Понятие рынка туристских услуг и индустрии туризма
В первом разделе автор считает целесообразным дать определение понятию рынка туристских услуг и индустрии туризма как составляющей мирового и национального туристского процесса, а также структуры и типологии национального туристского рынка и основные этапы методики его исследования. Детальное исследование туристического рынка обусловлено его важности, как составляющей туристского потенциала страны, ведь туристическими ресурсами, согласно новой редакции закона О туризме: "являются предлагаемые или такие, которые могут предлагаться туристские предложения на основе и с использованием объектов государственной или частной собственности .
[Рынок туристских услуг Любицева А. Рынок туристических услуг. - М.: Альтпрес, 2003. - С. 22.] или туристский рынок объектив-ным основанием формирования имеет рост и разнообразие общественных потребностей и соответствующее ему углубление общественного разделения труда. Он является частью мирового рынка услуг, его видовым компонентом.
Туристский рынок Там же. - Это сфера удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом и содержательным проведением досуга в путешествии.
В основе выделения туристского рынка лежит специфика туристской услуги. Туристская услуга имеет все признаки услуги, т.е. неосязаемость, неразрывность процесса производства /потребления, невозможность накопления и неоднородность качества, но имеет и ряд специфических, присущих только ей особенностей:
- комплексность. Туристская услуга всегда комплексом услуг, который обязательно включает услуги размещения, питания, транспортировки, экскурсионного обслуживания и ряд других, которые обеспечивают реализацию цели путешествия. Этому комплекса присуще взаимодополнения и взаимозаменяемости в пределах каждого вида услуг (например, путешествовать можно различными видами транспорта или одним видом, но разными классами и т.д.)
- мобильность предусматривает обязательное перемещение потребителя к месту обслуживания
- нераздельность процесса обслуживания связана с предыдущими признаками. Обслуживание в туризме является процессом непрерывным, поскольку только так может быть реализована цель путешествия. При этом момент производства и потребления туристской услуги совпадает и во времени и в пространстве. Оценить качество обслуживания также возможно только в момент потребления
- ритмичность. Эта черта отражает характер деятельности на туристском рынке. Механизм регулирования спроса и предложения в данном случае основывается на постоянной изменчивости спроса и относительной стабильности предложения. Спрос населения на туристские услуги подвержен колебаниям в зависимости от цикла жизнедеятельности: суточного, недельного, годового.
Кроме того, он колеблется в зависимости от соотношения объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. То есть, существует определенный разрыв во времени между подвластным колебаниям спросом и постоянной предложением. Этот диссонанс усиливается узкой специализацией большинства предприятий, задействованных в создании туристической услуги, совокупно, негативно влияет на эффективность деятельности в туризме.
Таблиця1.
Структура мирового рынка (по А. А. Любицева)
Туристской услугой Бейдик А. украинском-русский словарь терминов и понятий по географии и туризма. - М.: РПЦ "Киевский университет", 1997. - С. 99. может считаться только комплекс услуг по удовлетворению разнообразных потребностей туриста: в отдыхе, питании, перемещении и других, которые способствуют обеспечению цели путешествия. Туристические услуги по значению в процессе путешествия подразделяются на основные, без которых невозможно путешествия (услуги размещения, питания, транспортного и экскурсионного обеспечения), дополнительные, способствующие комфортности путешествия (бытовые, торговые, коммуникативные, информационные, банковско-финансовые, медицинские, спортивно -оздоровительные, культурные и т.д.) и сопутствующие, которые повышают эффективность и способствуют полной реализации цели путешествия (производство и реализация сувениров и туристического снаряжения, обустройство пляжей, обзорных площадок, реставрация памятников и т.д.). Каждая из основных услуг может выступать туристическим
продуктом, отличается стабильностью предложения, но только их сочетание является туристической услугой.
