Система стратегического управления организации (цели, задачи, функции, методы, принципы, организационная структура стратегического управления).
Стратегическое управление – такое управление орг-цией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует произв деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Основными элементами системы стратегического управления являются:
определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений её развития;
анализ внешней среды организации;
внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;
определение миссии и целей («дерева целей») организации;
разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
разработка и развернутое опр-е корпоративной стратегии как программы конкретных действий для достижения поставленных целей;
реализация стратегии;
оценка результатов деятельности, анализ ситуации на рынке,
обратная связь, т.е. внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в её осуществление в свете приобретённого опыта, изменившихся условий, новых целей или новых возможностей.
Рис. 1.Модель стратегического менеджмента
Стратегическое управление представляет собой элемент, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии.
Система стратегического управления предусматривает:
· выделение ресурсов организации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;
· создание центров руководства каждой стратегической целью;
· оценку и стимулирование произв подразделений и их рук-лей по степени достижения страт целей.
Это в совокупности позволяет организации выживать и развиваться, достигая своей цели в долгосрочной перспективе.
Ансофф так определил содержание понятия: «деятельность по страт управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям».
Для понимания сущности стратегического управления следует отметить, что стратегическое управление - это управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны:
- функциональную, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов;
- процессную, при которой управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. как процесс подготовки и принятие решений;
-элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.
Главная задача стратегического управлениясостоит в том, чтобы создать такое взаимодействие организации с внешней средой, которое позволило бы поддерживать потенциал на уровне необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы возможность выжить в долгосрочной перспективе.
Стратегическое управление исходит из следующих предпосылок:
- наличие представления о том, что организация желает достичь в будущем;
- основной источник проблем находится вне организации;
-организация должна обладать возм-тью своевременного распознавания проблем и механизмом их реш-я;
- управленческая реакция на опасности и угрозы должна следовать не после того как они уже осуществились, используя принцип «тушения пожаров»;
- центр тяжести управления должен сместиться в сторону действий по их недопущению и минимизации потерь, если избежать их невозможно;
- потенциал организации дб «подстроен» под открывающиеся возможности и стратегические задачи с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить необходимые позиции на рынке;
- текущее управление есть продолжение, конкретизация стратегического управления и должно осуществляться в рамках действующей стратегии.
Функции стратегического управления
Стратегическое управление предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.
Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
Планирование стратегии.
Организация выполнения стратегических планов.
Координация действий по реализации стратегических задач.
Мотивация на достижение стратегических результатов.
Контроль за процессом выполнения стратегии.
Реализация функций страт управления осущ-ся посредством разработки и принятия стратегических решений. Стратегическими решениями называют управленческие решения, которые ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных решений, сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы и связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений, например, можно отнести:
· реконструкцию предприятия;
· внедрение новшеств (изменение орг-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
· выход на новые рынки сбыта;
· приобретение, слияние предприятий.
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей:
- инновационный характер;
- направленность на перспективные цели и возможности;
- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
- субъективность оценки;
- необратимость и высокая степень риска.
Методы стратегического управления
Управление путем ранжирования стратегических задач
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуаций (меры правительства, действия конкурентов и т.п.) требуют применения в управлении системы, так называемого, ранжирования стратег, задач. Эта система предусматривает следующее:
1. Наблюдение и анализ внешних факторов;
2. Результаты доводятся до высш рук-ва фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:
а) самыесрочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода;
в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия решения по ним.
Управление по слабым сигналам
Ожидая получения достаточной инфо для решительных ответных мер, фирма страдает от внезапных изменений, а получив неясную информацию, фирма также не может предпринять продуманных мер с целью разрешения возникшей проблемы.
Т.о. необходимо изменить подход к использованию страт инфо: вместо того, чтобы ожидать полной информации, фирме следует определить, какие последовательные шаги в планировании и на практике могут быть предприняты при разном развитии событий, создающие угрозы и возможности.
Заблаговременное наращивание запаса гибкости позволит устранить опасность на ранней стадии и сделать это организованно. Такой подход можно назвать «постепенным усилением ответных мер» и «реагирование на слабые сигналы».
Первой задачей является исследование степени распространения слабых сигналов, учитывая спонтанность событий. Когда на горизонте появляются первые признаки изменений, нужно быть готовым к тому, что инфо о них будет первоначально туманной и лишь с течением времени станет проясняться и пополняться.
Выявление слабых сигналов требует чуткости, высокой избирательности и квалификации.
Принципы стратегического управления
1.Обоснованность и сознательный выбор целей и стратегий развития организации
2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации
3. Обесп-е вз-действия и вз-влияния м/у орг-цией и внеш средой, упр-щей и упр-мой подсистемами и ее эл-тами
4. Индивидуализация стратегий
5. Четкое организационное отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления