Принцип второй: «Все, что можно заменить символами, нужно заменить»
Как вы знаете, образы легче воспринимаются и проникают в подсознание через мень-
шее количество фильтров. Все, что можно отобразить с помощью символов, отражайте с
помощью символов. Не бойтесь, что презентация станет выглядеть легкомысленно: прес-
ные сухари вместо слайдов через несколько минут покажут ваши коллеги, и баланс вос-
становится. Воздержитесь от демонстрации банальных и пошлых клипартовских рисун-
ков. Ищите неизбитые изображения. Рисуйте сами. Недавно я купил специальный планшет,
соединяющийся с компьютером через USB-порт. Теперь я сам рисую на слайде то, что
считаю нужным. Рисунки получаются простые, любительские, но очень живые. Это смо-
трится оригинально и привлекательно. Особенно проследите за тем, чтобы картинки были
«из нашей жизни». Довольно забавно смотрелся слайд, который сопровождал слова руково-
дителя телеканала об охвате россиян вещанием. Карта России была наложена на обычный
городской пейзаж. Едут машины, куда-то спешат люди, кто-то читает газету. Только вот зна-
чительная часть этих людей – чернокожие, машины – желтые нью-йоркские такси, знако-
мые нам по фильмам, а газета в руках дедушки – New York Times. Такие вот у нас теперь
россияне!
Принцип третий: «20 = 7»
Не перегружайте аудиторию частой сменой слайдов. В такой гонке рассчитывать на
внимание и запоминание невозможно. Этот принцип напомнит вам о том, что на двадцать
минут презентации должно приходиться не более семи слайдов. Все, что вы сделаете сверх
того, тут же уйдет в корзину. Для вашего успокоения могу сказать, что если на основном
слайде постепенно появляется новая информация, то это не считается отдельным слайдом.
Принцип четвертый: «3 + 3»
На одном слайде нельзя использовать более трех шрифтов. Учтите, что курсив и жир-
ный варианты являются в этом случае отдельными шрифтами. Вы наверняка видели рекламу
в дешевых газетах, которая пестрит разнообразными шрифтами. Ну и как она воспринима-
ется? То же касается цвета – недопустимо использовать более трех цветов. Синий и голубой
при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о
восприятии информации. А цвет – тоже информация. Для успокоения скажу, что элементы
оформления, общие для всех слайдов, в счет не идут. Я имею в виду логотипы и другие эле-
менты фирменного стиля.
Принцип пятый: «Если шрифт, то без засечек»
Шрифт без засечек на экране воспринимается легче. Засечки – это элементы украше-
ния, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman
– с засечками, а Arial – без.
Принцип шестой: «Не дублировать информацию»
Презентатор выходит на сцену и говорит: «Здравствуйте, коллеги!» На экране появля-
ется надпись: «Здравствуйте, коллеги!» «Меня зовут Михаил Вершков, я начальник отдела
маркетинга компании „ЕвроЕвр“», – продолжает он. Появляется слайд: «Михаил Вершков,
начальник отдела маркетинга компании „ЕвроЕвр“». И так далее. Последние слова Миха-
ила: «Спасибо за внимание!» Нетрудно догадаться, что на последнем слайде будет надпись:
«Спасибо за внимание!» Если Михаил Вершков готовил выступление в Обществе глухих,
тогда его принципы подготовки слайдов понятны. Но если в зале слышащие люди, зачем
писать «Здравствуйте»? Зачем, если Михаил произносит текст: «Наступивший год мы встре-
тили следующими показателями…» – писать то же самое на слайде? Разве не достаточно
просто обозначить эти показатели? И то не все, а только ключевые. Несущественные можно
просто проговорить. Таким образом, из слайдов должно быть удалено все, что и так оче-
видно; все, о чем достаточно услышать и что совсем необязательно видеть. Не дублируйте
информацию, поступающую по двум каналам. В противном случае вы своим голосом будете
мешать читать или изображение будет мешать слушать. Ведь скорость чтения у аудитории
гораздо выше, чем скорость речи ведущего.
Список рекомендованной литературы, в том числе о том, как грамотно подготовить
слайды к деловой презентации, вы найдете в конце этой книги.
Задание.Найдите в своем компьютере слайды одной из последних
своих презентаций и проведите аудит, проверяя пункт за пунктом, насколько
она соответствует принципам, о которых вы прочитали в этой главе. Если
хотите поглумиться, проведите такой аудит презентации вашего товарища
или коллеги.
Индекс непредсказуемости
Чаще всего на тренингах мне задают вопрос о том, как избавиться от волнения перед
презентацией. Известны упражнения, позволяющие добиться нужного эффекта. Здесь и
дыхание, и работа с образами, и телесные практики. Об этом много написано, в том числе
в моей книге «Камасутра для оратора». Но есть еще один способ, о котором знают не все.
Опыт – мой и сотен людей, использовавших его, – показал, что он гораздо действеннее всех
остальных. Заключается он в снижении индекса непредсказуемости.
Знаете ли вы, что мужчина волнуется перед свиданием гораздо больше, чем женщина?
Почему? Потому что женщина всегда знает, чем свидание кончится. А мужчина не всегда.
Индекс непредсказуемости у него выше.
Что мы могли бы посоветовать мужчине, отправляющемуся на первое свидание, для
снижения индекса непредсказуемости? Иными словами, что он должен сделать перед свида-
нием, чтобы вероятность наступления события, к которому он не готов, была минимальной?
– Встречаться на своей территории. В хорошо известном ему
ресторане, где он четко знает, что подадут и сколько это будет стоить. В
своем районе, где он знает каждый угол. В конце концов, в его квартире. Он
будет чувствовать себя увереннее. А если свидание происходит в квартире
друга (ну бывает же такое)? Во избежание конфуза он должен прийти в эту
квартиру накануне, посмотреть, где что находится, принести все, что может
понадобиться на свидании.
Взять с собой средства контрацепции в достаточном количестве.
Не обязательно до этого дойдет на первом свидании, но уже то, что у
него есть с собой все необходимое, сделает его увереннее. Пополнить счет
мобильного телефона. Взять денег с запасом. Увы, сколько прекрасных
свиданий закончилось неловкой ситуацией – у него не хватило денег на
такси, пирожное, цветок.
– Помыться и сменить все, что нужно менять перед свиданием. На
всякий случай. Согласовать заранее стиль одежды для свидания. Довольно
глупо будет выглядеть и чувствовать себя пара, если она в вечернем платье
и на шпильках, а он в кроссовках и майке навыпуск.
– Обрести союзника. Это может быть ее мама или подруга. Если
произойдет какое-либо недоразумение, ссора, он сможет через союзника
провести переговоры и все уладить.
– Узнать все о ней, ее семье, увлечениях. Это позволит в разговоре
быстрее найти общие темы, снискать симпатию и обойти острые углы.
– В фильме «Метод Хитча», где главный герой за вознаграждение
помогал робким мужчинам завязать отношения с понравившимися им
женщинами, основным пунктом была репетиция.
Консультант отрабатывал
с заказчиком возможные ситуации на свидании и его поведение. Как
ни странно, рекомендация для снижения индекса непредсказуемости –
репетировать.
– Поскольку мужчина не знает не только чем закончится свидание, но и
когда, мы можем порекомендовать не назначать встреч и не планировать дел
на ближайшее время. Довольно глупо он будет выглядеть, если, посмотрев на
часы, скажет: «Ну, мне пора, я обещал маме быть не позднее одиннадцати».
– Иметь альтернативный сценарий. Положим, вы решили пойти в
ресторан и не наметили других вариантов. И вот при встрече выясняется,
что подруга заскочила к маме на минутку и та ее почти насильно накормила.
Так что есть она не хочет, но если он очень голоден, она готова пойти с ним в
ресторан и просто посидеть. Это ведь никуда не годится! Как же он выиграет,
если тут же предложит кино, футбол или картинг!
– Купить небольшой подарок. Цветы, безделушку. В крайнем случае
начать свидание с комплимента. Согласитесь, шансов, что свидание пойдет
по его сценарию, в этом случае больше.
– И наконец, прийти на свидание вовремя. А что значит «вовремя»?
Это означает – раньше назначенного. Ведь свидание начинается тогда, когда
пришла девушка. Если она пришла на две минуты раньше, а он вовремя –
он опоздал.
Согласны? Правда ведь, нельзя придраться ни к одному пункту. Зачем я об этом напи-
сал? Все дело в том, что презентатор, отправляясь на встречу с аудиторией, подобен муж-
чине, идущему на первое свидание с женщиной. Он пытается аудиторию завоевать, а ауди-
тория может принять какое угодно решение. Понятно, что презентатор волнуется гораздо
больше, чем участники его презентации. Индекс непредсказуемости у него выше. Советы,
которые мы только что дали мужчине и со справедливостью которых согласились, вполне
пригодятся для выработки рекомендаций о том, как снизить волнение перед презентацией.
Своя территория
Если вы можете выбирать, проводите презентацию на своей площадке, в офисе своей
компании. Не зря ведь мяч, забитый на поле соперника, ценится выше, чем на собствен-
ном. В крайнем случае проводите презентацию в том месте, которое вам хорошо знакомо.
Если такой возможности нет и вы вынуждены выступать на незнакомой площадке, тем более
принадлежащей сидящим в зале, вам необходимо заняться освоением пространства. Что
это значит? Найдите возможность поработать в помещении, где будет проходить выступле-
ние, за несколько дней до него.
Походите по сцене, залу. Похлопайте в ладоши, поговорите
в полный голос. Пройдите по сцене взад-вперед и влево-вправо. Проверьте, работает ли
микрофон. Послушайте свой голос через систему усиления. Прорепетируйте выступление
целиком. Незадолго до выступления «похозяйничайте» в зале: переставьте что-нибудь, при-
берите, разместите свои вещи в разных местах зала. Ведите себя так, словно вы дома. Не
секрет, что в съемной квартире мы и гвоздя не забьем без согласования, а в собственной
хоть стены сносить можем. Если вы станете вести себя на чужой территории как хозяин, это
ощущение позволит вам значительно снизить мандраж. Только знайте меру, конечно.