Или Способности и навыки идеального тимбилдера
Здесь я приведу анализ желательных и нежелательных качеств, присущих высококлассному тимбилдинг-специалисту. Я бы хотела разделить их на три группы (рис. 23).
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»? |
Рис. 23. Сферы знаний тимбилдера
«Teambuilder Competences & Skills Book»
Три основных блока компетенций:
1. Взаимодействие с клиентом — психология, коммуникационные способности.
2. Знание продукта — понимание бизнес-процессов, бизнес-задач, HR-задач и организационной динамики.
3. Физическая выносливость и готовность к экстриму — экстрим, спорт, outdoor.
Проведем подробное описание каждого из трех представленных выше блоков компетенций и навыков. Начнем с самого важного — взаимодействия с клиентом.
Взаимодействие с клиентом
На мой взгляд, это ключевая группа характеристик, которыми должен обладать успешный тимбилдер. Две другие группы смогут проявиться только при условии, что уровень общения с клиентом соответствует принятому в бизнесе. К сожалению, не редки ситуации, когда в крупную западную корпорацию тимбилдеры приезжают в лесной одежде и обуви, на 30 минут и более опаздывают на встречи, порой не обладают даже необходимыми навыками работы на компьютере и деловой переписки, напрочь лишены навыков деловых коммуникаций и эффективных переговоров. Не исключение ситуация, когда опытный тимбилдер, опоздав на 30 минут, с извинениями врывается в офис в велосипедном костюме, жалуясь на то, что на reception у него возникли больше проблемы с парковкой его дорогущего велосипеда в вестибюле.
Часть 2. Взгляд изнутри
Электронные письма от экстрим-тимбилдеров часто задерживаются на два-три дня от назначенного строка, а то и не приходят совсем. Многие так открыто и заявляют клиентам, что предпочитают личное общение и не видят смысла в деловой официальной переписке. На первых шагах в далеком 2004 году я сама пробовала доказывать «зубастым» менеджерам, что наш экстрим-продукт настолько сложен и уникален, что я не могу ограничиться посылкой электронного письма, убеждала их, что, чтобы полно представить продукт, мне необходима личная встреча©. На это мне жестко отвечали, что, если я хочу продолжить сотрудничество с данной бизнес-корпорацией, мне следует действовать по правилам, предусмотренным для делового общения.
С каждым годом, надо признать, ситуация улучшается, но впереди еще длинный путь. Я хочу еще раз сфокусировать внимание читателей, и прежде всего сотрудников тимбилдинг-компаний, на важности профессионального общения с клиентом. Это залог успеха вашего проекта, а вместе с тем и всего бизнеса. К наиболее важным характеристикам параметра «Взаимодействие с клиентом» Teambuilder Competences & Skills Book я могу отнести следующие качества.
Экстравертность характера.Экстравертность характера, желание и стремление общаться с большим количеством людей — это необходимое качество любого тимбилдера! Успех компании — это новые и сильные клиенты. Способ приобретения новых клиентов — это общение. Утром, днем, вечером, в любое время общение с целью приобретения новых значимых клиентов — основа успеха бизнеса. Помню, что в наиболее загруженные дни у меня было до четырех встреч в день в Санкт-Петербурге с разными клиентами по предложению тимбилдингов нашей компании. Тогда у меня еще не было машины, и с севера на юг города и с запада на восток я передвигалась на метро или попутных машинах. Четыре презентации в день перед отделами по персоналу или группами руководителей, и на каждой встрече, как на первой, требуются максимальная энергичность, убежденность, вовлеченность в процесс. Неудача на одной из встреч — в сторону, на каждую новую встречу ты должен прибывать как победитель!
Сильные коммуникационные и презентационные способности.В большинстве компаний уже недостаточно просто устно рассказать проект тимбилдинга. В большинстве компаний проводятся тендеры на проведение тимбилдинга или годового абонемента на
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
тимбилдинг. взадачи тимбилдера входит эффектная презентация вариантов и жесткая битва за победу. Безусловно, клиентам нравится и хочется общаться с увлеченными людьми, которые живут, поглощенные страстью экстрима и тимбилдингов. Но главное слово здесь: «Общаться!». Если тимбилдер не обладает сильными коммуникационными способностями в начале пути, то единственное, что я моту рекомендовать, — записаться на интенсивные курсы деловых коммуникаций, предпринять все усилия, чтобы в сжатые сроки довести все необходимые результативному тимбилдеру компетенции до необходимого уровня.
