Тема 1. Оценка стратегической устойчивости организации
Стратегия устойчивости организации – это целенаправленное действие производственной системы под влиянием внешней среды, обеспечивающее ее общее равновесие за счет эффективности в будущем.
Колебания системы под воздействием внешней среды приводят к тому, что устойчивость всегда непостоянна. Поэтому ее следует дифференцировать на высокую, нормальную, низкую.
Обеспечение стратегической устойчивости организации обусловлено группами факторов влияющих на нее:
- факторы, характеризующие состояние отрасли (стадия жизненного цикла товара, структура отрасли, конкуренция);
- факторы, характеризующие рыночную позицию фирмы (положение фирмы в отрасли, потенциал рыночных возможностей);
- масштаб деятельности организации (размер производственной деятельности организации);
- фактор времени;
- приемлемый уровень времени.
В таблице 17 представлены критерии успеха организации. Исходя из данных критериев студент проводит экспертную оценку, определяя характеристику данного критерия в конкретной организации. При этом используются данные таблицы 18.
Таблица 17 – Критерии «успеха»
Подсистемы предприятия | Критерии |
Производство | Производственная программа (выпуск продукции) Качество продукции Ассортиментная политика Прибыль (график безубыточности) |
Маркетинг | Доля рынка Конкурентоспособность товара и предприятия Сбытовая политика |
Финансы | Прибыль Показатели платежеспособности и ликвидности |
Кадры | Общая потребность в кадрах Производительность труда |
Инновации | Разработка новшеств и технологий |
Организация представляет собой целостную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые способны повлиять на вышеперечисленные факторы и на общую стратегию устойчивости предприятия.
Таблица 18 – Направление стратегий устойчивости развития организации
Сфера деятельности | Наименования поля | Характеристика поля в зависимости от сферы деятельности предприятия |
Производство | Поле 1 | - рост объема производства - рациональный ассортимент выпускаемой продукции - высокое качество выпускаемой продукции - устойчивый цикл производства |
Поле 2 | - нестабильный уровень производства - классический ассортимент выпускаемой продукции - колебание цикла производства | |
Поле 3 | - низкие объемы производства - нерациональный ассортимент производимой продукции - неспособность поддерживать нормальный цикл производства | |
Маркетинг | Поле 4 | - высокий уровень спроса на продукцию - высокий уровень конкурентоспособности продукции - рост доли рынка - увеличение сегмента рынка - увеличения темпов роста продаж |
Поле 5 | - умеренный спрос на продукцию - стабильное положение на рынке, удержания определенного сегмента рынка - конкурентоспособность продукции - стабильность продаж | |
Поле 6 | - падения спроса на продукции - сокращение доли рынка - падения объема реализации продукции - падение уровня конкурентоспособности продукции | |
Финансы | Поле 7 | - рост прибыли - собственный капитал превышает заемные средства - увеличение средств на расширение производства - способность рассчитаться по своим обязательствам точно в срок |
Поле 8 | - стабильная прибыль - способность погашать обязательства носит синусоидный характер - заемные источники не превышают собственных средств | |
Поле 9 | - систематические убытки - постепенная утрата способности платить по своим обязательствам - заемный капитал превышает собственные источники средств |
Таким образом, студенту даны конкретные критерии и их характеристика в зависимости от состояния и динамики изменения данного критерия.
Задание.
Исходя из оценки развития хозяйства по трем критериям (табл. 18) определить возможную стратегию развития данной организации.
При определении возможной стратегии используем матрицу возможных стратегий в зависимости от уровня устойчивости организации (табл. 19).
Для расчета приведенных ниже позиций (показателей) в матрице необходимы данные по конкретным сельскохозяйственным организациям и по Свердловской области в целом. Учитывая, что большая часть хозяйств в области молочного направления, расчеты целесообразно вести по отдельной отрасли – молочное скотоводство.
Методика расчета (упрощенная схема расчета):
1. Подсистема – производство. Рассчитываем темп роста валового производства продукции (молока) по хозяйству за 2 года. Также определяем темп роста валового производства молока по области. Делаем сравнительную оценку по темпам роста в хозяйстве и области (району). Экспертным путем, определяем к какому полю матрицы (табл. 19) отнести анализируемое хозяйство. Записываем название хозяйство в данное поле.
2. Маркетинг. Рассчитываем темп роста выручки от реализации молока по хозяйству за 2 года. При этом необходимо ответить на вопрос, какой из факторов объем реализации или цена сыграли решающую роль в изменении выручки. Также определяем изменения темпов роста выручки от реализации молока по области (району). Делаем сравнительную оценку по темпам роста в хозяйстве и области. Экспертным путем, определяем к какому полю матрицы отнести анализируемое хозяйство.
3. Рассчитываются показатели платежеспособности по хозяйству: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент оперативной (промежуточной) ликвидности, коэффициент текущей (общей ликвидности). Полученные показатели сравниваем с нормативными и определяем по критерию платежеспособности какой стратегии придерживается хозяйство. При этом также учитываем прибыль организации.
Сравнительная оценка изменения темпов роста по подсистемам производство и маркетинг необходима для общего понимания на сколько улучшилась (ухудшилась) ситуация в отрасли и в конкретном хозяйстве. Так, например, если объем производства молока в области (районе) увеличился на 5%, а в хозяйстве на 10%, то в этом случае предприятие записывается в поле 1 (табл. 19) - максимально допустимый объем.
Примерный уровень изменения темпов роста для определения полей в матрице таблицы 19, на основе приведенного примера:
1. Максимально допустимый объем (более 5%).
2. Достаточный объем (от 2,5 до 5%)
3. Минимально допустимый объем (от 0 до 2,5%, или снижение темпов).
Таблица 19 – Матрица возможных стратегий в зависимости от уровня устойчивости предприятия
Ориентация на: | Устойчивость | |||
Высокая | Нейтральная | Низкая | ||
Производство | Максимально допустимый объем | Поле 1 | ||
Достаточный объем | Поле 2 | |||
Минимально допустимый объем | Поле 3 | |||
Маркетинг | Высокие темпы рынка | Поле 4 | ||
Средние темпы рынка | Поле 5 | |||
Низкие темпы рынка | Поле 6 | |||
Финансы | Платежес-пособность | Поле 7 | ||
Недостаточная платежес-пособность | Поле 8 | |||
Неплатежес-пособность | Поле 9 |
Вывод:
4. Исходя из данных таблицы 19 заполняется таблица 20 – матрица выбора комбинаций стратегий устойчивости, которая дает характеристику – какой стратегии придерживается сельскохозяйственная организация.
Таблица 20 – Матрица выбора комбинаций стратегий устойчивости
Ориентация на: | Комбинация полей | ||
Стратегия проникновения на рынок | Поле 1 | ||
Поле 4 | |||
Поле 7 | |||
Стратегия стабильности | Поле 2 | ||
Поле 5 | |||
Поле 8 | |||
Стратегия отката или падения | Поле 3 | ||
Поле 6 | |||
Поле 9 |
Вывод: