Вопрос 4: Организация и управление закупочной деятельностью предприятия.
Вопросы по разделу «Коммерческая деятельность»
Вопрос 3. Хозяйственные связи в коммерческой деятельности.
Хозяйственные связи — это совокупность организационных, экономических, правовых и других отношений, которые возникают между субъектами (контрагентами или сторонами) по поводу обмена товарами, услугами.
Под эф.рациональной системой хоз.связи понимается такая система, кот. обеспечивает:
1. соответствие ассортимента и качества получаемой продукции действительным потребностям;
2. наименьшие издержки обращения и, в частности, на транспортировку, перевозку ресурсов продукции (здесь помогает логистика);
3. наименьшие совокупные — как в сфере производства, так и в сфере потребления - запасы материально-технических ресурсов. Запасы должны быть оптимальными;
4. своевременность и непрерывность поступления продукции от поставщиков к получателю;
5. минимальный документооборот и, возможно, более быстрая система договорных отношений;
Виды хоз связей:
1.В соответствии с отраслевой структурой экономики все возникающие между производителями и потребителями хоз. связи подразделяются на: межотраслевые(связи между предприятиями, относящимися к разным отраслям экономики) и внутриотраслевые.
2.С учетом территориальной разобщенности выделяются хозяйственные связи внутрирегиональные и межрегиональные. С учетом территориальной разобщенности в рамках мирового хозяйства можно выделить национальные хозяйственные связи и международные хозяйственные связи.
3. По степени участия торгово-посреднических структур в хозяйственных связях, выделяются прямые (непосредственно между субъектами) и опосредованные (косвенные; имеет место быть посредник на этапе товародвижения).
4. В зависимости от форм снабжения выделяются хозяйственные связи по транзитным поставкам и хозяйственные связи по складским поставкам.
Хоз. связи по транзитным поставкам — это такие, когда продукция поставляется непосредственно предприятием-изготовителем (продуцентом) предприятию-потребителю миную промежуточные заводские звенья (склады и т.д.)
Хоз. связи по складским поставкам — это такие, когда продукция поставляется от предприятия изготовителя до потребителя через посреднические структуры.
Преимущество транзита:• Сокращается время пребывания продукта в обращении
• Снижаются издержки обращения за счет уменьшения погрузо-разгрузочных расходов и многих других.
Недостатки транзита:• Возможность применения определяется объемом потребления каждого вида ресурсов и установленной транзитной нормой. Транзитная норма — это минимальное количество товара и продукции, которое может быть отгружено одной стороной другой по одному заказу. Устанавливаются транзитные нормы транспортными организациями. Например, вагон, состав, контейнер.
Преимущества складской:
• Позволяет потребителю заказывать необходимые ему МР в нужном кол-ве исходя из действительной потребности, вне транзитного кол-ва.
• Позволяет потребителю получать необх. ресурсы в комплекте, в определенном сочетании.
Но посреднику тоже платить надо. При выборе формы снабжения решающим явл. экономическое обоснование, целесообразность применения той или иной схемы, в зависимости от стратегических планов. На практике у каждого хоз.субъекта (предприятия) складываются различн. хозяйственные отношения по потребляемым материально техническим ресурсам.
5.С учетом продолжительности действия все хозяйственные связи подразделяются на длительные и краткосрочные.
Длительные — больше года. Краткосрочные — до одного года.
Вопросы по разделу «Поведение потребителей»
Вопрос 1:Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: культура, социальная стратификация, группы, семья и домохозяйство.
Макровлияние: культура, социальные классы.
Микровлияние: домохозяйство, референтные группы.
Культура – комплекс, включающий знания, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.
- отражающая определенный уровень человеческого развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях;
- передаваемая последующим поколениям.
Особенности культуры:
1) Культура приобретаема, процесс обучения своей культуре с детства называется энкультурацией. Обучение ценностям и нормам другой культуры – аккультурацией.
2) Влияние культуры часто не осознается. Человек ведет себя, чувствует и думает в манере, согласованной с другими членами той же культуры, потому что это представляется естественным и правильным.
3) Культура адаптивна. Она эволюционирует вместе со способностью общества функционировать.
Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерой поведения, прической, одеждой, обычаями. Например: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная.
Существует модель «программирования мышления и поведения человека», показывающая, насколько поведение человека определяется его личностными характеристиками, а насколько – культурной принадлежностью.
