II. Развитие психологии в период античности

Античность (от лат. antiquus - древний) – термин, традиционно употребляемый в значении «греко-римская древность». Хронологически, рамки античной психологии – с VII в. до н.э. и условно до II - IV в. н.э. – это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Все позднейшие типы европейского мировоззрения берут своё начало именно в античности, когда был заложен категориальный строй психологической науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения) и сформулированы её основные проблемы (соотношение телесного и психического, чувств и разума, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного и др.).

В первобытном обществе душа понималась как сверхъестественная сущность и объяснялась принципом анимизма (от лат. anima - душа, дух) – форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. В период смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом (урбанизация, колонизация, развитие товарно-денежных отношений, расцвет культуры, возникновение математики, астрономии, медицины и т.п.) душа вводится в ряд природных явлений, происходит переход от сакральности (когда знание основано на вере и не требует доказательств) к гилозоизму (от греч. hyle - материя и zоо – жизнь) – философское учение об одушевленности всей природы.

Античность – неоднородный период, который условно (по приоритетным задачам и итогам) можно разделить на три этапа:

I. Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.

II. Классический период – с IV по II в.в. до н. э.

III. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э.

Эллинизм буквально означает распространение древнегреческой науки и культуры по всему миру с завоевательными походами Александра Македонского, что продолжалось до возвышения Рима и начала религиозного доминирования над наукой в период средневековья.

Первый этап развития античной психологии связан с выделением философского рационального мышления из мифологии и формированием первой исторической формы науки – натурфилософии, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. В Милетской школе впервые за природную первооснову души было принято то или иное материальное вещество – архе: вода (Фалес), неопределенное бесконечное вещество «апейрон» (Анаксимандр), воздух (Анаксимен). Представитель Эфесской школы Гераклит, назвав душу психеей, утверждал ее огненное начало (архе). Однако, огонь, по мнению Гераклита, находится в вечном движении и преобразовании (от состояния огня через состояния воздуха и земли к состоянию влажности), поэтому все в мире, в т.ч. душевное и телесное, непрерывно течет и изменяется. Так, Гераклит вводит идею развития и процессуальности психических состояний.Важнейшим вкладом Гераклита в развитие психологии стало и противопоставление хаосу анимизма идеи причинности всех явлений (Логос).

Итак, на первом этапе развития психологической мысли были заложены основы материалистических воззрений, получивших наиболее последовательное выражение в учении Демокрита,который считал первоосновой мира атом (от греч. "атом" - то, что не делится). Поскольку душа, как и все в природе, состоит из атомов, то она является смертной, как и тело. Исходя из атомистических представлений, любая активность человека объяснялась механическим движением и столкновением атомов, независимо от воли и мотивации человека. Таким образом, Демокрит утверждает не только сам факт причинности, но и описывает механизм столь жесткого причинного детерминизма.

На втором этапе развития научной античной мысли материализму начинает противостоять идеализм, утверждающий приоритет духовного начала над материальным. Идеей бессмертия души и её независимости от тленного тела, идеалисты утверждали активность субъекта вместо механистической причинности Демокрита. Причины поведения человека идеалисты видели не в столкновении атомарных потоков, а в знании нравственной истины, находящейся в душе человека, независимо от материального мира. Социальной предпосылкой для зарождения идеализма стало нарастающее противостояние рабовладельческой демократии (возвышающей роль и ценность каждой личности) и монархической формы правления (предполагающей возвышение одной личности и подавление всех остальных). Перенос научного интереса от натурфилософских проблем мироздания к этико-психологическим проблемам отразился в идеалистической философии Сократа – Платона.

Так, к концу классического периода оформилось традиционное противоречие между материализмом и идеализмом. Однако, с точки зрения, как материалистов, так и идеалистов, душа выступала как внешняя по отношению к организму сущность(атомы, попадающие в тело при дыхании – у материалистов; идеи из божественных высот – у идеалистов). Эти ограничения и противоречия были преодолены в учении Аристотеля, в котором мир объясняется с позиций целостности, единства материального и духовного.Систематизировав представления предшественников о душе, Аристотель сформулировал собственный, общебиологический подход в объяснении психических явлений, которые есть результат взаимопроникновения материального и идеального. Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела. Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности). Со смертью Аристотеля классический период античности заканчивается.

Третий этап развития античной психологической мысли характеризуется переориентацией исследовательского интереса с общетеоретических рассуждений к решению практических проблем людей, испытывающих острейшее ощущение нестабильности и небезопасности существования в жестоком мире. В исторической летописи период с IV в. до н.э. по II в. н.э. характеризуется как эпоха гражданских войн, жестоких завоевательных походов на Азию и кровопролитных сражений Рима за господство в Средиземноморье. Специфика политической и социальной жизни привела к утрате ценности уже не только личности, но и самой жизни человека. Ведущие психологические школы по-разному решали проблему сохранения жизни и достоинства человеком в жестоком обществе. Так, в школе циников (киников) свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации (Антисфен), а также, в универсальной отрешенности от привязанностей (Диоген Синопский). Эпикури его школа («Сад Эпикура») призывали людей освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами, приняв за основу атомизм Демокрита: «когда мы есть – смерти еще нет, когда же смерть наступает – нас уже нет». Так же, как и циники, эпикурейцы призывали к самоустранению от общественной жизни, которая является источником тревог, жестокости и конформизма. Представители школы стоиков,напротив, не разделяли идеи о самоустранении от общества и настаивали на активной социализации человека. Общей идеей стоиков является идея рока, фатальной неизбежности как в природе, так и в судьбе каждого человека. Стоики разделяли понятия свободы духа и свободы действий и считали, что если свобода действий в человеческом обществе невозможна, то свобода личности возможна через принятие общественных обязанностей как необходимости. Таким образом, свобода духа не связана со свободой действий и достигается в понимании своего предназначения. Человек может сохранить свободу духа в любых обстоятельствах, если примет общественные обязанности без страданий, как внутреннюю необходимость.