Сильные навыки ведения переговоров.Не многие тимбилде-ры изначально обладают данным навыком в полной степени. Годы, проведенные в горах и тайгах, а не на скамьях бизнес-школ, дают о себе знать. Если вы дошли до уровня переговоров — то это большой успех. Это значит, что ваши креативные способности, ваш уровень экстремальности и ваши амбиции оценили сполна. Теперь остался главный ход — обсуждение стоимости проекта и заключение контракта. Это главный камень преткновения. Надо признать, что профессионализм ведения переговоров со стороны клиентов намного превосходит профессионализм тимбилдеров.
Профессионализм ведения переговоров со стороны клиентов намного превосходит профессионализм тимбилдеров(!).
Я описываю картину в общем и не претендую на справедливость для каждого конкретного случая. Данное распределение сил ведет к довольно частым поражениям в переговорах и работе тим-билдинг-компаний на невыгодных или неоптимальных для них условиях. Отсюда мы делаем основной вывод: если тимбилдер не обладает превосходными навыками переговоров, на переговорах тимбилдинг-компанию должны представлять не менее двух человек от компании. Навыки переговоров тимбилдеров, которые мечтают стать успешными и видными, необходимо последовательно и целенаправленно развивать! На это нельзя жалеть ни времени, ни средств.
Умение строить бизнес-связи и контакты.Умение строить бизнес связи и контакты — это исключительно важные навыки для успешного тимбилдера. Эти способности заключаются в том, что в каждом человеке в бизнесе успешный тимбилдер видит потенциального клиента. Успешный тимбилдер еще не закончил текущий
Часть 2. Взгляд изнутри
проект, а в голове у него уже созрел отчетливый план, как можно попробовать решить остальные существующие организационные и командные проблемы клиента тимбилдинг-методами. Очень важная способность также состоит в умении достойно общаться с клиентом. По моим наблюдениям, к сожалению, только половина компаний воспринимает экстрим-тимбилдеров как партнеров, а не как обслуживающий персонал. Ваша задача, если вы хотите эффективно расти как экстрим-тимбилдер, — сразу занять четкую партнерскую позицию, определить принципы, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях, и смело отправляться на встречу с клиентом.
Сильные навыки убеждения, влияния и создания надежности.Сильные навыки убеждения и влияния — это необходимый ассортимент характеристик успешного тимбилдера. Скорее всего, вам не удастся ни за какие коврижки переманить людей в холодный мокрый лес из теплого и уютного офиса неубедительным и сомневающимся голосом. Каждое ваше слово — призыв! Сирена! Горн! Это работает!
Тимбилдер отличается от большинства бизнес-тренеров тем, что не только несет ответственность за транслируемые знания, использованное время, передаваемые практики. Он несет полную ответственность за здоровье и жизнь участников тимбилдинга. В тимбил-динге не может быть мелочей. Выбирая тимбилдера и тимбилдинг-компанию, обращайте пристальное внимание на то, какой уровень ответственности готова и способна взять на себя тимбилдинг-ком-пания. Разбирательства после несчастного случая с комментариями: «Мы не думали, что так сложится», «Это случилось впервые, ни разу так не было» — это не для вас. От клиента также требуется четкая и озвученная позиция относительно того, в какой роли выступает нанятая на проект тимбилдинг-компания. В роли организатора и ответственного за проект или в виде вспомогательного технического звена? В данном случае снятия ответственности с тимбилдинг-ком-пании компания-клиент лишает тимбилдинг-компанию важного мотивирующего элемента — полной ответственности. Именно в таких случаях в зонах деления ответственности возникают наиболее серьезные конфликты и проблемы.
Знание продукта
Это вторая, критически важная сферакомпетенций, наряду с взаимодействием с клиентом и готовностью к экстриму, которая включает в себя не только безупречное знание своего профессионального
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
тимбилдинг-продукта, ко и общие знания в бизнесе, менеджменте, управлении персоналом, организационной динамике, командной работе, командном дизайне, организационной стратегии.