Индивидуальные вариации |
Приобретенные характеристики (культурные принадлежности) |
Унаследованные характеристики (общие для людей) |
Культура влияет на суждения и поведение потребителей в таких сферах, как самовосприятие и восприятие пространства, коммуникации и язык, одежда и внешность, питание, время и его оценка, отношения, ценности и нормы, верования, ментальные процессы и стиль выполнения работы.
Вопросы по разделу «Коммерческая деятельность»
Вопрос 3. Хозяйственные связи в коммерческой деятельности.
Хозяйственные связи — это совокупность организационных, экономических, правовых и других отношений, которые возникают между субъектами (контрагентами или сторонами) по поводу обмена товарами, услугами.
Под эф.рациональной системой хоз.связи понимается такая система, кот. обеспечивает:
1. соответствие ассортимента и качества получаемой продукции действительным потребностям;
2. наименьшие издержки обращения и, в частности, на транспортировку, перевозку ресурсов продукции (здесь помогает логистика);
3. наименьшие совокупные — как в сфере производства, так и в сфере потребления - запасы материально-технических ресурсов. Запасы должны быть оптимальными;
4. своевременность и непрерывность поступления продукции от поставщиков к получателю;
5. минимальный документооборот и, возможно, более быстрая система договорных отношений;
Виды хоз связей:
1.В соответствии с отраслевой структурой экономики все возникающие между производителями и потребителями хоз. связи подразделяются на: межотраслевые(связи между предприятиями, относящимися к разным отраслям экономики) и внутриотраслевые.
2.С учетом территориальной разобщенности выделяются хозяйственные связи внутрирегиональные и межрегиональные. С учетом территориальной разобщенности в рамках мирового хозяйства можно выделить национальные хозяйственные связи и международные хозяйственные связи.
3. По степени участия торгово-посреднических структур в хозяйственных связях, выделяются прямые (непосредственно между субъектами) и опосредованные (косвенные; имеет место быть посредник на этапе товародвижения).
4. В зависимости от форм снабжения выделяются хозяйственные связи по транзитным поставкам и хозяйственные связи по складским поставкам.
Хоз. связи по транзитным поставкам — это такие, когда продукция поставляется непосредственно предприятием-изготовителем (продуцентом) предприятию-потребителю миную промежуточные заводские звенья (склады и т.д.)
Хоз. связи по складским поставкам — это такие, когда продукция поставляется от предприятия изготовителя до потребителя через посреднические структуры.
Преимущество транзита:• Сокращается время пребывания продукта в обращении
• Снижаются издержки обращения за счет уменьшения погрузо-разгрузочных расходов и многих других.
Недостатки транзита:• Возможность применения определяется объемом потребления каждого вида ресурсов и установленной транзитной нормой. Транзитная норма — это минимальное количество товара и продукции, которое может быть отгружено одной стороной другой по одному заказу. Устанавливаются транзитные нормы транспортными организациями. Например, вагон, состав, контейнер.
Преимущества складской:
• Позволяет потребителю заказывать необходимые ему МР в нужном кол-ве исходя из действительной потребности, вне транзитного кол-ва.
• Позволяет потребителю получать необх. ресурсы в комплекте, в определенном сочетании.
Но посреднику тоже платить надо. При выборе формы снабжения решающим явл. экономическое обоснование, целесообразность применения той или иной схемы, в зависимости от стратегических планов. На практике у каждого хоз.субъекта (предприятия) складываются различн. хозяйственные отношения по потребляемым материально техническим ресурсам.
5.С учетом продолжительности действия все хозяйственные связи подразделяются на длительные и краткосрочные.
Длительные — больше года. Краткосрочные — до одного года.
Вопрос 4: Организация и управление закупочной деятельностью предприятия.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления .
Закупки – это процесс получения необходимого по качеству и количеству сырья в нужное время в нужном месте от надежного поставщика с хорошим сервисом и по выгодной цене.
На функции отдела закупок в организационной структуре компании оказывают влияние такие факторы, как:
• доля затрат на закупаемое сырье и внешние услуги в расходах (доходах) компании;
• сущность приобретаемой продукции или услуг;
• ситуация на рынке продукции и услуг, жизненно необходимых для компании;
• наличие возможностей для выполнения данной функции;
• задачи в области снабжения, способствующие достижению организационных целей.
Службы закупок в компании могут быть построены централизованно и децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает потребности отдела, чем кто-либо другой.
