Социально-экономические ресурсы Испании

Испания обладает мощной экономической инфраструктурой, используемой индустрия туризма.

По политической структурой Испания с 1978 г. по Конституции является социально-демократическим государством, что является правовым из парламентско-монархической формой правления. Год смерти Франко (1975) является демократическим началом современной Испании. Свободно избранные правительства при Адольфо Суареса и Фелипе Гонсалеса, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснар осторожно, но целенаправленно открыли страну в политическом и экономическом смысле. Испания вступила в ЕС и НАТО, состоялся референдум по поводу принятия новой конституции, которая гарантирует права областной автономии, введение права на развод, а также отмену смертной казни.

Столицей страны является Мадрид, где находится резиденция Короля и Правительство. Здесь также находятся законодательные органы - Сенат и Конгресс Депутатов и органы судебной власти. Председателем государства является король Хуан Карлос. По представлению премьер-министра он утверждает членов Кабинета Министров.

На современном этапе Испанское государство составляет 17 Автономных Сообществ и два города Сеута и Мелилья. Согласно Конституции каждый Автономное Сообщество имеет собственные полномочия по управлению собственной территорией. Все спорные вопросы между центральной властью и органами управления Автономных Сообществ решаются через Конституционный Суд.

Общей языке для всех граждан Испании является испанский. Ею пользуются в качестве официальной государственной языка. Каталанский - в Каталонии и на Балеарских островах, галисийский - в Галисии, баскский - в Стране Басков и на части территории Наварры, валенсийская - в Валенсийский Спивтоваристстви являются распространенными языками и в указанных регионах имеют статус второго официального языка.

Религией, которую исповедует большинство испанцев, является католицизм, хотя свобода вероисповедания гарантирована Испанской конституции.

С 1 января 2002 новой денежной единицей Испании. Как и в большинстве других стран-членов ЕС, является евро. Существует восемь различных мелких монет номиналом 1, 2, 5, 10, 20 и 50 центов, а также 1 и 2 евро. Выпущено также семь различных банкнот номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро.

Экономика. В истории традиционно аграрной Испании был период бурного развития промышленности, когда 50-е гг начались экономическим открытием страны. В 80-е гг говорили об испанском экономическом чуде. Но волна эйфории натолкнулась на безрадостную перспективу: ни зарубежные капиталовложения, ни государственные суперпроекты, такие, как Олимпийские игры и Всемирная выставка Экспо - 92, не смогли улучшить тяжелое положение многих людей. Все еще остаются актуальными три главные проблемы: высокий уровень безработицы (почти 23%), инфляция и большие долги страны. Особые волнения вызывает низкий уровень занятости молодежи.

Все большее значение для Испании приобретает сфера услуг: 60% всех работающих заняты в этой сфере, 31% работает в промышленности и около 10% занимаются сельскохозяйственными работами Испания и ее своеобразие. [Путеводитель. - М.: Polyglott, 2003. - С. 12.], Рыбалкой и горной делами. В сфере услуг государственное значение имеет туризм. В 1995 обслуживание туристов принесло рекордный доход - 2650 млрд. [песет Там же .].

В 60 - 70-е гг туризм полностью сконцентрировался в прибрежных районах. Вместо повышения качества обслуживания государство пыталось увеличить приток туристов (их спрос). По всему побережью строились типовые со стекла и бетона, и до сих пор портят вид окружающей среды.

Начиная с 80-х гг власть пытается принять контрмеры: от притока гостей прибыль должны получать и внутренние регионы и, по возможности, в течение всего года. Поэтому активно развиваются горнолыжные бальнеологические курорты.

На аграрном хозяйстве страны болезненно тражаются устаревшие структуры отрасли. Крупные землевладельцы Андалусии все еще придерживаются средневековых принципов ведения хозяйства. Нерентабельные малые предприятия преобладают в северной и восточной Испании. Большие урожаи дают орошувани фруктовые плантации Валенсии и Мурсии. Основными экспортными сельскохозяйственными культурами являются цитрусовые, фрукты и оливки.

Сельское хозяйство издавна было важной отраслью экономики Испании. К началу 1950-х годов, когда промышленность опередила его по темпам развития, сельское хозяйство главным источником доходов государства, а в 1992 его доля сократилась до 4%. Доля занятых в сельском хозяйстве продолжала сокращаться - с 42% в 1986 до 8% в 1992.

С 1970-х годов резко вырос объем производства фруктов и овощей. В 1992 объем выращенных фруктов и овощей превысил урожай зерновых. Много фруктов и овощей выращивалось на экспорт, главным образом в страны ЕС.

В стране обрабатывается только 40% земель. Около 16% обрабатываемых земель орошаются. Луга и пастбища занимают 13% территории, леса и редколесья - 31%. Поскольку в течение столетий во многих местностях страны леса нещадно вырубались, правительство реализовало широкомасштабную программу лесовосстановления. Среди лесных культур очень ценится пробковый дуб, у настоящее время Испания занимает второе место (после Португалии) по производству коры пробкового дерева. Приморская сосна широко используется для получения смолы и скипидара.

Испания удерживает второе место в мире по производству оливкового масла и третье по производству вина. Плантации оливковых деревьев находятся главным образом в латифундиях Андалузии и Новой Кастилии, а виноград выращивают в Новой и Старой Кастилии, Андалусии и восточных районах страны. Цитрусовые, овощи и сахарная свекла - тоже важные сельскохозяйственные культуры. Основная зерновая культура - пшеница - выращивается на центральных плато Месеты с применением методов богарного земледелия.

В 1991 г. В Испании насчитывалось 55 млн. голов домашней птицы (23,7 млн. в 1933 г.), 5,1 млн. голов крупного рогатого скота (3,6 млн. в 1933 г.), а также 16,1 млн. свиней и 24,5 млн. овец. Большая часть поголовья скота сосредоточена во влажных северных районах страны.

Следует отметить, что правительство страны за счет иностранных инвестиций уделяет большое внимание укреплению промышленного потенциала страны. Государственный сектор экономики страны составляет 30%. Основными индустриальными отраслями являются машиностроение, судостроение и текстильная промышленность. Испания только 5% удовлетворяет собственные потребности в энергоносителях.

Внутренняя торговля. На внутреннюю торговлю приходится примерно 17% всех товаров и услуг страны. Однако, несмотря на относительно большое значение внутренней торговли, движение товаров от производителей к потребителям остается одним из основных звеньев экономики. Ведется строительство супермаркетов и оптовых рынков, но по сей день сохраняется резкий дисбаланс между довольно большой розничной сетью торговли и узкой системой оптовой торговли.

Внешняя торговля. В импорте преобладают энергоносители (главным образом нефть), машины и транспортное оборудование, черные металлы, продукция химической промышленности и текстильных изделий. В экспорте выделяется автомобили, тракторы, мопеды, машины и электробытовые приборы, за ними следуют продукция черной металлургии и химической промышленности, ткани и обувь. Продовольствие составляет менее 1/5 испанского экспорта, причем половина приходится на фрукты и овощи; место занимают рыба, оливковое масло и вино. Основные торговые партнеры - страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США.

Транспорт. Наземная Испания обладает широкой сетью автомобильных дорог, насчитывающей 340000 км Испания. [Туреспанья. - Г. Альфа пресса, 2003. - С. 7.], Из которых около 7000 Там же. км составляют дороги с высокой пропускной способностью: платные автотрассы, бесплатные автотрассы и шоссе. Эта сетка высокоскоростных дорог, большая часть которых бесплатна для проезжающих, позволяет с удобствами проехать от Пиренейских гор до Андалусии как вдоль Средиземноморского побережья, так и через Мадрид, что благодаря своему центральному расположению является главным узлом всех транспортных артерий. Развернутая сеть станций техобслуживания и мест отдыха предоставляет найризноминитниши услуги для проезжающих на всем пути их движения.

Общественное автобусное сообщение удобное и эффективное; существуют автобусные маршруты на дальние расстояния с четко установленным расписанием. Кроме того, существует значительная часть маршрутов на короткие расстояния и предназначенные для экскурсионных путешествий в места, наиболее посещаемых туристами. Служба такси работает во всех городах и оплачивается по действующим тарифам. В некоторых городах такси предоставляет услугу "большой туризм", которая оплачивается по более высоким тарифам.