Высокий уровень профессиональных знаний. Знание и понимание бизнеса. Знания в области менеджмента и HR-менеджмента. Знание теории команды и понимание законов командной динамики. Знание профессии — это почти все в тимбилдинге! Знание профессии должно опираться на прочные и солидные знания из смежных областей менеджмента и экстрима. Я бы назвала основной проблемой российских тимбилдеров тот факт, что лишь небольшая часть тимбилдеров обладает пониманием одновременно и природы экстрима, и природы бизнеса и управления.
Основной проблемой российских тимбилдеров является то, что лишь небольшая их часть обладает пониманием одновременно и природы экстрима, и природы бизнеса и управления.
Понимание этих двух сфер дает тимбилдеру более глубокое осознание стоящих перед ним задач и ресурс для поиска возможных решений. К сожалению, для большинства тимбилдеров это самое слабое звено.
Способность диагностировать бизнес-проблемы.Ограниченность знаний в бизнес-сфере и неспособность тимбилдеров идентифицировать и диагностировать бизнес-проблемы, стоящие перед компаниями, — это основная проблема, которая не позволяет тим-билдерам оказывать результативные и качественные услуги бизнесу и перевести тимбилдинг-услуги из разряда развлечений в разряд бизнес-инструментария.
Острый недостаток бизнес-знаний и понимания природы бизнеса переводит тимбилдеров из области бизнес-тренеров и организационных консультантов в категорию организаторов и сотрудников культмассового сектора, организаторов спортивных соревнований.
В тимбилдинге можно увидеть легкое мероприятие по сплочению и формированию командного духа, но его можно использовать и как инструмент развития лидерства, инструмент развития эффективных коммуникаций в команде, инструмент внутреннего HR-брендинга, сильный инструмент формирования доверия, оценки
Часть 2. Взгляд изнутри
сотрудников, формирования общего нового бизнес-видения в результате реорганизации, обновления и оживления атмосферы после нежелательной покупки компании. Задач может быть огромное множество. Основная задача тимбилдера — используя весь тимбил-динг-инструментарий, предложить оригинальный дизайн программы и структуру тимбилдинг-события, которое поможет наиболее эффективно решить большинство из диагностированных проблем компании. Чем больше профессиональных тимбилдинг-специали-стов с достаточным уровнем и объемом знаний будет появляться в России, тем мощнее и энергичнее будет развиваться сфера тим-билдинга!
Способность чувствовать тенденции.Такие способности не даются каждому тимбилдеру. Но те, кому они даются, имеют полный шанс достигнуть ярких успехов в сфере тимбилдингов. Чутье на свежие тенденции, на новые направления в менеджменте, изменения в глобальном корпоративном стиле жизни — все это те неявные фрагменты информации, которые дают пищу для создания новых и новых проектов. Способность чувствовать компанию. Динамику. Потребность. Атмосферу. В этом все.
Способность прокладывать связь между бизнесом и экстримом.Это важнейшая, на мой взгляд, компетенция профессионального тимбилдера. Огромное количество тимбилдингов не приносят никакого результата. Эффект от них начинает растворяться сразу после того, как были вручены почетные медали. Интереснейшие сюжеты. Экзотические места. Деньги летят на ветер. Почему так происходит? Так происходит просто потому, что между тимбилдин-гом и бизнесом нет связи.
Зачем учить сплоченно работать в команде группу продавцов мобильных телефонов, если система оплаты их труда основана на индивидуальных объемах продаж? Зачем группе операционисток в банке тренировать лидерские навыки или навыки принятия кризисных решений, если по уставу они не могут сделать ни шагу в сторону от инструкции? Имеет ли смысл поднимать мотивацию в компании, если известно, что грядет серьезная реструктуризация с увольнением сотрудников? Как построить доверие между отделами, если не существует просто даже справедливого распределения бюджетов? Как повысить имидж директора в глазах сотрудников, если известно, что он организует тимбилдинг главным образом для того, чтобы продемонстрировать свои неординарные экстрим-способности? К сожалению, во всех этих случаях и вопреки всем этим случаям
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
тимбилдинги проводятся... и не приносят никакого положительного результата.