Таблица 1.2
Структура непроизводственной сферы (по А. А. Любицева)
Туристические услуги или услуги, предназначенные для потребления путешествующих частью населения, в процессе потребления дополняются туристическими товарами специального и общего назначения. К товарам специального назначения относятся сувениры, полиграфическая продукция информационно-справочного характера (картосхемы и планы, буклеты, листовки, справочники и др.)., Туристское снаряжение и товары для отдыха и т.д.. Товары общего назначения включают значительную номенклатуру и потребляются в зависимости от разницы в ценах или наличия на внутреннем рынке страны постоянного проживания. Туристы потребляют также имеющиеся материальные (памятники) и нематериальные (природные особенности) блага.
Именно комплекс туристских услуг, благ и товаров, которые обеспечивают реализацию цели путешествия, является туристским продуктом (турпродуктом). Турпродукт в форме тура выступает товаром на туристском рынке. Таким образом, рынок туристских услуг можно рассматривать как сферу реализации туристского продукта и товаров туристского назначения.
Таблица 1.3
Структура туристского продукта (по Квартальнов В.А.)
Характерной особенностью туристского рынка является преобладание реализации туристских услуг за товарами (в приблизительном соотношении 75-80% к 25-15%). По экономическими мерами реализация турпродукта подобна реализации товаров, но характер экспортно-импортных связей, связанных с движением турпродукта, кардинально отличают рынок туристских услуг от товарного рынка. Реализация турпродукта связана с обязательным перемещением потребителя к месту потребления. Выезд туристов за границу (зарубежный туризм) и потребление ими туристского продукта другой страны является пассивным туризмом и рассматривается как импорт, так как ведет к падению спроса на внутреннем рынке. Напротив, въезд туристов из других стран (иностранный туризм) и потребление ими национального туристского продукта является источником роста национального дохода, поскольку увеличивает спрос на внутреннем рынке страны как на туристские услуги, так и на услуги и товары, косвенно связанные с туризмом (мультипликационный эффект). Поэтому иностранный туризм рассматривается как экспорт услуг. Существует на рынке туристских услуг и реэкспорт турпродукта, который заключается в реализации иностранным туристам на национальном рынке туруслуг и товаров, потребление которых состоится в третьей стране.
Создают турпродукт и реализуют его потребителям специализированные предприятия, которые выступают субъектами рыночной деятельности. То есть, рынок туристских услуг можно рассматривать и как сферу функционирования специализированных предприятий, удовлетворяющих специфические потребности туриста.
Концептуальные положения исследования рынка туристских услуг заключаются в выявлении процессов и явлений, которые возникают в результате производства, обмена и потребления туристских благ, услуг и товаров, закрепляясь в определенных формах геопространственной организации. [Пистун М. Д. Основы теории общественной географии: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1996. - С. 231 .]. Пространственно-временные закономерности функционирования туристского рынка на основе комплексно-пропорционального развития его составляющих составляют предметную сущность исследования.
Исследование рынка туристских услуг как формы общественной организации потребления заключаются в системном подходе к оценке свойств и механизма функционирования явления, который предусматривает определение элементов (субъектов рынка), их структурированности (по существенным признакам рынка), иерархии как элементов, так и выявленных структур, связей между ними, которые определяют наличие и интенсивность взаимодействия между составляющими рынка и позволяют рассматривать его как некую функциональную целостность с присущими ей качественными и количественными параметрами. Соблюдение принципов комплексно пропорционального развития рыночных элементов и структур, их интеграции в системы другого порядка, историзма, регионализма и управляемости позволяет определить рациональные с точки зрения перспективности общественных потребностей формы территориальной организации туристского рынка. Рынок туристских услуг можно рассматривать как открытую систему, по многим каналам (производственно-технологичннх, ресурсных, кадровых, информационных, финансовых и др.) связана с рынками высших рангов (рынок услуг, мировой рынок) и с хозяйственным комплексом определенной территории, как с социально-экономической системой выше порядке.
Специфика туристской услуги обусловливает комплексообразующих характер туристской деятельности и обеспечивает мультипликационный эффект, который позволяет определить связи и степень интегрированности туризма в национальную систему. Структурообразующим единицами рынка являются потребители и производители туристской услуги, различные связи и отношения между которыми формируют рыночные структуры спроса и предложения.
