Объем и динамика российского рынка туристских услуг

Годы Объем рынка, $ млрд. Темпы прироста, %
5,3  
6,7 26,4
10,2 52,2
13,6 33,1
17,9 32,2
26,1 45,8
38,2
24,6 -36
29,7 20,1
35,2 18,5
41,3 17,2
48,1 16,5

В 2009 году в связи с мировым финансово-экономическим кри-зисом наблюдался спад рынка туруслуг России на 17.8% до 782 млрд. руб. (24.6 млрд. долл.). Однако уже в 2010 году рынок вернулся к росту Эффективное и рациональное использование туристских ресурсов России возможно при одновременном развитии региональной инфрас-труктуры, широкой информационной поддержке въездного и внутрен-него туризма, повышения качества услуг и привлечения в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов.

Анализ сложившейся ситуации и прогноз развития сферы туризма в Российской Федерации проводят Росстат, Ростуризм, ВТО и МЭРТ

Разработка Программы развития туризма в РФ предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса задач:

- консолидация средств для реализации приоритетных направ-лений развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации;

- комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых к реализации в рамках Программы;

- привлечение инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

- эффективное целевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муници-пальных бюджетов, а также средств внебюджетных источников в соот-ветствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов Программы.

Рынок транспортных услуг

Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, − транспортные операции, осуществляемые транспортными органи-зациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной опера-ции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60-80-х гг. XX в. В XXI веке он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.

В 2010 году по данным ВТО объем танспортно-логистического рынка оценивался $ 6,3 трлн., при совокупных логистических затратах в $7,7 трлн. (порядка 11% глобального ВВП). Наиболее высокие темпы роста за последнее время отмечались в 2007 г. (на 33% по сравнению с 2006 г.), что объяснялось бурным развитием азиатского рынка, в частности Китая, России, Индии, Бразилии.

Под влиянием глобального кризиса 2008 г. темпы прироста мирового транспортно-логистического рынка снизились на 9-12%.

В 2010 г. все ведущие логистические провайдеры Европы демон-стрировали рост оборота в среднем на 21 % за счет наращивания операций в сегменте экспортирования, роста тарифов, объемов авиа и морских перевозок прежде всего между Азией и Европой.

Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом. В ВВП Российской Федерации доля логистических издержек превышает 20 %.

В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза.

В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От географических районов перевозки − межстрановые, межкон-тинентальные. В географическом отношении в последнее время пере-возка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. Шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

2. От видов перевозимых грузов − грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

3. От видов транспорта − морские перевозки, внутренний вод-ный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт.

Грузооборот в Российской Федерации за первое полугодие 2011 г. составил 2442 млрд.т.км, в том числе:

- трубопроводный − 1234,8 млрд. т.км.

- Железнодорожный − 1046,5

- Автомобильный − 99,1

- Морской − 38,6 .

- внутренний водный − 20,6

- воздушный транспорт − 2,3 .

Морские перевозки. Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 75% всего грузооборота мировой торговли.

Рынок морских перевозок можно классифицировать:

- По типам фрахтуемых судов − на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблюдается ярко выраженная тенденция к его сокращению. Суда универсального типа для перевозки генеральных грузов составляют 13,8%, а контейнеровозы − 6,4%.

- По видам сообщения − рынки трампового и линейного тоннажа.

- По видам судов − рейсового и арендованного тоннажа.

- По географии − на секции: североевропейский, средизем-номорский, дальневосточный, североамериканский, южно-амери-канский.

- По предложению транспортных услуг.

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.). С этого времени объем международных морских перевозок растет из года в год, за исключением определенных кризисных моментов, последний из которых был в 2008 г. Затем вновь наблюдался устойчивый рост объема мировых перевозок. Согласно прогнозам. ожидается ежегодный его прирост на 3,9 %. Еще одним показателем развития рынка морских перевозок выступает суммарная грузоподъемность.

Рост морского флота происходил за счет увеличения тоннажа развитых государств и флота так называемых «стран открытой регистрации», на которые приходится более 70 % мирового торгового флота. Самый большой торговый флот в мире в Японии, где судоходство составляет 50 % экспорта услуг Великобритании, ФРГ, Норвегии.

Тоннаж стран Восточной и Центральной Европы в последние годы несколько снизился и составил 4% общего мирового торгового тоннажа. При этом доля развивающихся стран возросла до 20 %, а абсолютный размер их флота увеличился более чем в два раза.

Российский флот также предоставляет транспортные услуги. Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2011 года составило 1483 ед. общим дедвейтом 19,2 млн. т. Объемы перевозок грузов морским транспортом составляют 37, 5 млн. т., из них на перевозки в заграничном плавании пришлось 51 %, в каботажном – 16 %. Величина грузооборота составила 55 млрд. т-миль, что на 3 % больше показателя прошлого года. Объем перевалки грузов в морских портах РФ увеличился на 6 % и составил 526 млн.т. в 2010 г., в 2011 экспертами прогнозируется объем перевалки в размере 560 млн. т. Российские порты увеличивают долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85 %, оставляя на долю иностранных компаний только 15 %. В настоящее время суда загранплавания осуществляют более 10 тыс. рейсов с заходами в 650 иностранных портов 44 стран Европы, Америки и Африки. Наиболее активно ведутся перевозки внешнеторговых грузов в корреспонденции с портами ФРГ, Финляндии, Дании, Турции, Италии, Великобритании, Греции, Швеции, Голландии, Бельгии, Польши, Болгарии, Китая, Японии.

Внутренний водный транспорт. В мировом транспорте большое значение имеет внутренний водный транспорт, несмотря на то, что в конце 90-х гг. объем таких перевозок снизился из-за конкуренции автомо-бильного транспорта. Развитие внутреннего водного транспорта связано с необходимостью перевоза грузов от морских портов к городам, стоящим на речных путях.