Физическая выносливость и готовность к экстриму.Этот параметр — третья важнейшая компетенция тимбилдера. Проблем было бы на порядок меньше, если бы не это пресловутое требование! Но в сфере экстрим-тимбилдингов — это факт — или будь физически вынослив и готов к экстриму, или покинь эту сферу навсегда. Почему данная характеристика так важна, спросите вы? Потому что большинство проектов и экстрим-тимбилдингов проходит не в комфортных тренинг-залах и конференц-центрах, а в условиях реальной суровой природы и реального климата. Здесь не бывает «идеальных условий». Надо уметь работать в любых условиях. О параметре сезонности я сделаю свои комментарии чуть позже, но даже несмотря на сезонность, характер работы тимбилдинг-компаний очень неравномерный и изобилует пиковыми нагрузками. Совершенно рядовой может быть ситуация, когда неделями не реализуется ни одного проекта и потом за одни выходные тимбилдинг-компания из десяти человек должна обеспечить безупречное проведение трех-четырех проектов в разных частях России.
В российской практике так сложилось, что львиная часть всех экстрим-проектов проводится в субботы и в воскресенья. Не только потому, что экстрим-тимбилдинги склонны приравнивать в России к развлечению, а не к развитию, но и потому, что бизнес-график настолько напряжен, что редкая компания может позволить себе снять сотрудников с производства или отпустить из офиса в рабочие будни. В связи с тем, что настоящий экстрим-тимбилдинг проходит, на выезде, на свежем воздухе, нелегко отклеить от него вывеску с надписью: «На отдыхе». Итак, ниже представлены основные физические и эмоциональные характеристики, важные для выживания тимбилдера в своей профессии.
Высокая трудоспособность.Важная природная способность. Вставать рано. Трудиться много и на разных видах работ, которые осуществляются в рамках тимбилдинг-проекта. Работать много и усердно. Чтобы глубоко понимать характер деятельности каждого типа сотрудников в экстрим-тимбилдинг-компании, я могу посоветовать экстрим-тимбилдерам на заре своей карьеры на своей шкуре испытать все виды работ. Для тимбилдинг-бизнеса сон в летний сезон по три-четыре часа за ночь — абсолютно нормальное явление. Мгновенное переключение с задачи на задачу. С продажи проекта на создание новых идей, на изменение форматов, на работу с людьми, и так в непрерывном режиме.
Часть 2. Взгляд изнутри
Энергичность, харизматичность и оптимизм.Энергичность — одна из ключевых природных характеристик успешного тимбилде-ра. В проливной дождь, промозглый ветер, нескончаемый снегопад, под взглядами десятка или сотни участвующих в проекте менеджеров вы — идеал радости, уверенности, спокойствия, бодрой силы духа и энергичности! Вы — лицо проекта, и вы во многом задаете атмосферу! Помните об этом всегда. Человеку без внутренней энергии я бы не советовала строить свою карьеру в тимбилдинг-бизнесе.
Второе важное качество — харизматичность! Помните всегда, что вы зовете людей и ведете за собой не в соседний бар или паб. Вы ведете их за собой на экстрим. Всем приятно находиться рядом с героями! Рядом с победителями! Рядом с яркими, харизматичными людьми!
Отношение ко'мне не один раз на экстрим-тимбилдингах кардинально менялось, когда к титулу кандидата экономических наук я добавляла титул участника пятисоткилометровых экспедиционных гонок на выживание в разных регионах планеты.
Высокая стрессоустойчивость.Это то, что пригодится тебе, тимбилдер, в критические минуты, которых будет немало на твоем тимбилдер-пути. Стрессоустойчивость — критическая способность, чтобы построить длинную и успешную карьеру в тимбилдинге, не сгореть, не вылететь с поля через пару лет. Тимбилдинги — это зона проектного менеджмента, где действуют законы управления проектами. Помимо того, что экстрим-тимбилдинги предназначены для развития способности команд эффективно взаимодействовать в традиционных и экстремальных ситуациях, сами тимбилдеры должны мастерски владеть данными навыками. Несмотря на огромный первоначальный интерес к этой сфере, лишь небольшой процент сотрудников остается в данном бизнесе. Причина ясна — стрессы, тяжелая нелимитированная работа, громадные перегрузки, эмоциональная усталость.
