Основы оценки конкурентоспособности персонала
Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними.
Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный специалист
Внутренние конкурентные преимуществаперсонала могут быть наследственными и приобретенными.
Примерный перечень качеств персонала: конкурентоспособность организации, в которой работает персонал; наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т. п.); деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения); интеллигентность, культура; коммуникабельность; организованность; возраст, здоровье.
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала целесообразно осуществлять по формуле:
где i - 1,2 ... п - количество экспертов; j -1,2 ... п - количество оцениваемых качеств персонала; aj - весомость j-ro качества персонала; bij – оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе; 5п - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (n - количество экспертов)
10. Критерии, показатели и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг
Критерии конкурентоспособности товаров и услуг: уровень качества и его стабильность; социальная адресность, подлинность, безопасность, потребительская новизна; имидж; информативность; цена потребления.
1.Методика оценки конкурентоспособности однопараметрических машин и оборудования.
где Еа.о - эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица;
Ел.о. – эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке;
k1, k2, kn – корректирующие коэффициенты, отражающие конкурентные преимущества.
2.Методика оценки конкурентоспособности продукции по системе 11111 - 55555
Конкурентоспособность продукции следует оценивать по четырем главным статичным факторам: качество товара, цена товара, качество сервиса товара на конкретном рынке; эксплуатационные затраты на использование товара и одному динамичному, характеризующему качество управления процессами (пятый фактор).
По системе 11111 - 55555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность продукции определяется как сумма баллов по каждому фактору.
Для повышения точности оценки возможно использовать весомость, каждого фактора конкурентоспособности: качеству продукции - 4 балла, ее цене - 3, качеству сервиса продукции на конкретном рынке - 2 и эксплуатационным затратам по использованию продукции - 1 балл.
3.Экспертная оценка конкурентоспособности продукции (товара, услуги).
Конкурентоспособность продукции, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:
где Ксп - конкурентоспособность продукции (значение колеблется от 2 до 10)(от 2 до 20 пот.что сумма баллов в целых числах, а не в коэф-те);
п - количество экспертов;
Бij - экспертная оценка i-м экспертом j-ro фактора конкурентоспособности продукции;
aj – весомость j-го фактора (от 4 до 1);
5 - максимальная оценка фактора.
4.Методика анализа конкурентоспособности продукции (товара, услуги) по многоугольнику и экспертному методу.
Порядок анализа конкурентоспособности товара по многоугольнику предлагается следующий:
1) устанавливается перечень показателей конкурентоспособности продукции;
2) устанавливаются (выбираются) нормативные значения показателей конкурентоспособности продукции;
3) устанавливается весомость показателей конкурентоспособности продукции исходя из стоимости их достижения и важности в обеспечении конкурентоспособности;
4) собирается и обрабатывается исходная информация о показателях конкурентоспособности товаров (приоритетного конкурента и анализируемого);
5) строится многоугольник конкурентоспособности товаров: наружный круг - нормативы, увеличенные на 20% (на случай перевыполнения норматива), внутренние точки на радиальных лучах - приведенные значения показателей конкурентоспособности товара.
Многоугольник конкурентоспособности позволяет только наглядно представить, но не оценить положения конкурентов и организации-изготовителя по установленным показателям, группе показателей одной иерархии.