Цели и задачи стратегического управления инновациями

Стратегическое управление инновациями –это управление, котороевключает в себя: си­туационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и ли­цензии)
и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень); потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; этику и культуру предприни­мательства (философия предпринимательская политика). Общие задачи стратегического управле­ния инновациями состоят в том, чтобы ответить:

1) какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие
в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды;

2) посредством каких нововведений, какими методами (программы, проекты) будут достиг­нуты стратегические цели;

3) в каких масштабах и из каких источников произойдет выделение ресурсов под стратегиче­ские цели;

4) в рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штабная структура, мат­ричная или проектная структура, СХЕ или центры руководства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный процесс на предприятии.

Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерогативу высших эшело­нов управления и основана на решении следующего комплекса задач:

- разработка стратегических целей;

- оценка возможностей и ресурсов предприятия для их реализации

- анализ тенденций в мар­кетинговой деятельности и в научно-технической сфере

- определение инновационных стратегий
с выбором альтернатив;

- подготовка детальных оперативных планов, программ, проектов и бюдже­тов;

- оценка деятельности предприятия на основе определенных критериев с учетом установлен­ных целей и планов.

Проблематика стратегического управления инновациями не ограничивается исключительно задачами достижения новых экономических и научно-технических высот.

Предприятие представ­ляет собой живой, постоянно движущийся организм, первичную и основную клетку, которая зарож­дается, развивается, структурируется, переживает крах и исчезает, проходя свой органически при­сущий ему жизненный цикл.

На разных стадиях жизнедеятельности фирмы возникают разные «кризисные ситуации». Понятие «кризис» тесно свя­зано с понятием «угроза существованию». Применительно к жизне­деятельности фирмы это определение отражает содержание отрицательных воздействий внутрен­него и внешнего порядка, которые приводят к прекращению существования фирмы.

Стратегическая проблематика в российских условиях сегодня не столько связана с завоева­нием новых рынков, сколько с инновационными задачами антикризисного менеджмента:

· санация (оздоровление) предприятия;

· инвестирование (внутреннее, иностранное);

· ликвидация предприятия (как лучше распорядится имуществом);

· продажа предприятия (кому и на каких условиях).

В инно­вационном плане речь идет о разработке таких стратегических мер, которые бы, например, содер­жали в себе проекты профилактики возможных кризисных ситуаций на основе методов их раннего обнаружения (слабые сигналы и др.).

Содержание и формы стратегического управления инновациями

Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организационно-технические и экономические условия для выхода предприятия на новые рубежи, по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпринимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности для развития ИТП.

Стратегический аспект инновационной деятельности в этих условиях заключается, прежде всего, в ее ориентации на запросы потребителя. Важной составной частью, общей стратегии любого предприятия является его инновационная стратегия, определяющая направленность и содержание нововведений, адекватных потребностям и изменениям внешней среды, а в конечном счете интересам потребителя (покупателя, клиента).

По своей содержательной направленности стратегическое управление инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики.

Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов.

Единой для всех предприятий модели инновационной стратегии не существует, равно как и единого универсального стратегического управления инновациями. Каждое предприятие, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического управления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих предприятий.

Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и других. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий.

Наши рекомендации