролировать всех тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение.
Человек подавляет в себе множество влечений. Они не исчезают и проявляются в сновидениях, оговорах, невротическом поведении, навязчивых состояниях, в конце концов, в психозах, при которых человеческое "эго" оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного "ид" с гнетом "супер-эго".
В психической структуре личности Фрейд выделял три компонента', §/ бессознательное "ид" (Оно) - область влечений, слепых инстинктов;
• сознательное "эго" (Я) - воспринимающее информацию об окружающем мире и состоянии организма, сдерживающее импульсы "ид", регулирующее действие индивида;
• "супер-эго" (Сверх-Я) - область социальных норм и нравственных установок.
Человек не может точно определить начало своей собственной мотивации. Он может предполагать, что стремится удовлетворить, например, свое хобби или другие потребности, в то время как истинными будут более глубокие психологические импульсы.
Вопрос 21. Теория мотивации Герцберга
Содержание теории мотиваций Гейцберга
Влияние внешних факторов на поведение человека
1. Теория мотивации Герцберга создана на основе данных интервью, взятых в различных рабочих местах, профессиональных группах, странах. Так, были собраны и классифицированы по группам ситуации, при которых люди чувствуют удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от своей работы, и сделаны соответствующие выводы.
На удовлетворенность работой влияют следующие факторы:
• достижение желаемого уровня квалификации и признание успеха;
• интерес к работе;
• ответственность;
• продвижение по службе;
• возможность профессионального роста.
Перечисленное Герцберг назвал "мотиваторами".
На неудовлетворенность работой влияют следующие факторы:
• способ управления;
• политика организации и администрация;
• условия труда;
• межличностные отношения на рабочем месте; I/ неадекватный затраченным усилиям заработок;
• неуверенность в стабильности работы;
• влияние работы на личную жизнь.
Эти внешние факторы получили название "факторов контекста", или "гигиенических".
2. Если мотиваторы связаны с содержанием работы и внутренними потребностями личности в самовыражении, то факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, - с ее недостатками и внешними условиями.
Если внешние факторы создают неблагоприятную ситуацию, то к работе, в лучшем случае, складывается нейтральное отношение.
Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы.
Вопрос 22. Иерархия потребностей А. Маслоу