Правила разработки инструментария сбора информации: шкалы, типы и виды вопросов, последовательность исследовательских блоков.
По лекциям Карнауховой Н.А.
Инструментарий для основных методов сбора первичной информации:
Опрос – опросный лист, анкетирование – анкета
1. Вступление;
§ обращение к респонденту;
§ вводная часть (кто и зачем проводит МИ) – установление контакта с аудиторией. Формируется желание респондента отвечать на вопросы.
2. Блок вопросов;
§ Вводные вопросы (установление псих. контакта, может быть косвенно связан с темой);
§ Содержательные (от наиболее простых к наиболее сложным вопросам – как по форме, так и по содержанию);
§ Заключительные вопросы (на уточнение, дополнение, высказывание своего мнения ).
3. Паспортичка/Социально-демографический блок (вопросы личного характера);
4. Благодарность за участие в исследовании.
Интервью – бланк-интервью
По технике проведения интервью могут быть свободные, т.е. это длительная беседа без строгой детализации вопросов и стандартизированные с детальной разработкой инструментария. В свободных формулировка и последовательность вопросов может меняться в ходе беседы, а в стандартизированных интервьюер придерживается строго перечня заранее подготовленных вопросов.
Наблюдение – дневник и карта наблюдения
Дневник содержит блоки описания:
1. Хода наблюдения;
2. Результатов наблюдения;
3. Действий наблюдателя;
4. Оценки инструментария и процедур;
5. Реакции наблюдаемых.
Фокус-группа – гайд/сценарий
1. Вступительная часть (приветствие, объявление темы и правил)
2. Вводная часть (5-7 мин., установление контакта с аудиторией, знакомство);
3. Основная часть (обсуждение вопросов исследования или тестирование концепций);
4. Заключительная часть (подведение итогов дискуссии, высказывание комментариев, неназванных важных аспектов обсуждаемой темы исследования)
Типы вопросов:
1. открытые (ответ на вопрос своими словами);
2. закрытые (есть варианты ответов);
§ дихотомические (да/нет);
§ многовариантые (несколько вариантов, но своего ответа нет)
3. полуоткрытые (есть варианты ответов + выражение своего ответа «другое___»)
Виды вопросов:
1. Информационные (извлечение доп. информации, обычно формируются друг за другом);
2. Контрольные (для того, чтобы убедиться, что респондент не потерял внимание; обычно используются в качественных методах);
3. Вопросы для ориентации («Поняли ли вы мою мысль, что…», обычно используется в фокус-группе);
4. Подтверждающие вопросы (обычно в фокус-группе)
5. Ознакомительные вопросы (используется только в групповой работе, т.к. связан с определенной персоной, участвующей в дискуссии);
6. Встречные вопросы (ответ вопросом на вопрос);
7. Альтернативные вопросы (несколько вариантов выбора);
8. Однополюсные вопросы (Нравится ли вам эта крупа? – Вы спрашиваете, понравилась ли мне крупа?)
9. Провокационные (используются в группе, когда необходимо разозлить аудиторию (Вы думаете, вам хватит на это денег?)
Шкалы – правила конструирования вопроса:
1. Шкала наименований (обладает только характеристиками описания, не использует количественные характеристики. Устанавливает отношение равенства между объектами, объединенными в категорию);
# Пожалуйста, укажите свой пол.
¨ мужской
¨ женский
2. Шкала порядка (ранжирует ответы, главная цель - упорядочивание);
# Из нижеперечисленного списка выберите те виды деятельности, которыми Вы занимаетесь в свободное время (условное ранжирование).
¨ чтение;
¨ учеба;
¨ прогулки и т.д.
# Пожалуйста, выберите домашние дела по степени их значимости (прямое ранжирование)
¨ мытье посуды;
¨ мытье полов и т.д.
3. Интервальная шкала (расстояние между отдельными градациями шкалы. Шкала должна иметь равномерный характер);
# Оцените качество услуг нашей компании, если 1 очень низкое качество, 10 очень высокое.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Шкала отношений(не всегда имеет точку отсчета);
# Укажите, пожалуйста, за какую цену Вы готовы купить эту книгу?
11. Интерпретация полученных результатов, формулировка выводов и рекомендаций по итогам маркетингового исследования: правила, особенности, форма предоставления информации.
По лекциям Карнауховой Н.А. + Черчилль Г. «Маркетинговые исследования» + Голубков Е.П. «Маркетинговые исследования: теория, методология и практика».
Интерпретация делится на:
1) Анализ вторичной информации (опирается на все то, что было кем-то опубликовано ранее и связано с нашей темой МИ). Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения МИ.
§ внутренние источники (отчеты компании, беседы с сотрудниками и руководителями, маркетинговая информационная система и т.д.);
§ внешние источники (данные международных организаций; законы, указы, постановления государственных органов и т.д.);
Бывает традиционный и формализованный анализ.
Традиционный – цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с интересующей исследователя точки зрения.
Формализованный – количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть метода контент-анализа заключается в выявлении количественных, легко подсчитываемых признаков, свойств, черт документов.
2) Анализ первичной информации
Интерпретация данных может быть структурирована:
§ по задачам;
§ по гипотезам;
§ по методам сбора информации;
§ по техническому заданию.
Способы интерпретации данных (качественных):
контент-анализ | выявление количественных, легко подсчитываемых признаков, свойств, черт документов. |
анализ по вопросам | анализируется ответы всех респондентов по интересующему вопросу |
анализ по задачам | анализ всех ответов, относящихся к конкретной задаче |
смысловой анализ | по основным смысловым единицам – эмпирическим индикаторам (элементы или характеристики объекта, которые доступны наблюдению и измерению) |
факторный анализ | набор методов и действий, используемый для выделения из множества наиболее значимых переменных – факторов и выявления взаимосвязей между выделенными факторами. |
семантический дифференциал | служит для качественного и количественного выражения значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных. Забиваются данные по всем респондентам, получается усредненное значение. |
регрессионный анализ | Определение влияния независимых переменных на зависимую. Коэффициенты влияния показывают, какие из независимых переменных влияют на зависимую положительно, а какие отрицательно, а также какова степень этого влияния. |
кластерный анализ | Позволяет сгруппировать полученную информацию по кластерам (объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами). Часто применяется при сегментировании для выделения сегментов потребителей. |
По первичной и вторичной информации делаются отдельные выводы.
В конце отчета делаются общие выводы – результаты исследования, краткое изложение основных мыслей. Рекомендации строятся на выводах.
Особенности:
§ Необходимо делать вывод по каждой цели или задаче исследования;
§ Выводы должны отражать беспристрастную интерпретацию данных;
§ После формулировки выводов исследователь должен интерпретировать полученную информацию с учетом ее значения для компании, тем самым составляя рекомендации;
§ Исследователь должен обосновать данные предложения.
§ Рекомендации должны быть конкретны.
Форма отчета может быть письменная и устная.