Последней вехой развития античной психологии стало новое авторское прочтение учения Платона – теория Плотина (205 – 270) (неоплатонизм). Плотин определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием, которое любой психический акт преобразует в духовный, поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью является творчеством Бога.Идея Плотина о внутренней психической жизни предвосхитила принцип интроспекции, ставший основополагающим в психологии до конца XIX века. Практический смысл введения категорий самосознания и рефлексии оправдывался необходимостью переключения внимания людей от внешней трудной реальности к внутренней, т.е. душевной, созданной и наполненой Богом. На платонической теории Плотина античная психология заканчивается.

Параллельно с философским аспектом исследования души, в период эллинизма велись активные анатомо-физиологические исследования психики (Александрийская школа врачей). Наибольшую известность и значимость имели труды Герофила и Эразистрата, описавших структурно-функциональные особенности нервной системы и головного мозга как субстрата души. Во II веке н.э. эти анатомо-физиологические открытия объединил и дополнил римский врач Клавдий Гален (130 – 200 г.г.).

Практические задания

1. Заполните матрицу идей по заданным критериям:

«Сравнительный анализ классических теорий античности»

Демокрит Платон Аристотель
Мир – это…
Душа – это…
Соотношение души и тела
Душа локализована в …
Функции души
Основа познания
Регуляция поведения

2. Определите автора и проблемное поле представленного фрагмента:

«Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея… Сухая, сияющая огненная душа - мудрейшая и наилучшая".

3. Определите, о каком античном философе идет речь в данном фрагменте научного текста:

«Этот философ создал первую в античности философско-психологическую школу… Он один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота). Его имя стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Он первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира».

4. Заполните матрицу идей по заданным критериям

«Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»

Циники Эпикурейцы Стоики
Основные представители
Отношение к общественной жизни
В чем заключается свобода и как ее достичь
Отношение к смерти и бессмертию
Философская основа концепции (материализм или идеализм)

5. Запишите определение следующих понятий:

1) Анимизм.

2) Гилозоизм.

3) Архе.

4) Нус.

5) Логос.

6) Нервизм.

7) Материализм.

8) Темперамент.

9) Идеализм.

10) Диалектика.

11) Порча разума.

12) Катарсис.

13) Атараксия.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте социальные предпосылки зарождение первого научного знания в античности, его специфику в отличие от мифологического знания.

2. Дайте характеристику представлениям о душе философов Милетской школы.

3. Охарактеризуйте понимание природы психического Гераклитом Эфесским.

4. В чем суть идеи нервизма в учении Алкмеона?

5. Охарактеризуйте психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора.

6. Раскройте основные идеи материалистического учения Демокрита.

7. Объясните суть учения Гиппократа и его роль в развитии психологии.

8. Раскройте сущность идеалистических представлений в философско-психологическом учении Сократа – Платона.

9. Назовите критерии идейных расхождений Демокрита и Платона.

10. Охарактеризуйте Учение Аристотеля о душе.

11. Охарактеризуйте основные философско-психологические концепции периода Эллинизма.

12. Дайте характеристику неоплатонизма в учении Плотина.

13. Какие достижения и открытия александрийских врачей в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга повлияли на дальнейшее развитие науки?

14. Охарактеризуйте научный вклад К.Галена в психофизиологию.

15. Перечислите итоги развития психологии в античный период.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

5. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976.

2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.

3. Асмус, В.Ф. Античная философия. М., 1976.

4. Блонский, П.П. Философия Плотина. М., 1918.

5. Виц, Б.Б. Демокрит. М., 1979.

6. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

8. Кессиди, Ф.Х. Гераклит. М., 1983.

9. Лафарг, П. Происхождение и развитие понятия души. М., 1923.

10. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

11. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель // ЖЗЛ. М., 1993.

12. Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947.

13. Платон. Соч.: В 3 т. М., Т. 1. 1968-1970.

14. Рожанский, И.Д. Анаксагор. М., 1983.

15. Римские стоики. М., 1995.

16. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека // ЖЗЛ. М., 1995.

17. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура. М., 1939.

18. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

19. Фреззр, Д. Д. Золотая ветвь. Гл. 8. С. 66-67. М., 1980.

20. Шакир-Заде, А.С. Эпикур. М., 1963.

21. Якунин, В.А. История психологии.- СПб, 1998.


Наши рекомендации