Высокая физическая подготовка.Тех, кто не согласен со мной, я попробую убедить. Нам нравится лечить зубы у зубного врача с белоснежными здоровыми зубами, учить иностранный язык с чистейшим носителем языка, ехать в такси с опытным водителем, есть в ресторане, где готовит известный повар, делать прическу у красивого парикмахера. Вот и вы, как тимбилдер, должны выглядеть бодро, подтянуто, энергично! Это мое глубокое убеждение. Подобный образ создает так важное в тимбилдинг-сфере доверие!
Полный обзор ключевых компетенций и навыков успешного тимбилдера приведен в табл. 9.
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
Таблица 9 КОМПЕТЕНЦИИ И НАВЫКИ ТИМБИЛДЕРА
Взаимодействие с клиентом | Знание продукта | Физическая выносливость и готовность к экстриму |
Экстравертность характера | Знание и понимание бизнеса | Высокая трудоспособность |
Сильные коммуникационные способности | Знания в области менеджмента и HR-менеджмента | Энергичность и харизматичность |
Сильные презентационные способности | Знание теории команды и понимание законов командной динамики | Высокая стрессоустойчивость |
Сильные навыки ведения переговоров | Способность чувствовать тенденции | Оптимизм |
Умение строить бизнес связи и контакты | Способность диагностировать проблемы | Высокая физическая подготовка |
Сильные навыки убеждения и влияния и создания надежности | Способность прокладывать связь между бизнесом и экстримом | Яркая способность вести за собой |
Рис. 24. Компетенции и навыки тимбилдера |
Теперь, после детального анализа компетенций и навыков, проанализируем, как выглядят профили трех разных типов гимбилде-ров — «тимбилдера-психолога», «тимбилдера-экстремала» и «идеального шмбилдера». На рис. 24 проиллюстрирована выраженность каждого из трех блоков знаний для каждого типа тимбилдера.
Часть 2. Взгляд изнутри
Данные закономерности небезынтересны прежде всего для заказчиков тимбилдингов, которые должны быть осведомлены о существующих перекосах и специфических особенностях. Если они будут принимать этот немаловажный факт в рассмотрение при выборе тимбилдинг-компании и начале взаимодействия по тимбил-дишу, они смогут избежать многих проблем.
5.2. Кто они, сотрудники тимбилдинг-компании?
Всех сотрудников тимбилдинг-компании я разделила бы на тим-билдеров и ключевых сотрудников. Данный раздел будет посвящен именно тимбилдинговым компаниям, основным продуктом которых являются тимбилдинги. Возникает сразу очень много вопросов. Каков оптимальный размер тимбилдинг-компании? Какова оптимальная структура тимбилдинг-компании? Какова оптимальная стратегия развития тимбилдинг-компании? На некоторые из этих вопросов я попытаюсь ответить в данном разделе книги.
Оптимальный размер компании определяется рынком, рыночным спросом и потенциалом развития отрасли. Как будет описано ниже, тимбилдинг-бизнес — это креативный бизнес, основанный на таланте и мастерстве индивидуумов. Как только начинается выход на массовое производство, индивидуальность теряется и теряется уникальность продуктов. Поэтому каждая компания определяет для себя соотношение Tailor-made продукт / Стандартный продукт. Тимбилдинг-компании — это малый бизнес. Тимбилдинг-компании никогда не станут компаниями-гигантами или даже компаниями среднего бизнеса. Существует четкая взаимосвязь между объемом проектов и уникальностью проектов, и с увеличением роста проектов неминуемо снижается уровень tailor-made в проекте.
В такой сфере, как тимбилдинги, самым узким и ограничивающим ресурсом для роста компании являются человеческие ресурсы — грамотные и профессиональные тимбилдеры, которые могут успешно реализовать тимбилдинг.
Десятки бизнес-школ в России готовят ежегодно тысячи МВА выпускников для бизнеса, но в России еще нет ни одного официального учреждения, которое бы готовило тимбилдеров.
Тимбилдеры в России растут и учатся на собственном опыте, па опыте коллег из своей компании, благодаря анализу ситуации, размышлениям, опираясь на полученную фрагментарную информацию
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
в российской бизнес-прессе. Поэтому в России не приходится ждать резкого прыжка роста профессионализма тимбилдеров. Это будет медленный эволюционный процесс.
