Государственное регулирование коммерческой деятельности в России, состав и характеристика основных нормативных актов.
(По учебнику Бунеевой Р.И «Коммерческая деятельность. Организация и управление»)
К главным задачам государства в коммерческой деятельности относится создание необходимых условий для развития потребительского рынка с учетом возможностей внешнеэкономического взаимодействия. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать логистизацию (совершенствование товародвижения) хозяйствования и конкуренцию везде, где это возможно и необходимо. Такой подход означает:
· отказ гос. структур от прямого управления ритейлерами (розничная продажа конечному потребителю), регулирование процессов, протекающих на потребительском рынке;
· сведение своего воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию;
· обеспечение равенства субъектов торговой деятельности;
· формирование конкурентной среды, предупреждение проявлений монополизма на потребительском рынке;
· урегулирование иностранных инвестиций и совершенствование таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков для изменений в структуре экспорта и импорта, чтобы улучшить взаимодействие российских организаций с глобальными логистическими системами;
· всестороннее развитие нормативно-правовой базы торговли;
· создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торгово-производственных образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых структур, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на потребности отечественного и внешних рынков;
· уточнение концепции развития различных видов (форматов) торговых структур (магазин-склад, магазин-дискаунтер, супермаркет, гипермаркет);
· совершенствование системы товародвижения и логистического обслуживания звеньями инфраструктуры рынка;
· развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам.
Госрегулирование на федеральном уровне должно сосредоточиться на общих проблемах формирования государственной торговой политики с ориентацией на целевые программы, ориентирующее планирование, экономические нормативы, санкции, приоритетность развития отдельных элементов торговой инфраструктуры в общенациональных интересах.
Федеральные органы власти в сфере торговли должны нацеливаться на установление правовых основ единого рынка страны, что включает налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионное и сертификационное нормирование, установление правил продажи отдельных товаров и оказания услуг, разработку индикативных программ логистического развития торговли и оценку последствий их осуществления.
Органами регионального уровня должны разрабатываться механизмы реализации общегосударственной торговой политики с учетом особенностей регионального развития и возможностей логистизации (совершенствование товародвижения) бизнеса. На этом уровне должно обеспечиваться достижение следующих специфических целей:
· совершенствование региональной торговой политики и ее приоритетов, оказание избирательной поддержки ритейлерам, содействие развитию логистических подходов и разных форм предпринимательства в торговле;
· создание условий для повышения коммерческой активности в торгово-производственной сфере через инвестиционную политику, систему местных налогов, сборов и предоставленных льгот, условия кредитования и т.д.;
· обеспечение регистрации и мониторинга деятельности всех участников торгового оборота;
· рациональное размещение торговых объектов на территории, выдача лицензии на оптовую и розничную торговлю;
· маркетинговое исследование и прогнозирование ситуации на рынке потребительских товаров города (области, района) и предоставление консультационных услуг торговым структурам о состоянии рынка как на территориальном, так и на межрегиональном уровнях;
· содействие развитию системы информационного обеспечения потребительского рынка страны.
Рыночные отношения регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит обеспечение оптимального сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования.
Приобретая товары, оборудование, предметы материально-технического оснащения, хозяйствующие субъекты (ИП, НКО и т.д.) включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок, которые регулируются гражданским законодательством.
1) Конституция РФ: применительно к коммерческой деятельности задает ее основные начала. Так, она обеспечивает наличие частной собственности и ее неприкосновенность; возможность заниматься деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность); обеспечивает равенство всех граждан перед законом, тем самым давая каждому равные возможности осуществлять коммерческую деятельность.
2) Федеральный закон. Основным федеральным законом, который осуществляет регулирование отношений, возникающих в ходе коммерческой деятельности, является Гражданский кодекс, состоящий из 4 частей. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота (в частности, отношения лиц, осуществляющих коммерческую деятельность). Гражданский кодекс определяет основание возникновения и порядок осуществления права собственности, интеллектуальные права, а также регулирует договорные и иные обязательства.
Частные вопросы, которые не урегулированы кодифицированным федеральными законами, регулируются отдельными ФЗ, такими как: закон «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.д.
+ к этому:
· В торговле сегодня установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии (установление единых единиц физической величины, методов и средств измерений.), сертификации и защиты прав потребителей на основе законов: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т. д.
· Внешнеторговая деятельность регулируется: Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (с изм. от 13.07.2015 N 233-ФЗ) Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля апреля 1999 г. № 160-ФЗ (с изм. от 05.05.2014); другими правовыми актами РФ и нормами международного права.
Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ.
· Указы Президента РФ издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, среди которых вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных регионов.
· Правительство РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых структур в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. Соответствующими постановлениями утверждены: «Правила продажи отдельных видов товаров»; «Правила продажи товаров по образцам»; «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами»; «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит»; «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т. д.
Правовое регулирование торгово-производственного бизнеса осуществляется не только путем разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принимаемые соответствующими министерствами и ведомствами РФ.
Федеральные и территориальные исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, до тех пор, пока они соблюдают законы. Вместе с тем они выступают в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности, вносят свои предложения и требуют исполнения хозяйственниками принятого законодательства.
Контроль за соблюдением торговыми структурами принятых законодательных актов осуществляют Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная антимонопольная служба, а также другие органы государственного регулирования. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации, реализующие и производящие товары или услуги.
Таким образом, в стране действует развернутая система правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти всех уровней и самостоятельных субъектов торговой и торгово-производственной деятельности.