Эффективные презентации: учет психологии аудитории
Аудитория на презентациях почти во всех случаях приглашается самими ведущими или их организацией, при этом стремление ведущего сообщить информацию обычно превышает желание аудитории получить ее. Ведущий обращается к аудитории с уважением подчиненного к людям более высокого положения. Он не может потребовать их внимания, самое большее, что он может, — это заслужить его. Обычно презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить как можно больше информации.
Первые несколько минут презентации крайне важны, хотя это не имеет никакого отношения к их содержанию. Выступающему необходимо, чтобы слушатели его приняли, и если он даст понять, что у него с аудиторией много общего, то его выслушают с гораздо большим интересом. Существует множество психологических приемов, предназначенных для того, чтобы расположить к себе слушателей. Таковыми являются, например, любое выражение искренних чувств выступающего, какое-нибудь откровение о самом себе, возражение собственным доводам во время презентации и многие другие.
По шутливому замечанию Энтона Джея, слушатели в начале презентации похожи на лошадей перед скачками — рассеявшимися по помещению и глядящими в различных направлениях. Судья на старте должен выстроить их в одну линию, чтобы все они стартовали одновременно и помчались в нужном направлении. Аналогичная задача у ведущего — он должен сделать нечто подобное, ибо в противном случае он рискует рвануть галопом с самого начала и блестяще промчаться в одиночестве, даже не заметив, что остальные все еще у стартовых ворот.
Продолжительность презентации в каждом конкретном случае зависит от представляемого материала. Естественной особенностью всякой презентации является ограниченность ее продолжительности. Поэтому первый вопрос ведущего презентации такой: "Сколько времени может уделить этому аудитория?"
Впрочем, здесь уместен вопрос иного рода: а что наполняет содержанием понятие "аудитория"? Психологами установлено, что аудиторию определяют следующие факторы:
— собраны ли зрители плотно или они рассеяны по помещению;
— насколько хорошо они знают друг друга или не знают вовсе;
— видели ли они ведущего раньше и если да, то как часто;
— тип помещения: высокое или низкое, светлое или мрачное, уютное или некомфортное, большое или маленькое и т.п.;
— расстояние между ведущим и первым рядом и др.
Оказывается, что и характер внимания, с которым присутствующие воспринимают все, что происходит на презентации, существенным образом зависит от типа аудитории. Какой же бывает аудитория?
Существует три различных типа аудитории, различаемые по количеству в ней физических лиц и с точки зрения того, как она реагирует на ведущего:
— большая аудитория. Это группа от 100 до 200 человек;
— средняя аудитория. Это группа от 15 до 100 человек;
— маленькая аудитория. Это группа до 15 человек. Считается, что главный парадокс аудиторий состоит в том, что
чем они огромнее, тем больше похожи на одного человека, тем больше однородность.
Есть проблема и для ведущего: чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется, и тем больше — на человека, который презентует, то есть на ведущего. Характерен ряд важных особенностей для людей, собранных в большую группу в одном месте:
— они объединяются и солидаризируются;
— они единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство;
— здесь неуместны детальные и обстоятельные дискуссии;
— здесь труднее построить доводы так, чтобы аргументы были уместны и понятны любому, а не некоторым;
— здесь на идеи реагируют не личности, а группа;
— действуют групповые стандарты поведения;
— публично определяются угрозы для группы;
— провозглашается совместное решение идти вперед к ...;
— бурно приветствуются те, кто этих людей туда поведет. При проведении презентаций существенную роль играет одно
обстоятельство: аудитория меньше 50 человек или больше 200, поскольку в середине находится область неопределенности. Поэтому устроителям презентации приходится с самого начала решать вопрос: какого размера аудитория им нужна? Потому что то, что можно сказать обычным голосом группе в 30 человек, совершенно бес-
смысленно, хотя и возможно, прокричать в микрофон для 200 и более человек.
Психологи отмечают ряд подводных камней для хороших ведущих. К ним относятся:
— высокомерие, в том числе и неумышленное. Выступающие на презентациях в одиночку находятся на возвышении, в то время как люди, нередко превосходящие ведущих по статусу, сбились в группу, которая их слушает. Ведущий занимает такое положение благодаря своему авторитету в собственном предмете. Опасность возникает, если он начинает высказывать предположения, даже если и верные, по предмету, в котором аудитория, как она в этом изначально уверена, более компетентна;
— желание махать кулаками, когда можно применять приемы дзюдо. Презентация — малоподходящее место для убеждения присутствующих в том, что их представления ошибочны. Лучшее, что можно сделать в таких ситуациях, это принять их убеждения, но дать понять, что имеют место и неверные заключения;
— публично отвечать на вопросы, способные нанести вред презентации. Лучше это сделать индивидуально в неофициальной обстановке после презентации;
Ведущему полезно знать типы вопросов, способных нести опасность для презентации. Это:
— вопрос—скрытое возражение;
— оборонительный вопрос;
— испытующий вопрос;
— вопрос-демонстрация;
— вопрос-вызов.
Вопрос-—скрытое возражение. Задается с неодобрением в ситуациях, существенно угрожающих интересам того, кто этот вопрос задает. Справиться с этим можно при помощи обычных приемов:
— не становиться в оборонительную позицию;
— переформулировать вопрос для себя;
— не вступать в спор;
— упомянуть о выгодной стороне дела.
