Исследовательски-новостные жанры

1) Бэкграундер – жанр PR-текста, предоставляющего расширенную информацию текущего характера о субъекте PR с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Содержит информацию о «фоне» события, т. е. о том, что предшествовало событию и что стало ему причиной. От пресс-релиза отличается более широким освещением события, не ограниченным в пространственном отношении. (о компании и событии)

Особенности:

1. Большой объем (несколько страниц);

2. Может быть наглядный материал (схемы, таблицы и пр.);

3. Единая законченная история, построенная в повествовательном ключе;

4. Закрытый связный текст (в нем всегда должна быть четкая концовка, заключительная часть; она выделяется пробелом, шрифтом и т.п.).

2) Лист вопросов-ответов – жанровая форма PR- текста, позволяющая в форме ответов на возможные и наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации или фирмы. Можно сравнивать с интервью первого лица, но в отличие от последнего не является письменной заготовкой для устного воспроизведения. Этот PR-текст должен соответствовать информационным ожиданиям целевой аудитории PR.

Построение:

1. Заголовок (коротко сущность события);

2. Подзаголовок («наиболее часто задаваемые вопросы»);

3. Сам текст (преобладают открытые вопросы, отвечать на любой вопрос нужно развернуто, вопрос должен быть конкретным).

Фактологические жанры

1) Факт-лист – жанр PR-текста в виде краткого документа, где отражается профиль организации, представляет собой факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации. Вместе с бэкграундером нацелен на поддержку основной информации пресс-релиза и является компонентом пресс-кита.

Обязательные компоненты:

1. Хронология;

2. Значимые имена;

3. Хорошая литературная обработка;

4. Достаточно развернутые предложения.

2) Биография – жанр PR-текста, предоставляющего опорную фактическую информацию о должностном лице организации, фирмы, социально значимой персоне.

Используется при кадровых изменениях, инициативных действиях, обладает коммуникационной функцией. Благодаря этому типу PR-текстов, реализуется функция оптимизации процессов кадровой мобильности, формирования благоприятного психологического климата, помогает дирекции в разъяснении стратегии фирмы и политики менеджмента во время внутрикорпоративного PR-акта.

Виды:

- Биография-конспект (краткая биография; акцент на этапах профессионального роста; номинативные предложения);

- Биография-рассказ (более полный текст; не номинативные, а двусоставные предложения; для внешних коммуникаций и СМИ);

- Биография-повествование (в сфере политического пиара; главное – ценные качества политика, а не просто даты; самый образный, эмоциональный вид);

- Некролог (официальное уведомление организации о смерти сотрудника).

Исследовательские жанры

1) Заявление/сообщение для СМИ (Position paper) – текст, в котором кратко излагают позицию организации по событию, ситуации и т.п.

Структура:

1. Мотив («В связи с…»);

2. Само заявление («организация сообщает о…»);

3. Причина (расширенная констатация: по каким причинам организация вынуждена сделать подобное заявление).

Стилистика:

- Есть вопросительные предложения (открытые вопросы);

- Слова-мостики (те конструкции, которые фиксируют причинно-следственные связи);

- Преобладают сложные конструкции;

- Яркие, красноречивые факты (могут быть и статистические примеры, цифры);

- Отсутствие цитат;

- Членение на абзацы.

Образно-новостные жанры

1) Байлайнер – именная или авторская статья, написанная PR-специалистом и мнимо подписанная должностным лицом фирмы. Придает публикации престижность, позволяет высказывать свои взгляды в более авторитарной форме; представляет автора в качестве эксперта; повышает репутацию компании и руководства как источника, заслуживающего доверия.

Виды и их содержание:

- Периодический (начинает какое-то периодическое корпоративное издание): фото 1-го лица, обращение, обзор издания, пожелания, подпись.

- Событийный (относится к конкретному событию): обращение, событийный повод, констатирующая часть (1-е лицо более подробно обозначает свою позицию относительно события), пожелания/перспективы/призыв, подпись.

2) Поздравление — напоминает событийный байлайнер. Это форма письменного контакта с представителями целевой аудитории, приуроченного к какому-либо событию или дате.

Структура:

1. Обращение;

2. Повод;

3. Само поздравление;

4. Пожелания;

5. Подпись.

3) Письмо — жанровая разновидность PR-текста, представлено в виде обращения, посвященное новостному событию в жизни организации или комментарию вопроса, проблемы; направляемое от первого (должностного) лица организации в адрес узкой целевой группе внутренней общественности. Данная целевая группа в письме всегда конкретна и всегда именуется.

Структура:

1. Обращение;

2. Обоснование/причина составления письма;

3. Основная часть (новая информация);

4. Детализирующая часть (дополнительные факты);

5. Заключительная (комплементарная) часть;

6. Подпись.


Наши рекомендации