Назайкин А.Н. «Эффективный рекламный текст в СМИ»
Типологические и структурные особенности рекламного текста (Глава 6). 6.1. Виды рекламного текста.
1) Виды рекламного текста в зависимости от рекламных задач - обычной предлагающей, поощряющей, имиджевой, сравнительной, прививочной, опровергающей, трансформирующей.
2) Виды рекламного текста в зависимости от эмоционального фона - позитивные, негативные и нейтральные.
3) Виды рекламного текста в зависимости от формы изложения. Проводится типологизация отдельно печатной рекламы, отдельно телевизионной и радиорекламы, отдельно интернет-рекламы. Осуществляется раздельная типологизация для различных компонентов рекламного текста.
Более строгим, достаточно «практичным» (распространенным и соответствующим представлениям, сложившимся в рекламе как области прикладного знания), применимым для разных видов (по критерию канала доставки) рекламных сообщений, хотя и недостаточно научно «выдержанным», нам представляется модифицированный вариант данной типологии, при которой рекламные тексты делятся на: прямое изложение, интригу, повествование, монолог, диалог.
- При прямом изложении фактов текст непосредственно разъясняет смысл изображения и заголовка. В рекламе просто описывается, что именно представляет собой продукт и как он действует.
- Самым простым и эффективным способом создания интриги является загадка. В этом случае текст начинается с вопроса, от которого идет движение к разгадке.
- Повествование подразумевает под собой рассказ какой-нибудь истории, в которой обозначается проблема. Решить ее предлагается при помощи товара, обладающего определенными свойствами.
- Текст в форме монолога восполняет недостаток доверия, которым иногда страдают повествовательные объявления. Наиболее эффективна такая подача, когда люди, от лица которых идет рассказ о товаре, выражаются своими словами, когда подчеркивается индивидуальность человека.
- Диалогу присуща определенная динамика, которая существенно повышает читаемость текста. Кроме того, такая форма интересна потенциальным потребителям, потому что один из героев выступает, задает вопросы от их лица. Люди с любопытством следят за развитием событий.
Олянич А.В. «Рекламный дискурс и рекламный текст»
По формальным и содержательным признакам были выделены несколько групп рекламных текстов:
1. Мифологические (реклама как средство трансляции мифа в современное масс-медийное пространство);
2. Реалистические (визуальный натурализм с фольклорно-мифологическими элементами, например, волшебными помощниками);
3. Смеховые (содержание которых апеллирует к фонду анекдотов и народных сказочек);
4. Эротические (использующие в качестве кода семиотику эротики, восходящую к различным контекстам архаической культуры);
5. Жанрово-карнавальные (рекламные проекты, креативно использующие в качестве культурных кодов жанровые формулы различных видов современного массового искусства).
Типология PR-жанров; их структурные и функциональные особенности.
По лекциям Поздеевой С.И. + интернет-источник http://www.pivo-nina.spb.ru/recevye-i-pismennye-kommunikacii/lekcia-11-zanrovaa-klassifikacia-pr-tekstov.
Типы текстов | Особенности информации | «Изюминки» | Жанры |
1) Оперативно-новостные | 1) Информация о новостном событии | 1) Новизна + оперативность | 1) Пресс-релиз, приглашение |
2) Исследовательски-новостные | 2) Главное – сопровождение новостного события | 2) Актуальность | 2) Бэкграундер, лист вопросов и ответов |
3) Фактологические | 3) Факты | 3) Точность | 3) Факт-лист, биография |
4) Исследовательские | 4) Анализ, логически-рациональный анализ фактов | 4) Разъяснение позиции | 4) Заявление для СМИ |
5) Образно-новостные | 5) Эмоционально-экспрессивная окраска | 5) Авторство | 5) Письмо, поздравление, байлайнер |
Оперативно-новостные жанры
1) Пресс-релиз – любая текстовая новостная информация, предназначенная для СМИ, исходящая от какой-либо организации — базисного субъекта PR. Используется с целью привлечения внимания прессы (журналистов) и «лидеров» различных общественных структур к поиску интересующей дополнительной информации. Является средством формирования информационного имиджа организации, фирмы. Считается также средством распространения рекламной информации.
Виды пресс-релиза:
- Релиз-анонс (сообщает о предстоящем)
- Ньюс-релиз (новостной лист; сообщает о случившемся);
- Персонифицированный ньюс-релиз (отправляется конкретному лицу по предварительной договоренности).
Правила подготовки, оформления пресс-релиза:
1. Оформлять на бланке с логотипом организации;
2. Текст по объему должен быть минимальный (1 страница; 2 интервала; 25 строк по 60 знаков; большие поля – 3 см);
3. Текст строится по принципу перевернутой пирамиды (антикульминационная композиция: заголовок, лид-абзац, конкретизация информации);
4. Рекомендуются цитаты.
2) Приглашение – это вид ритуального общения, главная задача которого – обеспечить участие в новостном событии значимых для данной организации лиц (+ общие PR-установки). В приглашении ценится максимальная полнота информации.
Виды приглашения:
- Персональное;
- Приглашение для журналистов;
- Приглашение для различных групп общества.
Композиция приглашения:
1. Формальная часть обращения;
2. Лид-абзац;
3. Сообщение деталей события;
4. Список VIP-гостей;
5. Программа (не всегда, зависит от масштаба);
6. Просьба подтвердить свое участие (+ координаты, контактная информация);
7. Примечания.