Итак, как я уже сказала, наиважнейший ресурс тимбилдинг-компании — люди! Ниже будет представлено подробное описание каждого типа сотрудника тимбилдинг-компании.
Первая группа — тимбилдеры
К группе тимбилдеров относятся два типа сотрудников — директора тимбилдинг-компании и менеджеры тимбилдинг-проектов. И в силу иерархичности нашего российского общества начнем описание с директора компании.
Директор компании.Директор компании — это ключевая позиция в любой тимбилдинг-компании. Как вы думаете, тимбилдинг-бизнес — это конкуренция бизнесов или конкуренция личностей? На мой взгляд, тимбиддинг-бизнес, как и вся индустрия тренингов в России, очень сильно индивидуализирована. То, что имеет максимальную ценность на рынке интеллектуальных услуг в России, — это доверие. Нередки ситуации, когда HR-специалист переходит из одной компании в другую и тимбилдер меняет компании, но они все равно продолжают работать вместе. Потому что доверие однажды уже было построено, и это работает.
Роль личности в тимбилдинг-сфере очень высока! Есть человек — есть компания! Нет человека — нет компании. Большинство названий тимбилдинг-компании даже и не известно совсем на рынке; знают конкретных людей, которые профессионально делают свое тимбилдинг-дело. У этой тенденции, безусловно, свои плюсы. Но и огромные минусы — она блокирует массовое развитие тимбил-динг-сферы, основываясь на ограниченном числе профессионалов-индивидуальностей.
Директор тимбилдинг-компании во многом определяет корпоративную бизнес-стратегию и сферу развития тимбилдинг-компании — стратегию узкой специализации (tailor-made экстрим-тим-билдинги) или, например, стратегию широкой диверсификации (массовые тимбилдинги, массовые эвенты, массовый корпоративный туризм). Каждая компания выбирает свою уникальную бизнес-стратегию, основываясь на своем устойчивом конкурентном преимуществе. Единой оптимальной бизнес-стратегии для тимбилдинг-компании нет.
Часть 2. Взгляд изнутри
Менеджер проекта.Таких позиций в тимбилдинг-компании обычно несколько. В России трудно найти компанию, где таких менеджеров было бы более двадцати. Обычно их не более десяти в компании. Для Санкт-Петербурга средняя цифра еще меньше.
На позицию менеджера тимбилдинг-проекта наиболее проблематично найти персонал. Здесь требуются действительно редкие «алмазы». Необходима отличная профессиональная подготовка в области менеджмента, тренингов и командообразования. Требуются высокоразвитые навыки общения с клиентом, продвинутые знания и глубокое понимание тимбилдинг-продукта. Менеджер проекта также несет на себе полную ответственность за организацию тимбилдинга, управление людьми и поставщиками, содержательное и финансовое общение с клиентом. Поиск профессионального менеджера проекта для тимбилдинг-компании — это большая проблема! В большинстве случаев менеджер проекта отстает по одному или даже нескольким требуемым параметрам, но в силу отсутствия видимого выбора кандидатов тимбилдинг-компании делают предложения даже не оптимально подходящим им сотрудникам, рассчитывая на внутреннее обучение и развитие молодых кандидатов. Молодым тимбилдинг-компаниям я посоветовала бы разнообразить пул тимбилдинг-менеджеров, чтобы они хоть в небольшой степени различались по характеру и стилю коммуникаций, энергетике и модели поведения. Это поможет значительно преуспеть в переговорах даже с теми компаниями, с которыми успех казался маловероятным.
Вторая группа — ключевые сотрудники
Итак, кто они — ключевые сотрудники тимбилдинг-компании? Эти уникальные профессии существуют только в тимбилдинг-инду-стрии. Эти люди уникальны, потому что есть всего два способа за-получения этих людей — «переманивание» из другой тимбилдинг-компании или выращивание собственного специалиста. Переманивание опасно тем, что если вы переманили человека, то значит, высока вероятность и того, что от вас его переманит ваш конкурент. Выращивание более надежно, но очень затратно по времени и усилиям. Здесь перечислены те типы сотрудников без которых тимбил-динг-компания не сможет существовать и полноценно работать.