Внутренняя организация системы содержится динамическим равновесием между спросом и предложением, сбалансированной по структурным параметрам во времени и пространстве. Пространственно-временные структуры спроса/предложения являются функциональными территориальными образованиями, которые характеризуются взаиморасположение, наличием пространственных связей, выраженных прежде всего перемещением туристов и развитием, фиксированным динамикой туристического процесса. Туристский процесс рассматривается как обобщающая характеристика, которая воспроизводит взаимодействие рынков потребителя и производителя турпродукту и пространственно-временную соответствие спроса /предложения в параметрах объема и структуры потребления. Понятие "туристский процесс" позволяет определиться с временным вектором рыночной системы и установить объективные параметры территориальной дифференциации потребления.
Туризм проявляется как форма общественного потребления специфических благ, услуг и товаров, объективно развившейся вследствие социологизация воспроизводственной функции, образовав область деятельности по созданию этого специфического продукта и организации его потребления, которая по конечному назначению и характеру деятельности относится к потребительским отраслей хозяйства [Любицева А. Рынок туристических услуг. - М.: Альтпрес, 2003. - С. 59 .].
Организация потребления основана на устойчивых связях между потребителями и производителями и между производителями в процессе создания турпродукта и зафиксирована в рыночных структурах. Локализация потребления, основанная на устойчивости указанных взаимосвязей в соответствии с условиями формирования спроса и предложения, закрепилась в определенных территориальных структурах, отражающие взаимодействие данного вида человеческой деятельности и территории, связанные с обязательным преодолением пространства является основой туристского процесса.
Взаимодействие туристского рынка и территории происходит в двух направлениях: [Там же. - С. 60.]
1) целевом, сущность которого заключается в обеспечении потребностей населения услугами туризма, в результате чего формируются распределительно-потребительские связи между производителями турпродукта и его потребителями. При этом и потребление, и производство турпродукта территориально ограничены, то есть любой субъект рынка может разработать и предложить на рынок любой продукт, а потребитель в любой точке мирового рынка может им воспользоваться
2) ресурсном, который обеспечивается потреблением туристами природных благ (условий и ресурсов) и культурно-исторических ресурсов определенной территории и проявляется в формировании рекреационных связей.
Параметры этих связей (направление, величина, устойчивость и т.д.) зависят от уникальности предложения, разработанной на основе уникальности ресурсов. То есть теоретически пространственное распространение уникального предложения на рынке неограниченное, поскольку притягивает к себе потребителей с любого уголка мирового рынка, а уже дальше на формирование рекреационных связей начинают действовать ограничивающие факторы оптимизации потребительских связей (расстояние, стоимость, комфортность).
Указанные особенности существенно влияют на формирование территориальной структуры туристского рынка, определяя ее дуалистический характер. Геопространственные формы потребления турпродукта закрепляются формированием множества территориальных рынков и это формирование является процессом согласования спроса /предложения в пределах определенной территории. Границы территориального рынка определяются доступностью предлагаемого турпродукта. Доступность является понятием, которое включает наличие предложения, которая по уникальности, разнообразием и объемом соответствует объему и структуре спроса и целесообразность расходов денег, времени и усилий для реализации определенной туристской цели. То есть, доступность является пространственно-временным параметром, характеризующим оптимальные в настоящее время пространственные связи, которые формируются в рамках определенного потребительского рынка (видового или территориального).
Процесс формирования рынка является комплексообразующих процессом, социально-экономическим по содержанию, который характеризуется ростом и разнообразием спроса и предложения, структурированием по видовым и территориальным признакам, закрепленными формами общественного организации деятельности: территориальной специализации, дифференциации и концентрации производства/потребления туристских благ, услуг и товаров.
Поскольку рынок является системой организации потребления, то первичным элементом рынка туристских услуг как системы является потребитель (турист).
Совокупность местных рынков действуют и взаимодействуют в едином экономическом и правовом пространстве, образуют национальный рынок туристских услуг [Любицева А. Рынок туристских услуг. - М.: Альтпрес, 2003. - С. 115 .]. Национальные рынки по туристско-географическим положением и особенностями туристского процесса объединяются в региональные туристские рынки, которые, в свою очередь, формируют глобальные структуры мирового рынка туристских услуг, как составляющей мирового хозяйства.
