Барьеры массовой коммуникации.

(Л.П. Казакова "Психология МК"; Ф.И. Шарков "Коммуникология: ОТК")

Важнейшую роль в формировании научного знания о массовой коммуникации играет раздел социальной психологии — психология массовых коммуникаций. Психология массовых коммуникаций взаимосвязана с такими отраслями знаний, как теория коммуникации, общая и социальная психология, социология, социология массовых коммуникаций, политология, политическая психология, культурология, философия.

По мнению Д.В. Ольшанского, массовая коммуникация — это процесс производства информации и ее широкого распространения средствами прессы, радио, телевидения, осуществляемый с помощью специальных технических средств.

Интернет в настоящее время также рассматривается как средство распространения массовой информации. Появление и развитие массовой коммуникации стало следствием индустриального развития и ускоренной урбанизации. Важнейшей характеристикой массовой коммуникации является опосредованность ее техническими средствами. «Разорванность» предъявляет повышенные требования к коммуникативным навыкам, интеллектуальным возможностям, а также к нравственным качествам массового коммуникатора. Не получая полной обратной связи, коммуникатор, тем не менее, должен сохранять позицию ответственности за сообщения и за реакцию массовой аудитории на них.

Барьеры коммуникации — помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействия между коммуникатором и реципиентом, препятствующие адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникаций.

Существует огромное количество классификаций коммуникационных барьеров, но они в большей степени имеют отношение к межличностной и публичной коммуникации. С барьерами массовой коммуникации ситуация немного посложнее.

И.Ф. Шарков, автор книги "Коммуникология: ОТК", классифицируя барьеры по характеру действующих помех, выделяет следующие барьеры:

1. Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (радио, телевидение, интернет), когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или усекая ее.

2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентами, их требованиями к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения.

3. Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации. (дети, клиповое мышление)

4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обуславливаются социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

5. Культурно-национальные причины обусловлены различиями в национальных традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

А.В. Соколов в работе “Общая теория социальной коммуникации” рассматривает коммуникационные барьеры, подчеркивая процессуальный характер их природы, и выделяет четыре класса барьеров:

1. Барьеры, обусловленные факторами среды: акустические помехи (шум, шорохи и т.д.); отвлекающая окружающая обстановка (яркий свет и т.д.); температурные условия; погодные условия.

2. Технические барьеры: шумы и помехи в искусственных коммуникационных каналах; неправильное использование техники связи; неправильный выбор технического средства для передачи информации.

3. Человеческие барьеры: межъязыковые (возникают при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента); социальные (возникают между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам); психологические особенности возникают вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию (безразличие, апатия, депрессия, а также замкнутость, застенчивость и т.д.); психофизические (картавость, заикание и т.д.).

4. Барьеры сообщения: семантические (использование многозначных слов, их неоднозначная трактовка); фонетические (невыразительная речь, звуки-паразиты); стилистические (несоответствие стиля сообщения ситуации); логический (запутанная и сложная логика рассуждений в сообщении).

Классификация коммуникативных барьеров, предложенная А.В. Карповым:

1. Перцептивно-интерпретационные барьеры обусловлены социальным восприятием. Люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в них главные, по их мнению, особенности. B зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого одна и та же информация будет восприниматься и интерпретироваться с очень большими различиями или вообще — не пониматься и даже активно отторгаться.

2. Семантические барьеры. К ним относятся: плохо сформулированное сообщение, различия в интерпретации символов. Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, т. е. многозначности, и наличием ряда смысловых оттенков. Личностный контекст у каждого свой, что и приводит к семантическим различиям и ошибкам.

· фальсификационные ошибки (появляются в результате искажения (осознанного или нет) информации комментатором, диктором, редактором и т.д.).

· потеря информации в коммуникативных циклах. Если коммуникативное сообщение слишком длинное, громоздкое и сложное, а зачастую — витиеватое, то слушающий успевает забыть, о чем ему говорилось в начале сообщения. В этом случае перегружается временная память слушателя и возникают информационные потери. Отсюда — требование лаконичности сообщений.

Инструментальных барьеры коммуникативного взаимодействия:

· невербальные преграды. Хотя вербальные средства являются основными при коммуникациях всех видов, заметную роль играют невербальные средства (жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения, пантомимика и т. д.). Все они еще более многозначны, нежели вербальные, что обусловливает различия в их интерпретации. Поскольку вербальные и невербальные средства используются, как правило, совместно, то неправильная интерпретация невербальных знаков может приводить к ошибкам в понимании словесных сообщений. Поэтому дикторам и комментаторам на телевидении так важно следить не только за своей речью, но и за жестами и мимикой.

· физические барьеры представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Это неожиданный отвлекающий шум, временно заглушающий голос, передающий сообщение; статические помехи, возникающие во время приема радио- или телепередач.

Искажение информации — достаточно частое явление в системах коммуникации. В наибольшей степени искажается информация при передаче ее через большое количество ступеней и на большие расстояния. Технические средства помогли преодолеть географическое расстояние и тем самым приблизить субъекты коммуникаций. Однако осуществление коммуникаций посредством технических средств лишает участников коммуникаций эффекта “живого общения”.

Письменное сообщение в еще большей степени создает препятствия на пути к взаимопониманию. Если адресаты не знают друг друга, то текст обезличивается полностью. Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может быть вызвано как недостаточностью, так и избыточностью информации, заложенной в сообщении.

Наши рекомендации