Технический руководитель.Технический руководитель — это очень значимая позиция для тимбилдинг-компании. Представители данной позиции в 100% случаев — представители экстрим-среды
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
и профессионалы с внушительным экстрим-опытом. Чаще всего это люди с альпинистским, туристским или скалолазным прошлым, они сильные профессионалы в «веревках» и знают и могут в этой области все. Чаще всего их профессиональная деятельность связана либо с работой гидами в горах, на альпинистских маршрутах, либо с работой в урбанизированной среде в сфере промышленного альпинизма.
От выбора такого человека во многом зависят имидж и уровень безопасности вашей компании. Желательно, чтобы природные экстрим-данные и личный экстрим-опыт технического директора были подкреплены официальными документами, подтверждающими его квалификацию. Технический руководитель проектов отвечает за все технические вопросы, связанные с организацией экстрим-этапов и экстрим-активностей, от установки этапов веревочного курса до контроля за вертолетной заброской. Наиболее слабое звено большинства технических руководителей — их полное неумение разговаривать на бизнес-языке и общаться с клиентом. От принципов, надежности и твердости технического директора очень сильно зависит репутация тимбилдинг-компании. Директора тимбилдинг-компаний, помните об этом! Если вы хотите успешно развивать свою компанию, в первую очередь развивайте своих технических директоров. Не скупитесь на тренинги по деловым коммуникациям, на полное и качественное информирование их о сути проекта и содержании командных задач и организационных проблем, которые предстоит решить на тренинге. Это не мелочь! От технических директоров действительно зависит очень многое.
Инструктора на заданиях.Это начальная позиция, с которой начинают свою карьеру в тимбилдинг-сфере большинство сотрудников. Я очень рекомендую каждому, кто хочет глубоко понять суть тимбилдинг-проектов, а также руководителям тимбилдинг-компании время от времени работать на проекте простым волонтером. Это наиболее эффективный способ посмотреть на мир тимбилдинга другими глазами. Увидеть, что по-настоящему важно для участников. И увидеть, что изменилось с той поры, как вы последний раз на самом деле работали инструктором. Инструктор на тимбилдингах — это «лицо» вашей тимбилдинг-компании. И успех к ней не замедлит прийти, как только вы осознаете этот факт. Сотрудники и руководство компании на экстрим-тимбилдингах общаются прежде всего не с тимбилдером, а с инструкторами. Когда-то давно, еще в самом начале своей тимбилдер-карьеры, я не понимала этой прописной истины. Не понимала, пока мне не стали поступать прямые вопросы:
Часть 2. Взгляд изнутри
«А это типично, что ваши инструктора курят?», «А некоторые ваши инструктора противоречат себе в объяснениях и не уверены в инструкциях» и др.
Надо помнить, что сотрудники компании клиента общаются с инструкторами в наиболее экстремальных ситуациях. Тогда, когда участники уже не могут контролировать себя и свои эмоции, когда они могут кричать, возмущаться, негодовать. Инструктора должны быть мастерски подготовлены ко всем подобным моментам. Инструктора должны быть принципиальны, беспристрастны и честны, но в то же время по-человечески гибки.
Одна из неприятных историй произошла со мной и моим инструктором на одном из первых тимбилдингов. Этот инструктор работал на этапе скалолазания. Долго обсуждали обоснованность увеличения инвестиций и наконец утвердили конструирование двух скалолазных дорожек на проект, для того чтобы каждый сотрудник смог пролезть скалолазную трассу хотя бы по одному разу. Упущен и не передан инструкторам был важный факт, что эта инициатива принадлежала ни больше ни меньше директору компании и что для него было принципиальным моментом, чтобы каждый участник ощутил успех и долез до вершины! И вот тимбилдинг в разгаре. Команда за командой, радостные отбегают от скалолазного стенда. И вдруг я слышу разъяренные голоса. Подхожу. Инструктор уверенно и упрямо в пятый раз повторяет пурпурному от гнева человеку, сорвавшемуся в третий раз, что тот уже использовал три своих попытки. Директор, не дожидаясь окончания программы, демонстративно уезжает с тимбилдинга.
