Анализ ассортимента товаров и цен

Одним из основных разделов выпускной квалификационной работы по направлению «Товароведение» является раздел, посвященный исследованию ассортимента товаров. В этом разделе студент изучает и анализирует структуру и показатели ассортимента исследуемых товаров на конкретном предприятии (торговое предприятие, оптовая база, производственное предприятие).

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товаров — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых предприятием-изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Торговый ассортимент, как правило, включает товары разных изготовителей.

На формирование ассортимента влияют общие факторы, такие как спрос и рентабельность. Определяющим фактором формирования ассортимента является спрос. Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения. На их размеры определенное влияние оказывают государственные меры по поддержке отечественных производителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и другое).

Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются:

•сырьевая база;

•материально-техническая база производства;

•достижения научно-технического прогресса.

Специфическими факторами формирования торгового ассортимента являются:

•производственные возможности изготовителей;

•специализация торгового предприятия;

•методы стимулирования сбыта и формирования спроса;

•материально-техническая база торгового предприятия.

Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется "Классификация и ассортимент", или "Ассортимент", или "Виды". Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.

Наряду со стандартами ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазине служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать для каждого магазина индивидуально. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент: рациональный; оптимальный (отличается повышенной конкурентоспособностью).

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть: реальный, прогнозируемый, учебный.

Товарный ассортимент характеризуют следующие свойства и показатели:

• Широта ассортимента — количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп.

В настоящее время, учитывая современные тенденции в торговле, рекомендуется учитывать количество товарных категорий.

Это свойство характеризуется коэффициентом широты (Кш), который определяется по формуле:

Кшд / Шб *100%

где Кш — коэффициент широты;

Шд — широта действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии);

Шб — широта базовая, принятая за основу для сравнения (максимально возможное количество).

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

В то же время широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

• Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Определение внутригруппового ассортимента – осуществление подбора конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, работа ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских показателей, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов.

Это свойство характеризуется действительными и базовыми показателями и коэффициентом полноты (Кп), который определяется по формуле:

Кп= Пд / Пб *100%

где Кп — коэффициент полноты;

Пд — полнота действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы);

Пб — полнота базовая (планируемое количество).

• Устойчивость ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, спрос на одни и те же товары. Определяется по формуле:

Ку= У / Шд *100%

где Ку — коэффициент устойчивости;

У — устойчивость (количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей);

Шд — широта действительная.

• Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Определяется по формуле:

Кн= Н / Шд *100%

где Кн— коэффициент обновления,

Н — новизна (количество новых товаров в общем перечне),

Шд — широта действительная.

• Рациональность — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Нужно также учитывать и классификацию товаров по таким признакам, как частота спроса на товары (товары повседневного, периодического, редкого спроса), а также стабильность спроса (стабильный, твердо сформулированный, альтернативный, импульсивный, с резкими колебаниями).

Расчет структуры группового ассортимента – определение количественного соотношения отдельных групп товаров. Структура торгового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.

Далее представленторговый ассортимент средств для ухода за ногтями на примере предприятия ИП Ризванова А.Ф. отдел «Бытовая химия, косметика, парфюмерия».

Вначале была выделена подгруппа средств для ухода за ногтями в общем ассортименте парфюмерно-косметических товаров.

Результаты расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Структура ассортимента декоративной косметики

Подгруппы товаров Количество наименований товаров в подгруппах
штук %
Для ногтей 57,7
Для глаз 15,8
Для губ 17,8
Для лица 8,7

Из таблицы 1 следует, что из всего ассортимента декоративной косметики преобладают средства для ухода за ногтями, на втором месте средства для губ, затем средства для глаз и для лица.

Второй вариант представления – в форме диаграммы (рисунок 1).

Анализ ассортимента товаров и цен - student2.ru Рисунок 1. – Структура ассортимента декоративной косметики, в %

Наши рекомендации