В этой иерархической структуре особое место занимают субрынки. Субрынки формируются на разных иерархических уровнях. Их обнаружение и исследование зависит от подхода.
Согласно общественно-географических основ исследования как целесообразно следует выбрать мотивационный, ресурсный и краиноцентричний подходы. Мотивационный подход (согласно цели путешествия) позволяет выявлять видовые субрынки. Причем, чем елитарнишим по характеру спроса является вид туризма, тем требуется большая зона влияния для субъектов туристской деятельности, действующие в данном сегменте (например, рынок спелеотуризма или рынок туристских услуг для яхтсменов, осуществляющих кругосветное путешествие и т.д.) чем стандартнее спрос (например, семейный отдых в июле-августе на побережье моря или озера в пределах своей страны), тем плотнее этот рынок, тем меньше его радиус и скорее всего он будет континуальным, "вписанным" иерархическую структуру, в то время как рынок "элитарного "туризма" разреженный ", дискретный и секущий по отношению к элементам иерархической структуры.
Практически каждая классификация, построенная по мотивационным признакам, является основанием для выделения субрынке, поэтому правомерно говорить о туристском рынке молодежного (по возрасту), социального (по форме расчетов), круизного (по способу передвижения), зимнего (по сезону) или альпийского (по региону) туризма. Соответственно, каждый из субрынков имеет свою иерархическую структуру, охватывает все уровни от локального до мирового.
Таблица 1.4
Классификационные признаки туристического рынка (по А. А. Люицева)
Например, характерным видовым субрынком является рынок религиозного туризма. Развитие этого рынка зависит от религиозной догматики, значение определенной религиозной святыни и сакральности места, распространение традиции паломничества, политики его поощрения и других причин как морально-этического, так и социально-экономического характера. Так, паломничество-хадж является обязательным элементом мусульманской догматики, тогда как в даосов, например, оно практически отсутствует. Согласно сформировались паломнические центры мирового, регионального, локального и местного значения.
В основе исследования региональных субрынков [Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Издательство Московского университета, 1991. - С. 136.,] Сформированных по территориальному признаку, лежат прежде всего аттрактивные свойства определенных территорий, которые формируют, туристский имидж той или иной страны, потребность в ее посещении и соответствующий запрос на рынке туристских услуг. К ним относятся природные блага (климатические особенности, наличие морей, озер, гор и т.д.), объекты исторического и культурного наследия (особенно те, которые вошли в мировую сокровищницу), объекты, специально предназначенные для проведения досуга (Диснейленд, например) .
Региональные субрынки формируются также вследствие наличия исторических и культурных связей между определенными странами, например, США с Великобританией (общность истории, языка и культуры), связи колоний с бывшими метрополиямн формируют поток туристов, например, из Великобритании в Индию и Юго-Восточную Азию и т. другое. Еще одним признаком формирования региональных субрынков есть причины экономического характера, связанные с уровнем жизни, колебания обменного курса валют, изменениями визового режима.
Региональные субрынки, сформированные по указанным критериям, характеризуются стабильной интенсивностью туристского процесса. Они могут быть как континуальные, т.е. охватывать ряд соседних стран, являющихся частью соответствующего регионального рынка, так и дискретными.
Краиноцентричний подход к формированию субрынке позволяет оценить возможности страны среди стран-соседей, определить интенсивность двусторонних связей. Выделение субрынков такого типа имеет прежде исследовательскую цель, где объективным основанием выступает соседское положение и максимальная интенсивность туристских связей, характерная для соседних стран, которая сложилась в ходе исторического развития.
Таким образом, рынок туристских услуг - система многоаспектная, полиструктурная, полиформная и многоуровневая, функционирующей по закону уравновешивания спроса и предложения, который воспроизводит объективно обусловленную необходимость соответствия во времени и пространстве стоимостных и натурально-вещественных форм платежеспособного спроса и товарного предложения, и действует на основе колебаний производства и потребления турпродукта.