Грань между принципиальностью и гибкостью неочевидна. Все ситуации не предусмотреть. Единственного правильного решения нет. Порой единственное, что вы можете сделать, — это подбирать сотрудников с такими же ценностными ориентирами, как у вас, и больше обсуждать и решать в неформальной обстановке подобных кейсов. После ста решенных кейсов — реальных сложных ситуаций из бизнеса — инструктору будет гораздо легче принимать решение на основе наработанного опыта.
Инструктора тимбилдинг-компаний в большинстве случаев — сезонный персонал. Честно скажу, немногие компании могут позволить себе нанять гвардию инструкторов на постоянную работу. Чаще всего нескольких держат в штате, а остальных — в базе данных и подписывают активные контракты на сезон с мая по октябрь. В этом и содержится основная проблема. Инструктор — это «лицо»
Глава 5. Кто он, «идеальный тимбилдер»?
тимбилдинт-компании. Он в первую очередь должен быть пропитан идеями и идеологией компании. Инструкторов должна объединять не только одинаковая форма — жилеты, футболки, кепки, кроссовки. Они должны общаться согласно коммуникативному кодексу компании, принимать ценности компании, соответствовать им и транслировать их. В большинстве случаев в российских тимбил-динг-компаниях это пока не так. Но ситуация постоянно, хоть и медленно, прогрессирует.
Менеджер по продажам.Менеджер по продажам — это спорная позиция. В тимбилдинг-компаниях не утихают дискуссии о том, какое число менеджеров по продажам оптимально для компании. Какой уровень специализации требуется для успешных продаж тимбилдингов ? Каждая компания решает данный вопрос сама. Очевидно, что в компаниях, предлагающих Tailor-made решения, менеджер по продажам не актуален. Руководители проектов, то есть тимбилдеры, сами осуществляют продажи. Продажи осуществляются «точечно». Каждый кандидат-клиент в списке отобранных кандидатов заслуживает отдельного и детализированного изучения. Инвестиции времени и внимания стоят того. Продажи Tailor-made тимбилдингов относятся к сложным продажам и поэтому требуют профессионализма и в знании продукта, и в навыках переговоров и коммуникаций, и в мгновенной и острой реакции и способности выдвигать идеи и суждения в режиме он-лайн.
В тимбилдинг-компаниях массового производства тимбилдингов имеет смысл иметь несколько активных менеджеров по продажам. Целесообразно приглашать в компанию опытных продавцов с опытом продаж сложных услуг из сферы В2В (Business To Business). Затем проводить для них экспресс-курс по подготовке к продаже тимбилдингов и сразу выпускать на поле боя. Такие менеджеры по продажам стоят недешево, но это окупаемые инвестиции!
Секретарь или офис-менеджер.Данная позиция не является определяющей в компании. Но найти офис-менеджера для тимбил-динг-компании непросто. Многие тимбилдинг-компании предпочитают не иметь сотрудника этого типа. Многие тимбилдинг-компании только за один летний сезон меняют до нескольких сотрудников на данной позиции. В чем основная проблема и сложность?
Сложность в экстремальном характере работы и в высокой ответственности. Это не та должность, в которую можно медленно и спокойно втянуться, а работа, с первого дня требующая полной самоотдачи, как, собственно, и любая позиция в тимбилдинг-компании.
Часть 2. Взгляд изнутри
Тимбилдинг — это не банковская и не финансовая сфера. Это прежде всего эмоции! Это люди! Это экстрим! Это постоянное решение непредсказуемых проблем! Тимбилдинг-сфера — это смена «ледникового периода» периодом «потепления», а затем резким стартом «горячего сезона». Не все готовы в напряженный, горячий сезон приходить в офис в семь утра и уходить в час ночи, чтобы на следующий день в семь утра снова быть в офисе или, наоборот, уже за городом, на проекте.
Секретарь или офис-менеджер может успешно работать на такой позиции в тимбилдинг-компании, если только он действительно увлечен темой приключений, команд, пугешествий и экстрима. Помните об этом и ищите такого человека! Здесь совсем не так важно, на скольких языках говорит секретарь, как варит кофе и как отвечает по телефону (хотя это тоже не лишнее :) ). Самое важное, чтобы это был человек, который с вами «одной крови».