Понятие содержания потребности в общении
Итак, потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Она возникает на третьем году, складывается на основе ранее функционировавших потребностей и оформляется в реальном взаимодействии детей, которое первоначально не носит коммуникативного характера. Представление о единой природе общения в обеих сферах коммуникаций делает возможным использование для выявления у ребенка потребности в общении с ровесником показателей, разработанных и проверенных в сфере общения ребенка со взрослым (см. вторую и третью главы). Напомним, что показателями служили интерес ребенка к другому человеку, эмоциональный отклик на его действия, стремление привлечь внимание к себе и выяснить оценку другими людьми своих действий и поступков (М. И. Лисина, 1974 б, 1980, 1986; Л. Н. Галигузова, 1985).
Говоря о развитии потребности в общении, мы, прежде всего, имеем в виду процесс ее первичного становления, движение от отсутствия потребности к ее оформлению. Оформившаяся потребность в общении не статична: она качественно преобразуется с изменением характера взаимодействия партнеров, широкого контекста жизнедеятельности ребенка. После того как в коммуникациях ребенка обнаруживаются проявления, соответствующие всем четырем критериям, мы уже говорим не о развитии коммуникативной потребности вообще, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении (М. И. Лисина, 1974 б, 1980, 1986).
Следовательно, развитие конституировавшейся, «ставшей» коммуникативной потребности совершается в форме модификации ее содержания. При этом четыре основных компонента неизменно сохраняются. Природа потребности как стремления к самопознанию и самооценке остается неизменной. Преобразуется лишь содержание потребности, т. е. то, чего в данном возрасте на фоне свойственного типа общей жизнедеятельности необходимо достичь ребенку во взаимодействии с другими людьми для решения своих наиболее общих и важных текущих задач. Так, удовлетворение потребности младенцев до 6 мес. в доброжелательном внимании взрослых обеспечивает им физическое выживание и условия для
первоначального психического развития. Но, как только малышам становится доступным манипулирование предметами, у них изменяется содержание потребности в общении со взрослым. Для овладения предметными действиями детям необходимо соучастие взрослого, и у них возникает потребность в сотрудничестве со взрослым (М. И. Лисина, 1980).
М. И. Лисина предложила различать четыре вида содержания коммуникативной потребности, обнаруженные и выделенные ею в сфере контактов ребенка со взрослым: в доброжелательном внимании взрослого в младенчестве, в сотрудничестве со старшими в раннем возрасте, в уважительном отношении окружающих и во взаимопонимании и сопереживании со взрослыми в дошкольном возрасте (М. И. Лисина, 1974 б). Мы считаем, что и сформировавшаяся на третьем году жизни потребность в общении со сверстниками в следующие' годы качественно преобразуемся, так как изменяется характер взаимодействия между детьми. Возможно, существует несколько типичных видов ее содержания, сменяющихся на протяжении дошкольного детства. Но каковы они? Это и есть один из вопросов, решению которых посвящена данная глава.
Задачи определения качественных ступеней в развитии общения дошкольников со сверстниками (см. первую главу) диктуют особую необходимость выяснения различных модификаций содержания потребности в общении с ровесниками. Это связано с тем, что движущей пружиной, обусловливающей развитие всех сторон коммуникативной деятельности ребенка, а следовательно и ее качественных изменений, выступает потребностно-мотивационная основа (М. И. Лисина, 1980, 1986; А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн, 1985).
Не менее существенным представляется установление сходства и различий качественных преобразований содержания потребности в общении у дошкольников со взрослыми и сверстниками. В первой главе приводились соображения о возможности существования специфических особенностей общения дошкольников со сверстниками. Одно из оснований для этого — отличие сверстника как партнера по общению от взрослого. Сверстник выступает для ребенка как существо равное и доступное во всех отношениях, в то время как взрослый остается недосягаемым образцом. И потому, вероятно, при решении одних и тех же жизненно важных задач дошкольники будут добиваться разного во взаимодействии со взрослым и сверстником, вследствие чего и содержание потребности в общении будет модифицироваться у дошкольников не совсем одинаково в двух сферах коммуникаций.