Индустрия туризма [Бейдик А. украинском-русский словарь терминов и понятий по географии и туризма. - М.: РПЦ "Киевский университет", 1997. - С. 101.] - Это межотраслевой хозяйственный комплекс, который специализируется на создании турпродукта, способного удовлетворить специфические потребности населения в проведении досуга в путешествии путем производства и реализации товаров и услуг туристического назначения.
Выражение "индустрия туризма" [Любицева А. Рынок туристических услуг. - М.: Альтпрес, 2003. - С. 119.] стал уже привычным, но содержит это понятие? Во-первых, почему «индустрия»? Индустриализация предусматривает широкое внедрение техники и технологий в процесс производства, постоянное обновление производственных мощностей, комплексную механизацию производственных процессов, их унификации и стандартизации с целью повышения эффективности труда путем увеличения масштабов и сокращение сроков производства. Указанное вполне соответствует цели деятельности и характеризует процесс обслуживания в туризме. Специфика туристской услуги предусматривает технологическое единство процесса обслуживания и соответствующую ей единство требований к подготовке кадров, как раз и обеспечивают большой степени (из-за значительного объема ручного труда) качество обслуживания, постоянное обновление производственных мощностей и технологий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий на туристском рынке (современное технологическое оборудование для производственных отраслей обслуживания, доступ к распределительным сетям и т.д.) путем удовлетворения растущих потребностей потребителей. Масштабность туристского движения обусловила внедрение унифицированных технологий и стандартов, которые позволяют обеспечить массовое обслуживание на индивидуальной основе в соответствии с современными общих тенденций мирового рынка услуг, обладающий модифицированная постфордистской тенденция, а именно индивидуализация массового обслуживания.
Во-вторых, почему индустрия туризма определяется как. межотраслевой комплекс? Межотраслевой комплекс является элементом функционально-компонентной структуры хозяйства и представляет собой интегрированную систему отраслей, производств и видов деятельности, объединенных общей целью и программой развития. То есть, межотраслевой комплекс (МГК) как в материальном производстве, так и в сфере потребления, является целевым образованием, ориентированным на удовлетворение определенных общественных потребностей. В основе выделения МГК лежат объективные системные функциональные, синергетические, эволюционные и управленческие связи. Общность цели - удовлетворения специфических потребностей туриста в отдыхе и впечатлениях, полученных во время путешествия, путем предоставления услуг и обеспечения товарами, которые сделают ее комфортной и способствовать осуществлению цели путешествия, объединяет разнородные области и виды деятельности как материального производства, так и непроизводственной сферы в межотраслевой комплекс, характеризуется значительной взаимосвязью компонентов и взаимозаменяемостью элементов.
Межотраслевой комплекс индустрии туризма отличается сложностью внутренней структуры, иерархии целей функционирования компонентов и элементов, разнообразием внешних и многоуровневостью внутренних комплексообразующих связей, стадийностью потребления и организации обслуживания.
Элементами индустрии туризма являются предприятия и учреждения, цель функционирования которых в удовлетворении определенных туристских потребностей (мотивационных, содержательных, комфортности и т.д.).
Специфика туристской услуги обусловливает наличие значительного количества элементов. Их иерархичность соответствии с объемами деятельности, обеспечения производственными мощностями и уровня развития материально-технической базы, и производственно-технологические, информационные, организационно-управленческие, финансово-экономические связи объединяют указанные элементы в отрасли выступают структурными компонентами индустрии туризма. Таким образом, внутрикомплексного вертикальные связи лежат в основе выделения функционально-компонентной (отраслевой) структуры индустрии туризма [Любицева А. Рынок туристических услуг. - К.: Рынок туристических услуг. - М.: Альтрес, 2003. - С. 120-121 .].
Внутрикомплексного горизонтальные связи, имеющиеся между предприятиями различных отраслей, причастных к организации туристского потребления в соответствии с стадийности процесса обслуживания, позволяют выделить в рамках индустрии туризма функционально стадийные подсистемы, представленные сочетаниями разнородных функционально-отраслевых элементов.