Почти треть иностранных гостей использует для поездки в Испанию воздушный транспорт. Более пятидесяти миллионов пассажиров проходят через испанские аэропорты, причем примерно 70% из них прилетает и улетает нерегулярными туристскими рейсами www.iberia.com.

Стратегическое географическое значение Испании способствует не только туризма, но и развитию международных пассажирских перевозок. Здесь особо следует отметить авиалинии в Европу, на которые приходится около 75% общего количества туристов [Там же .].

Испания имеет 48 международных аэропортов (доп. 2.3.1). Центром внутренних авиалиний, ежегодно перевозят более 1500000 пассажиров, является аэропорт Мадрида, совмещенный воздушным мостом с Барселоной. За этими авиалиниями с большой плотностью полетов являются те, которые связывают Мадрид с Балеарскими островами и Канарских островов. Существует сеть авиационных сервисных центров, где можно заказать авиабилеты.

Перевозка пассажиров морским транспортом достигают значительных размеров в таких портах, как Альхериас (3,8 млн. чел.) www.transmediterrana.com, Сеута (2,2 млн.) и Санта Крус де Тенеррифе (2,6 млн. ). Морская средиземноморская компания "Трансмедитерранеа" осуществляет регулярное сообщение между Пиренейским полуостровом и северной частью Африки (ежедневно - от Альмерии до Малаги и Мелильи и от Альхесираса к Сеуты и Танжера). Кроме того, осуществляется ежедневное сообщение с Балеарскими островами (из Барселоны и Валенсии) и ежедневное сообщение с Канарских островов (из Кадиса).

Протяженность испанских зализницьскладае примерно 15000 км, из которых 471 км - это скоростная трасса Мадрид - Севилья (AVE), которую поезд преодолевает за 2 часа 15 минут www.renfe.es. Другой скоростной поезд Тальго - 200 курсирует маршруту Мадрид - Малага и Мадрид - Кадис - Уэльва. Также, как и дороги, железная дорога, которая принадлежит РЕНФЕ - государственной железнодорожной компании, расходится с Мадрида радиусами, покрывая всю территорию страны (доп. 2.3.2.) Рядом с пересекая их линиями (среди которых следует отметить Железнодорожное сообщение вдоль средиземноморского побережья и реки Эбро). РЕНФЕ имеет целый ряд специальных тарифов, устанавливаются в зависимости от времени года. Такая система способствует большей атрактивности путешествий по железной дороге.

Для лиц, не проживающих в Испании, существует специальная туристическая карточка, позволяет свободно передвигаться всеми железнодорожными линиями, предварительно забронировав места. Стоимость такой карты зависит от количества дней, в течение которых она будет действительна. Подобная нее карта Euro Rail позволяет туристу путешествовать железной прямо из своей страны без ограничения расстояния.

Существуют специально разработанные железнодорожные туристические маршруты: Аль - Андалусс Экспресс, в котором в течение пяти дней можно совершить путешествие Андалусией в роскошных классических вагонах с дополнительным обслуживанием в виде экскурсий и обедов Трен де ла Фреса - от Мадрида до Аранхусса , а такожТранскантабрико (FEVE), курсирующий севером Испании от Доностии - Сан-Себастьяна в Сантьяго-де-Компостела [Там же .].

Подитоживая изложенное, автор хотел бы обратить внимание на неравномерное распределение экономических ресурсов страны. Экономическая и социальная отсталость одних регионов страны граничит с бурным и интенсивным развитием других. Ведущей в этом контексте предстает роль туризма, который вызвал экономический «бум» прибрежных районов и провинции Мадрид. На современном этапе можно говорить, что туризм - отрасль специализации экономики Испании. Страна поднимает показатели ВВП и уровня жизни населения именно благодаря этой области. Однако, именно это звено экономики является дестабилизирующим. Она приводит к диспропорции развития страны, в нестабильной экономической состояния. Следует также заметить ее экстенсивный характер, что приводит невосполнимых использования природных ресурсов. Правительство Испании, понимая это, пошел на ряд непопулярных мер по улучшению положения. Впрочем, пока невозможно говорить о том, насколько они оправдали себя.

Итак, туристская отрасль Иснии одновременно является экономической "панацеей" страны и ее ведущим дестабилизирующим фактором.

Наши рекомендации