Условия эффективности функционального рынка
Для эффективного функционирования рынка необходимы определенные условия:
1) реальный плюрализм (множественность) форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран, то для обеспечения такого плюрализма должны существовать индивидуальная частная собственность (основана как на своей, так и на чужом труде), коллективная собственность (в форме акционерных компаний, кооперативов, собственности трудовых коллективов и т.д.), государственная собственность, муниципальная собственность, смешанные формы собственности (различные комбинации названных форм);
2) несостоятельности субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. При наличии такого влияния, предусматривающий монополий (в том числе олигополий как коллективных монополий), эффективность функционирования рынка уменьшается;
3) развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации. Это условие значительно ослабляет монополистические тенденции в экономике и способствует эффективному функционированию современного рынка;
4) высокоразвитая система экономического и административного регулирования экономики со стороны государства (за преобладание экономических методов), что приводит к существованию регулируемого рынка;
5) наличие и доступность всесторонней информации о рынке. Выполнение этого условия предполагает развитую маркетинговую деятельность;
6) наличие рыночной инфраструктуры, то есть комплекса учреждений, институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
7)конкурентная борьба между разными субъектами предпринимательской деятельности;
8) разветвленный, развитый комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи. К таким объектам относятся средства производства, в том числе земля, рабочая сила, интеллектуальная собственность (в форме патентов, лицензий), услуги, различные виды ценных бумаг (акции, облигации, сертификаты и др.)., Деньги, недвижимость, предметы потребления и т.п.;
9) стабильная денежная и финансовая системы, а значит соответственно отсутствие или низкий уровень инфляции и стабильность налоговой системы (которая порождает стабильность финансовой)
10)рациональное сочетание либерализма (открытости внутреннего рынка) и протекционизма (система защиты от внешней конкуренции).
Позиционирование товара
Позиционирование товара представляет собой комплекс мер и приемов, с помощью которых в сознании целевых потребителей данный товар занимает по отношению к конкурирующим товарам собственное, отличное от других место, включая формирование конкурентоспособной позиции и комплекс детализированного маркетинга.
Позиционирование в теории рассматривается в двух аспектах.
1. С помощью стремления максимально приблизить товар к потребителю, найти наиболее оптимальное размещение товара на рынке.
2. Выбор самой выгодной позиции товара в товарной выкладке.
Основная стратегия позиционирования заключается в выявлении такой группы потребителей, у которых фирма сможет пользоваться преимуществом, а в дальнейшем и позиционировать себя на этом рынке.
Первый шаг позиционирования представляет собой дифференциацию маркетингового предложения фирмы, т. е. данный товар фирмы должен быть более ценным для потребителя, чем товар конкурентов.
Конкурентное преимущество – это предложение товара большей ценности или по более низким ценам, либо выгод, компенсирующих более высокие цены. Таким образом, с помощью методов позиционирования потребителям необходимо внушить, что этот товар создан специально для них и чтобы он идентифицировался с идеалом последних.
Методы позиционирования:
1) на базе определенных преимуществ товара, на базе удовлетворения определенных (специфических) потребностей;
2) с помощью устойчивых представлений о товаре.
Стратегии позиционирования:
1) укрепление торговой марки в сознании потребителей;
2) изыскание новой незанятой позиции;
3) репозиционирование, т. е. потеснение или вытеснение из сознания потребителей конкурентов.
Отличительные особенности, которые фирме желательно учитывать при позиционировании товара:
1) значимость (ценность);
2) характерность (специфичность);
3) превосходство (преимущества);
4) наглядность (очевидность);
5) защищенность от подделок;
6) доступность;
7) прибыльность.