Каналы массовой коммуникации и специфика их воздействия на массовое сознание и поведение

(Ф.И. Шарков "Коммуникология: ОТК"; Л.П. Казакова "Психология МК"; Хрестоматия под руководством К.В.Киуру "Психология МК: ...")

Многоканальность массовой коммуникации обеспечивается параллельным использованием визуальных, аудиальных и аудиовизуальных каналов. Для радио и телевидения характерно использование форм устной коммуникации, включающей элементы разговорной речи. Пресса использует общелитературный письменный язык.

Каналы массовой коммуникации можно разделить на два основных типа по техническому способу тиражирования информации: печатные (газеты и журналы) и электронные (радио, телевидение, интернет-СМИ). По тому, на какие органы чувств при восприятии СМИ оказывается влияние, выделяются: аудиальные (радио); визуальные (печать); аудиовизуальные (телевидение, интернет-СМИ).

Пресса

Пресса делится на печатную и электронную. Интернет-СМИ используют аудиовизуальные каналы коммуникации - это делается для привлечения внимания читателей и усиления влияния.

Английский исследователь К. Черри считает, что пресса стимулировала чувства социальной принадлежности, развила интерес к миру, расположенному за пределами личного окружения человека. Радио и впоследствии телевидение усилили процессы социальной интеграции, позволив аудитории становиться свидетелем событий в момент их свершения; они же явились источником распространения культуры, породили новые формы проведения досуга, принципиально расширили возможности для образования и просвещения.

Сообщение печатного СМИ рассчитано на спокойное, долгое и вдумчивое чтение. При этом время получения сообщения выбирает сам получатель (мы читаем газету или журнал, когда нам это удобно). В этих условиях печатные СМИ могут публиковать более подробные, аналитические сообщения.

Главным недостатком печатных СМИ является ограниченность эмоционального воздействия их сообщений. Для компенсации недостаточной эмоциональности текстов печатных СМИ сегодня используются фотографии и карикатуры, все большее распространение получает такая форма передачи сообщения как комиксы. Комикс, имитирующий движение и развитие события, особенно необходим при отсутствии доступа субъекта к радио- и телекоммуникации.

Дополненная реальность в печатных СМИ:

Необходимость конкурировать с другими медиа толкает издателей к экспериментам. Так, 9 марта 2010 года в Бельгии вышел 3D-номер газеты «La Derniere Heure» («Последнее время»). К каждому экземпляру необычной газеты прилагались анаглифические очки, текст газеты остался в привычном двухмерном формате. Также эта газета выходила также в «пахнущем» варианте, когда каждая полоса газеты пахла по-своему. 3D-выпуск подготовили в редакции питерской газеты «Невское время» — номер был приурочен ко дню рождения города. Использовал 3D-эксперименты, для привлечения аудитории, и журнал «Playboy». В 1994 году японская компания Denso-Wave представила способ переноса информации с любого носителя в цифровое устройство. Двухмерный штрихкод, с которого считывается информация, называется Quick response (быстрый отклик). QR-код дает возможность читателям газет, журналов получить дополнительную информацию, переходя на web-сайт. Таким образом, газетный материал становится более интерактивным. Обыденная реальность интегрируется с виртуальной, а газетный текст включается в гипертекст.

Радио

Возможности радио позволяли организовывать пропагандистские кампании с таким охватом аудитории, который был недостижим в эпоху печати. (антисемитизм в Германии) Благодаря радио появились новые аудитории СМИ: группы подростков, водители и пассажиры транспорта. Радио как канал массовой коммуникации в своем развитии проявляет те же закономерности, что и печать: первоначально обращенное к узким элитарным аудиториям, через некоторое время оно становится массовым средством коммуникации; на формирование контента радиостанций оказывают влияние субъекты политики, а затем все в большей степени рекламодатели.

Утренние радиопередачи выполняют особенно отчетливо социально-психологическую функцию социальной ориентировки, а также утилитарную функцию. Полученная утром информация способна в течение дня выполнять и другие социально-психологические функции, например, функцию контакта и т. д.

Одно из преимуществ радио состоит в том, что мы можем слушать его сообщения, одновременно занимаясь каким-либо другим делом, не требующим полного внимания. Ряд исследователей подчеркивает, что ограниченность способов восприятия радиосообщения включает воображение слушателя, что придает полученному сообщению дополнительную достоверность и эмоциональность.

Главным недостатком радио является неспособность получателя сосредоточить внимание при восприятии сообщения на слух. В связи этим сообщения, передаваемые с помощью радио, делаются краткими и пишутся простым, доступным языком, исключающим крайне важность думать, сопоставлять и анализировать. В то же время данный язык очень удобен для формирования и закрепления в сознании получателя таких же упрощенных образов и оценок происходящих событий. Постоянно включенный дома, в офисе или в автомобиле радиоприемник не требует от слушателя сосредоточенного внимания, его сообщения воспринимаются скорее на подсознательном уровне, что в ряде случаев позволяет им обходить рациональные барьеры восприятия.

Телевидение

По Маклюэну, телевидение провоцирует всплеск религиозности, активизацию мифологических представлений, потому что оно сильнее ориентировано на визуальные эффекты, заставляющие зрителей доверять, а не логически осмысливать содержание сообщений.

Обычное телевидение, как правило, передает сообщение о событии после того, как оно произошло. Воспринимаемое одновременно при помощи зрения и слуха, сообщение телевидения делает получателя зрителем. В дополнение к этому, спутниковое телевидение, транслирующее картину события в момент, когда оно происходит, заставляет зрителя более интенсивно сопереживать происходящему, чувствовать себя его соучастником, превращая тем самым из простого зрителя в одного из действующих лиц.

Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация, преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства. Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, в какой-то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Интернет

Наши рекомендации