Формирование стратегии компании
4.1. Стратегический процесс
Особенности организации и окружающих ее условий предопределяют то, как будет разрабатываться стратегия ее развитие и достижение цели – общую последовательность действий, какие параметры будут учитываться в первую очередь, как будет рассматриваться взаимосвязи внешней и внутренней среды.
Важно, исходя из соотношения характеристик внутренней и внешней среды, определить тип стратегического процесса, наиболее приемлемый для данной ситуации. Неправильно выбранный тип стратегического процесса изначально заложит ошибку, которая приведет нас к совершенно неадекватным для рассматриваемой ситуации решениям.
Рассматриваемые ниже основные типы стратегического процесса построены на базе имеющихся на сегодня разработок и предлагают практическое использование достижений различных школ стратегического управления.
Стратегия как план
Начнем построение стратегии как плана. Этот тип стратегического процесса предусматривает относительно стабильную внешнюю среду, технократическую, бюрократическую организацию, что в целом можно охарактеризовать как зрелый контекст.
Зрелый контекст характеризуется:
- с точки зрения формы деятельности – массовое производство и массовый сервис;
- с точки зрения структуры – бюрократия механистического типа;
- с позиции наиболее предпочитаемой среды – стабильная среда в зрелой отрасли;
- с позиции конкурентной стратегии – например, снижение издержек.
Доминирует в крупном бизнесе и правительственных организациях.
Эти условия были преобладающими в 60-70-х годах, и разработка стратегии как плана явилось одной из первых теории стратегического управления. В конце 70-х стратегическое планирование вступило в период падения собственной популярности. По большей части это было связано с неспособностью инструментов стратегического планирования обеспечить ожидания пользователей этих инструментов. Уверенность в ценности стратегического планирования была поколеблена, и многие компании поспешили расстаться со своими армиями плановиков.
Сторонники использования и развития стратегического планирования указывают на следующие основные мотивы, в соответствии с которыми, по их мнению, организации нуждаются в стратегическом планирование:
Во-первых, улучшается функционирование компаний как таковое. Теории предписывающего стратегического менеджмента подчеркивается важность планирование миссии, системы целей, внедрение стратегий и системы контроля для того, чтобы быть уверенными, что цели достигнуты. Во-вторых, стратегическое планирование косвенно может влиять на улучшение текущих операций за счет повышения эффективности в целом во всей организации. Существует также мнение, что само наличие системы стратегического планирования как одной из управленческих процедур в компании повышает ее ценность. Стратегическое планирование, таким образом, может быть эффективным управленческим процессом повышения эффективности внутренних процессов.
Эффективная система стратегического планирования предполагает создание взаимосвязей между долгосрочными, среднесрочными и оперативными планами. Для обеспечения этого процесса разработчики собирают информацию, прогнозы, модели и разрабатывают альтернативные сценарии будущего.
Последующие усовершенствования и практика применения выделяют следующие отличительные особенности построения стратегии как плана.
1. Стратегия получается в результате методически детально проработанного формализованного процесса анализа и последующего планирования.
2. Стратегия изложена в объемном документе, детально регламентирующем ее реализацию.
3. Разработкой стратегии занимается команда штатных плановиков.
4. Ответственность за реализацию стратегии в целом несет высшее руководство.
5. Сам период планирования может занимать несколько месяцев.
Процедура стратегического планирования включает в себя следующие основные шаги.
- анализ состояния внешних условий деятельности, причем для крупных компаний возможно даже построение сценариев развития. Анализируются глобальные внутриотраслевые изменения, изменение в потреблении, глобальные технологические сдвиги, способные изменить потребность в предлагаемой продукции и т.п.
- аудит внутренних ресурсов с акцентом на материальные, финансовые и общеорганизационные аспекты
- определение ключевых факторов успеха, на которые компания предполагает обратить первостепенное внимание и использовать основные ресурсы
- проведение целеполагания с доведением целей до подразделений и отдельных сотрудников
- определение необходимого и достаточного состава действий для достижения действий для достижения целей по всем уровням иерархии
- детализация и доведение до планов и бюджетов
- контроль достижения целей по уровням управления
Процессы планирования потенциально самым серьезным образом зависят от ситуации, контекстных факторов и должны претерпевать изменения. Однако изменения в системе планирования проводятся далеко не всегда, что приводит к ее закостенению, отставанию от требований времени и происходящих изменений. Система перестает быть эффективной и превращается в ритуал.
Современное сложное и быстроменяющееся окружение требует большей гибкости в системе планирования (что снижает степень ее формализации), более короткого горизонта планирования и, соответственно, более частого пересмотра планов. Возрастает объем информации, которую следует проанализировать. Поскольку решения должны приниматься более оперативно, возрастает нагрузка на высший управленческий персонал.
Система планирования в компании требует обеспечения баланса между адаптацией (к угрозам и возможностям внешней среды) и интеграцией (с акцентом на контроль и координацию внутренних ресурсов).