Процесс закупки при этом подходе может осуществляться быстрее. Однако по сравнению с децентрализацией у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют централизованный подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов.
Преимущества централизованных закупок:
• простота стандартизации купленных материальных ресурсов или готовой продукции;
• отсутствие административного дублирования;
• возможность совместного (несколькими отделами компании) размещения заказа у поставщика с целью получения скидок за большой объем заказа;
• лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам;
• развитие профессиональных навыков специалистов по закупкам за счет специализации, профессионального принятия решений и лучшего использования времени.
Организация процесса закупок имеет определенные этапы:
1. Определение потребности в материальных ресурсах.
2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг.
3. Анализ и определение возможных источников снабжения.
4. Определение цены и условий закупок.
5. Подготовка и размещение заказа на закупку.
6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование.
7. Получение и проверка товаров.
8. Обработка счета и оплата.
9. Учет поступлений материальных ресурсов.
Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые товары.
Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.
Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа. Большинство компаний применяют простую форму оценки предложений при их анализе, но универсальной практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тендера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе переговоров.
Размещение заказа на закупку включает заполнение формы заказа, если в качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на оснований общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщиков, количества и описания заказанный товаров, требуемой даты доставки, указаний по отгрузке, условий; оплаты и условий
После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и/или ускорят выполнение заказа. Эти функции возложены на отдел контроля экспедирования. Функция контроля выполнения заказа - стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнят свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял его с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения.
Важный этап - оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Основными целями функции получения и контроля материальных ресурсов являются: гарантия получения заказа; проверка качества; подтверждение получения заказанного количества материальных ресурсов; отправка их далее к месту назначения (на склад, ОТК и т. д.); регистрация необходимой документации на получение материальных ресурсов.
Счет на оплату налагает обязательства на покупателя, обычно выписывается в двух экземплярах и включает номер заказа, стоимость изделия, общую сумму к оплате по каждому виду.
После получения заказа необходимо ввести новые сведения в учет отдела закупок. Эта операция включает в себя ведение файлов документов, которые относятся к заказу и необходимы отделу закупок:
1. Журнал заказов на закупку, в котором ведется учет всех заказов по номерам и отображается статус каждого заказа - выполнен/не выполнен.
2. Реестр заказов на закупку, содержащий копии всех заказов на закупку.
3. Товарный реестр, показывающий все закупки каждого основного вида товара или изделия (дату, поставщика, количество, цену, номер заказа на закупку).
4. Реестр с историей поставщика, отображающий все закупки.
Основным документом, регулирующим взаимоотношения по закупкам и поставкам материальных ресурсов, является договор поставки. Он представляет собой соглашение, по которому поставщик (изготовитель, посредник) обязуется сформировать и направить соответствующий материальный поток (передать в собственность потребителю продукцию обусловленного ассортимента и качества в установленные сроки и в требуемом количестве), а потребитель - принять и оплатить эту продукцию.
Размещение заказов, удовлетворяющее потребности логистической системы, непосредственно влияет на эффективность всего процесса логистики, так как заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям.
Вопросы по разделу «Поведение потребителей»
Вопрос 1:Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: культура, социальная стратификация, группы, семья и домохозяйство.
Макровлияние: культура, социальные классы.
Микровлияние: домохозяйство, референтные группы.
Культура – комплекс, включающий знания, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.
- отражающая определенный уровень человеческого развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях;
- передаваемая последующим поколениям.
Особенности культуры:
1) Культура приобретаема, процесс обучения своей культуре с детства называется энкультурацией. Обучение ценностям и нормам другой культуры – аккультурацией.
2) Влияние культуры часто не осознается. Человек ведет себя, чувствует и думает в манере, согласованной с другими членами той же культуры, потому что это представляется естественным и правильным.
3) Культура адаптивна. Она эволюционирует вместе со способностью общества функционировать.
Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерой поведения, прической, одеждой, обычаями. Например: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная.
Существует модель «программирования мышления и поведения человека», показывающая, насколько поведение человека определяется его личностными характеристиками, а насколько – культурной принадлежностью.
Индивидуальные вариации |
Приобретенные характеристики (культурные принадлежности) |
Унаследованные характеристики (общие для людей) |
Культура влияет на суждения и поведение потребителей в таких сферах, как самовосприятие и восприятие пространства, коммуникации и язык, одежда и внешность, питание, время и его оценка, отношения, ценности и нормы, верования, ментальные процессы и стиль выполнения работы.