Оборонительный вопрос. Обычно его задают в случаях, когда предложение ведущего может задеть интересы того, кто вопрос задал. Единственный способ успешно справиться — это переадресовать этот вопрос самому задающему, добиться, чтобы он разговорился, затем, если есть затруднение разрешить вопрос на фактическом уровне, передать его другим членам группы.
Испытующий вопрос. Предназначен для проверки знаний и опыта ведущего. Золотое правило — не блефовать и не оправдывать своего незнания. Полезно пообещать задавшему вопрос выяснить неизвестное и выполнить это обещание.
Вопрос-демонстрация. Обычно его задают с целью показать коллегам, как хорошо задающий вопрос информирован. Ничто не сделает этого человека счастливее, чем публичная похвала его знаний, подтверждения того, как он умен.
Вопрос-вызов. Возникает, когда ведущий высказывает некоторое суждение, неосторожно посягающее на область знаний одного из зрителей. Самое лучшее — мгновенно отступить, сохраняя достоинство, возвращая ему права в его владениях и по возможности спросить у него совета.
В целом трудные вопросы лучше всего переадресовывать коллеге-эксперту, другому члену аудитории, предложить для всеобщего обсуждения.
Можно отметить различия между большими и малыми группами, которые необходимо учитывать ведущему во время презентации.
Большая аудитория:
— максимум ораторского искусства;
— максимум четкости в работе с визуальными средствами;
— минимум вопросов. Маленькая аудитория:
— максимум вопросов и ответов;
— максимум неофициальности;
— максимум гибкости в последовательности и содержании;
— максимум знаний своего предмета;
— средние навыки оратора и навыки в обращении с визуальными средствами.
Несколько соображений о месте проведения презентации. Полезно придерживаться следующих рекомендаций:
— если есть возможность провести презентацию в своем помещении, сделать это;
— если приходится выбирать между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, то с учетом размеров аудитории, лучше выбрать меньший: много пустого пространства действует угнетающе;
— из различных способов рассаживания аудитории стоит воспользоваться:
квадратным расположением — самое лучшее; относительно узко и глубоко — хорошо для шоу; широко и неглубоко — является неофициальным и удобно для участия аудитории.
Требования к одежде ведущего-мужчины:
— высококачественная одежда;
— пиджак; если он двубортный, должен быть застегнут, когда ведущий стоит;
— 15 мм манжеты рубашки должны быть видны из-под рукава;
— носки должны быть того же цвета, что обувь или брюки;
— карманный платок должен гармонировать с галстуком или рубашкой по цвету, но ни в коем случае не быть точным по цвету;
— темные нейтральные тона, которые ведущему идут;
— галстук должен быть точно до пояса, не выше и не ниже;
— ремень хорошего качества;
— пояс брюк должен проходить через пуп;
— брюки — достаточной длины, внизу — закрывать щиколотки, но не "подметать" пол;
— хорошая ручка.
Требования к одежде ведущего-женщины:
— изящные серьги, однако не слишком длинные и не бренчащие;
— каблук обуви не слишком высокий;
— цвет обуви не должен быть светлее платья или юбки;
— насыщенные и яркие тона в деталях поближе к лицу, чтобы привлечь взгляд именно туда.
Полезно избегать:
— старомодной одежды;
— крайностей моды;
— открытой одежды;
— тесной одежды, затрудняющей движения и жесты;
— сильного запаха духов или лосьона для бритья;
— новой одежды или обуви, впервые надетой;
— избытка крупных узоров и ярких цветов на большом пространстве.
В ходе самой презентации участники-устроители должны усвоить и обеспечивать непринужденный подход. Не должно звучать никакой критики, никаких обвинений. Господствует абсолютная уверенность в том, что все пройдет гладко, "как надо". Не должно быть никаких срочных переговоров шепотом, после которых кто-то срывается с места, даже не пытаясь скрыть поспешность. Особо обращать внимание на то, чтобы какую-то неполадку, промах превратить в шутку, юмор, успех. Провал — не всегда провал. Иногда это просто неправильная реакция на него ведущего.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы психологические цели презентации?
2. Каковы основные разделы сценария презентации?
3. Каковы психологические требования к ведению презентации, касающиеся ведущего?
4. Каковы психологические требования к текстам выступлений на презентации?
5. Раскройте психологические ресурсы и ограничения визуальных средств презентации:
— плакатов;
— схем;
— слайдов;
— белых досок;
— эпидиапроектора;
— проектора;
— сборных визуальных средств;
— видеороликов;
— отдельных предметов;
— действующих моделей.
6. Охарактеризуйте психологические особенности различных типов аудитории, присутствующей на презентациях:
— большой;
— средней;
— маленькой.
7. Охарактеризуйте типы вопросов, которые могут быть заданы на презентациях ведущему, и наиболее эффективные стратегии ответов на них:
— вопрос—скрытое возражение;
— оборонительный вопрос;
— испытующий вопрос;
— вопрос-демонстрация;
— вопрос-вызов.
8. Охарактеризуйте психологические особенности внешнего вида ведущего презентацию.