Развитие семиотических теорий: от Античности до «классиков» семиотики (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис).
Античность
Аристотель говорит о несуществующей, но необходимой науке о знаках. Он считает, что мышление осуществляется с помощью знаков. Слова являются условными знаками умственного опыта. Разница в названии предмета препятствует идентичности представления о нем.
Продик определяет правильность употребления знаков для эффективного мышления и общения людей с помощью знаков.
Платон считал, что языковые знаки носят произвольный характер (любое слово звучит и пишется по-разному в разных языках. Это значит, что то, как называется предмет создано произвольно).
Другое мнение (В древней греции любили спорить) принадлежало Гераклиту: «Теория фюсей» - имя вещи соответствует ее названию. «Природность» названий доказывается звукоподражаниями (т.е. словами, с помощью которых мы говорим о звоне меди, ржании лошадей или скрипе цепей); во-вторых, – сходством между воздействием вещи на человека и его ощущениями от этой вещи: "Сами вещи воздействуют так, как ощущаются слова.
Существует знаменитый диалог Платона "Кратил, или О правильности имен", где сталкиваются две эти позиции. Третье мнение звучит в диалоге Сократа (и Платон занимает его позицию), который ищет какое-то третье представление об имени: изначально оно природно и является часть вещи, но потом возникает множество производных слов, и «первоначальная мотивированность» имени забывается.
2.Стоики выделяют понятия означающего и означаемого и объекта семиотики. Также определяют, что такое семиозис – знаковая ситуация.
Августин Аврелий, поздняя античность
Знаки – это вещи, которые используются для обозначения вещей. Все учения изучают либо вещи, либо знаки, но вещи изучаются только посредством знаков. Знаки бывают естественными или условными (гроза и приветствие). Естественные понимаются спонтанно, а условные знаки понимаются путем обучения. Также выделяет понятие мысленного слова – это представление того, о чем мы мыслим. Мысленное слово не является объектом языкознания, так как не принадлежит языку.
Классифицирует знаки:
1. В зависимости от способа передачи сообщения (органы чувств)
2. По происхождению и употреблению (естественные и условные)
3. В зависимости от природы символической связи (собственные и переносные). Собственные обозначают предметы, для которых они были созданы. Переносные – для обозначения других предметов. В этом случае означаемое знака становится означающим. (Осел – животное или осел – человек)
Там было еще много ученых, которые что-то вносили в семиотику. В античности появляется название науки – семиотика. Знак, знаковая ситуация, означаемое и означающее, предмет, типы знаков, произвольный характер языковых знаков и роль языка среди знаковых систем.
Средневековье
Семиотика изучается в рамках логики, грамматики и риторики. Философы продолжают учение Августина.
1. Мысленные слова одинаковы для всех – так как это мысленные образы вещей, то они более выразительны, чем любые слова
2. Языковое обозначение не покрывает всех возможных знаковых ситуаций, т.к. вещь может быть знаком, если она приводит к понимаю другой вещи. Это происходит, когда две вещи встречаются вместе и их считают взаимосвязанными или когда они действительно связаны. (венок на двери указывает на то, что здесь продается вино)
3. Бэкон считал, что знак принадлежит категории отношений предмет – знак – человек, которые воспринимает знак. То есть знак чего-то для кого-то. Задается вопросом, а что будет если одно из отношений исчезнет? Предмет или человек?
Бонавентура считал, что в этой ситуации важно только отношение предмет – знак, потому что оно и делает знак знаком. Бэкон же считал, что важнее знак – человек, иначе кто будет его интерпретировать.
Так появляется семиотическая модель: знак – предмет – адресат.
Там было еще много всего.
5. Иммануил Кант:
Мир существует как вещь в себе, не все вещи познаваемы человеческим разумом, человек только приоткрывает этот объективно существующий мир для себя. Знаки сами по себе ничего не значат, а сопровождают понятия как стражи, чтобы при необходимости воспроизвести их. Люди часто ошибочно принимают вещи за знаки и наоборот, но не стоит видеть в знаках внутреннюю реальность, ее там нет. Язык – величайшее средство понять себя и других. Мыслить – значит говорить самим с собой.
4. Георг Гегель.
Существует три вида репрезентации (воспроизведения человеком) значения в искусстве: образная символическая и знаковая. Вводит типологию:
Образ – повторяет предмет мира копирует мир. Но цель искусства не в простом повторении, а в том, что дается чье-то представление. Воспринимая образ, мы формируем представление о представлении. Всегда внешне походи на обозначаемое.
Символ – должен вызывать в сознании не самого себя как данную конкретную вещь, но то качество, которое подразумевается в его значении. Например, лев – символ силы, лиса – хитрости. Для символа характерно «обозначение абстрактных отношений и определений». Символ двусмысленен: можно понимать, как единственный образ, но понимая все контексты, мы можем понять другие значения.
Знак – произвольно выбранный внешний материал, не связанный с обозначаемым предметом.
Гегель впервые смотрит на мир в динамике, что дает начало диалектическому материализму: все движется к абсолютному, которому нет пределов. В этом смысл человеческого бытия. Развивается также дух и сознание, а мышление равно бытию. А мышление имеет знаковую природу. «Знаки несут содержание действительности», Язык – это форма объективации субъективности, т.е. своих представлений действительности. Слово есть наиболее понятное и соразмерное духу средство общения. В языке реализуется самосознание народа.
5. Вильгельм фон Гумбольдт (языковед): создание языка не могло начаться с обозначения предметов внешнего мира. Чтобы слово было словом, оно должно быть не просто облечено звуковым представлением, а должно представлять собой двоякое единство звука и понятия. Слово – это понимание предмета. Язык есть особый мир, он отражает двоякую природу – мира и человека и превращает в понятия впечатления и ощущения. Он – посредник между телом и духом. Язык есть средство преобразования субъективного в объективное и обратно. «Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен, ибо каждый язык есть отзвук общей природы человека».
6. Среди русских ученых особый вклад в концепцию языкового знака внес А.А.Потебня.
Слово как знак имеет сложное строение. Языковой знак не только обеспечивает общение людей. Основополагающей функцией знака Потебня считает способность знака делать более доступными и близкими для наблюдения, анализа и познания предметы и явления действительности, которые без знака были бы трудно доступными либо недоступными вовсе. Знак может обозначать не только видимые реальные предметы, но и их качества, свойства, отношения и оперировать ими, отраженными и закрепленными в знаке, как чем-то отдельным. Знак важен для нас не сам по себе, а потому, что, будучи доступнее означаемого, служит средством приблизить к себе это последнее, которое и есть настоящая цель нашей мысли. Означаемое есть всегда нечто отдаленное, скрытое, трудно познаваемое сравнительно со знаком»
Идея особой науки о знаках возникла в конце XIX века в связи с необходимостью более тщательной разработки понятия знака, возникшей одновременно в лингвистике, математике и естествознании. В этот период первые попытки создания такой науки были предприняты Ф. де Соссюром и Ч. Пирсом (независимо друг от друга).
Различные школы и исследовательские направления в семиотике и в философии языка делают акцент на различных аспектах существования знаковых систем. Можно выделить синтактико-семантический и прагматический подходы.