Общая протяженность внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозится более 1200 млн. т грузов, из них в загран-сообщений − 780 млн. т. Общий объем российских речных перевозок внешнеторговых грузов судами речных пароходств составили 1561 млн. т. в год. Перевозки осуществляют 22 пароходства более чем 680 судами смешанного плавания.

Автомобильный транспорт. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка, что связано не в последнюю очередь с успешной конкуренцией автомо-бильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками, стоимость которых выше, качественным обновлением транспортных средств, повышением безопасности. Рынок автомобильных перевозок ежегодно увеличивается на 4-5% .

Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в этих регионах составляет 9590 тыс. км, по которым ежегодно перевозится 16 млрд. т грузов. Однако доля между-народных автомобильных перевозок составляет лишь 5%. Наиболее крупные международные автоперевозчики − Volvo, Mersedes? Man? DAF.

В Российской Федерации доля импортных грузов в объеме международных перевозок составляет 70%, экспортных − 30%. Это создает преимущества для зарубежных конкурентов. Доля перевозок из третьих стран в экспортном направлении − около 30%, в импортном − 25%.

Подвижной состав автотранспортных фирм ряда стран, участвующих в международных перевозках, в Российской Федерации составил (в тыс. ед.): Польша − 20, Болгария − 20, Литва − 12, Украина − 11, Россия − 10,8, Латвия − 10, Словакия − 5,5. Средняя протяженность перевозимых грузов автотранспортом России − 775 км, США − 1290 км, ЕС − 930км при затратах 1 тыс. долл.

Для улучшения качества дорог в РФ создан Федеральный дорожный фонд. Объем Федерального дорожного фонда в 2011 г. составил 377 млрд. руб., в 2012 планируется на уровне 348 млрд. руб., в 2013 − 408 млрд. За счет средств фонда Минтранс рассчитывает к 2015 г. привести в нормативное состояние до 85 % сети федеральных автодорог и мостов.

Воздушный транспорт. Одним из особо развивающихся видов транспорта является воздушный транспорт. Международные авиапере-возки составляют более 54 % от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. Общая протяженность воздушных трасс мира за последнее десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров − в 1,6 раза, вдвое больше стал объем перевозимых грузов.

Сфера действия авиатранспортных услуг ограничивается:

- ремонтом и техническим обслуживанием самолетов;

- продажей и маркетинговым обеспечением авиауслуг, ис­пользованием услуг компьютерных систем резервирования.

В России заключено 132 межправительственных соглашения, регла-ментирующих маршруты и объемы перевозок.

В России объем перевозок пассажиров воздушным транспортом в 2010 г. составил 57 млн. человек, что на 26,3 % больше, чем в преды-дущем году. В грузовом секторе перевезено почти 1 млн. т грузов и почты (+29,9 %), грузооборот составил 4,7 млрд. т-км (+32,4 %).

На долю 15 авиакомпаний приходится 85,2 % пасажирооборота. Основной объем грузовых перевозок (84,7 %) выполнен пятью авиа-компаниями. Коммерческий парк гражданских воздушных судов РФ, имеющих сертификат летной годности, насчитывает 2027 единиц, в том числе 394 − иностранного производства.

Трубопроводный транспорт − это вид транспорта, наиболее динамично и успешно развивающийся практически во всех странах. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных владельцев выступают США и Россия. Развитие данного вида транспорта связано с конкуренцией со всеми другими видами, к тому же он более дешев и удобен, что и придает ему динамичность. В РФ доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте составляет 51 %.

Железнодорожный транспорт − один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка неуклонно сокращается, что связано с доста-точно жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Так, в Германии он сократился на 1/3, а в Венгрии и Польше еще значительнее. Общие же тенденции развития мирового транспорта показывают, что железнодорожный транспорт в целом сохранит свое значение, но существенного увеличения темпов его роста не ожидается.

В РФ на долю железных дорог приходится более 42 % грузооборота и более 33 % пассажирских перевозок в стране. Годом стабилизации для железнодорожных перевозок стал 2010 г. После падения объемов перевозок на 15% в 2009 г. железным дорогам удалось обеспечить рост погрузки на 8,7% и, прежде всего, высокостоимостных грузов (%): нефтяных − на 11, удобрений − на 16, кокса − на 19, руды − на 7; их объемы превысили докризисный уровень.

В 2010 г. доходы от перевозок составили 1,81 трлн. руб. (рост по сравнению с 2009 г. на 13 %), чистая прибыль − около 70 млрд.руб. На отрасль приходится 4 % всех инвестиций в российскую экономику.

Важную роль в развитии транспортного комплекса страны сыграет реализация Транспортной стратегии до 2030 г. Развитие опорной транспортной сети предусматривается на принципах национальных транспортных коридоров, которые стыкуются с европейскими и азиатскими транспортными системами. Внедрение логистического подхода к реализации стратегии обеспечит ускорение и непрерывность движения материальных потоков, снижение на 30 % затрат в дистрибьюции, соответствие логистического сервиса уровню международных стандартов.

Располагая системой морских портов, развитыми сетями железных дорог, судоходными путями сообщения на речном транспорте, международными аэропортами, воздушными трассами над территорией страны Россия обладает огромным транзитным потенциалом. Для реализации этого потенциала в России необходимо развивать транспортно − логистическую инфраструктуру и обеспечивать скоординированное взаимодействие всех видов транспорта. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортного комплекса РФ, развитию экспорта транспортных услуг и реализации транзитного потенциала России в глобальной транспортной системе.

Наши рекомендации