Значение контактов между детьми раннего возраста для их психического развития
Итак, становление у детей раннего возраста потребности в общении со сверстником происходит на основе деятельности, побуждаемой ранее сложившимися потребностями. Мы выявили специфическое содержание общения между детьми и определили особую роль взрослого для развития у детей коммуникативного взаимодействия с ровесниками.
Опираясь на критерии наличия потребности в общении, мы установили, что коммуникативная потребность складывается у детей постепенно, на протяжении раннего возраста. В начале второго года жизни у малышей есть лишь интерес и эмоциональное отношение к сверстнику. К концу второго года у детей изредка появляются инициативные действия с целью привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свои умения. Чувствительность к воздействиям ровесника развита на данном возрастном этапе чрезвычайно слабо, ребенок прежде всего стремится заинтересовать сверстника собой, а инициатива партнера не вызывает у него ответной активности. Поэтому контакты детей остаются односторонними, в них нет необходимой для общения ролевой дополнительности, они не приводят к взаимодействию, удовлетворяющему определению общения. И лишь на третьем году жизни инициативные действия, адресованные сверстнику, прочно входят в репертуар поведения малышей. Теперь они содержат «приглашение» сверстника к совместному совершению тех или иных действий. Постепенно 70
увеличивается разнообразие игровых действий детей, усиливается их интенсивность, растет длительность. Появляется и ответная активность детей, которая состоит в поддержке инициативы ровесника путем повторения его действий, отклика на его вокализации, предложения нового вида игры. Контакты сверстников становятся цикличными, происходит постоянный обмен активностью, возникают совместные игры.
По нашим экспериментальным данным, первоначальные формы интереса и эмоционального отношения детей друг к другу суть (предпосылки, на основе которых строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействие. Результаты экспериментов сви-детельствуют, что потребности человека формируются через развитие их предметов в деятельности, осуществляемой субъектом для удовлетворения уже имеющихся потребностей (А. Н. Леонтьев, 1971; М. И. Лисина, 1974 а, б, 1980; С. Л. Рубинштейн, 1946). Анализ связи новой коммуникативной и других потребностей выявил, что стремление детей к дополнительным впечатлениям, активному функционированию и общению со взрослым лежит в основе формирования у них потребности в общении со сверстником.
Первоначально ребенок относится к сверстнику как к интересному объекту. Стремление к активности, одним из главных проявлений которой в раннем возрасте выступает предметное манипулирование, стимулирует ребенка обращаться с ровесником как с игрушкой.
Вместе с тем даже самые маленькие дети— 1 —1,5 лет — эпизодически адресуют сверстнику действия, сложившиеся в практике их общения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные. Первоначально попытки такого обращения чрезвычайно просты по содержанию, они как бы отголосок, ослабленный вариант отношения к взрослому, не имеющий пока специфического содержания. Первые контакты детей, организуемые извне, еще не общение, побуждаемое их внутренней потребностью. Лишь в процессе реального двусторонне активного взаимодействия происходит «открытие» ребенком сверстника как предмета новой потребности.
Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между детьми их отношение к сверстнику двойственно: последний воспринимается то, как объект, то, как субъект, причем преобладает объектное отношение, а субъектно отнесенные действия не имеют своего особого содержания. В эпизодических взаимодействиях с ровесником ребенок открывает в нем новые, неожиданные качества, позволяющие осуществлять с ним деятельность своеобразную, несводимую к другим формам активности. Специфика поведения маленького партнера определяет неожиданное для самих детей появление особого содержания их контактов. Взаимодействие со сверстником, отвечающее детской непосредственности и самобытности, становится ценным само по себе, отодвигая на задний план 71
первоначальный интерес лишь к объектным его качеств; м. Так, в деятельности, побуждаемой иными потребностями, формируется новая деятельность и соответствующая ей потребность, которая из-за специфики своего содержания не может быть сведена к тем, на основе которых она возникла. На данном возрастном этапе общение состоит в том, что между детьми разворачивается особого рода эмоционально окрашенная игра, благодаря которой осуществляется познание ребенком самого себя. Поддержка и готовность к соучастию, которые сверстник выражает партнеру, приводят детей в радостное возбуждение, а огромное удовольствие от самого процесса игры помогает малышам реализовать имеющиеся у них потенции.
Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Это, бесспорно, практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и т. п. Но они лишены деловой цели в отличие от ситуативно-делового общения ребенка раннего возраста со взрослым. Это общение детей друг с другом весьма эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети взаимодействуют как субъекты, но слабо, поверхностно реагируют на индивидуальность субъекта-партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Ярко выраженное стремление детей разделить со сверстником эмоциональное состояние, совместно совершать одни и те же действия позволяет предполагать, что потребность в общении с ним состоит в этом возрасте в стремлении соучаствовать в игре с равным партнером.
Полученные нами данные дополняют имеющиеся в психологии сведения о роли сверстника в развитии самопознания детей. Мы установили, что, общаясь друг с другом, дети раннего возраста в своеобразной, доступной для них форме познавали самих себя. Не обладая развитой речью, навыками манипулятивной деятельности, умением строить ролевую игру и тем более способностью к рефлексии, малыши 1—2 лет тем не менее постоянно сравнивали себя с ровесниками. Сопоставление происходило и при восприятии их изображений, и при реальном взаимодействии детей. Интересом к сверстнику как к равному себе существу объясняется" и выявленное в опытах преобладающее внимание детей к изображениям ровесников.
В реальном взаимодействии дети познавали свое физическое я, получали представление о своих возможностях в сравнении с равным партнером, формулировали их в речевых высказываниях. Ощущение своего сходства с ровесником вызывало у малышей бурную радость и стремление вновь пережить состояние общности с другим человеком, а на фоне сходства для каждого ребенка 72
ярко выступала его собственная индивидуальность. По-видимому, общение сверстников, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия не только для самопознания через сравнение себя с другими, но и для выявления самобытного начала в личности детей.
Следует отметить, что выделенные возрастные этапы становления новой потребности получены на выборке детей, посещающих дневные группы яслей, начиная со второго года жизни. Л. М. Царегородцева (см. главу вторую) считает, что дети, растущие в яслях с первых месяцев жизни, начинают контактировать со сверстниками раньше и, хотя к концу младенческого возраста общение между малышами еще не сформировано, не исключено, что оно возникнет на втором году. Однако в любом случае последовательность этапов становления общения детей остается неизменной.
Резюмируя сказанное, можно выделить две линии влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка данного возраста. Во-первых, общение оказывает неспецифическое воздействие на ребенка, которое заключается в том, что положительные контакты со сверстником создают у него общий благоприятный эмоциональный настрой, в целом повышающий уровень его функционирования. В общении с ровесником ребенок получает новые яркие впечатления, в совместных играх наиболее полно удовлетворяется его потребность в активности, развивается эмоциональная сфера.
Во-вторых, обнаруживается специфический путь влияния общения детей на их развитие. Он заключается, прежде всего в том, что ровесник открывает для ребенка новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером. Важным представляется и проявляющее себя в контактах со сверстником творческое самовыражение малышей. Получая от ровесника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок наиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, что приводит подчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие.
Еще один существенный результат общения с ровесниками — формирование у детей такого личностного качества, как инициативность. Если взрослый подчас предвосхищает проявления инициативы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в совместную деятельность, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность. Именно инициативность очень интенсивно развивается с момента возникновения общения между детьми.
Часть вторая
СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Глава четвертая