Способности и навыки лидерства

· Умение организовывать сети связей

· Умение представлять интересы
других людей (быть послом)

· Умение общаться

· Умение быть ролевой моделью
для подчиненных

· Умение поддерживать мораль, сплоченность и приверженность группе

Подходы к лидерству и власти

Личностные теории лидерства

Личностные теории лидерства предполагают, что лидерами «не становятся, а рождаются»: индивидуальность и личные качества — вот что делает кого-то настоящим руководителем. С точки зрения менеджмента это означает, что на роль лидера необходимо отбирать «подходящих людей» с определенными заданными характеристиками. Такой подход означает, что только немногие избранные могут быть лидерами, а всех остальных обучить или натренировать этому нельзя. Но проблема состоит в том, что, как установлено в многочисленных исследованиях, характеристик успешных лидеров было выявлено почти столько же, сколько проведено самих исследований. Тем не менее есть определенное согласие по поводу важных характеристик лидера. К ним можно отнести интеллект, инициативу, уверенность в себе, ориентацию на достижения и межличностные навыки. Однако общепринятой договоренности относительно значимости этих факторов не существует. Личностные теории подвергались критике за излишнее внимание к тому, кто такие лидеры (психологический портрет), а не к тому, что они делают (поведение). В следующих двух типах теорий были сделаны попытки устранить этот дисбаланс.

Теории стилей лидерства

В теориях стилей пытались определить наиболее эффективные модели поведения лидеров по отношению к людям, которыми они руководили. Общим для большинства проведенных исследований является вывод о том, что лидерство характеризуется двумя основными параметрами: заботой о выполнении задачи и заботой о людях. Эти параметры проявляются у лидеров в разной степени. Лидеры, ориентированные на задачу, концентрируют усилия на ее выполнении. Они ставят цели, планируют действия, определяют и поддерживают стандарты. Лидеры, ориентированные на людей, основное внимание уделяют установлению на работе хороших отношений. Их интересует благополучие персонала, с ними легко общаться, они открыты к новым предложениям. Одна из самых известных и наиболее широко используемых теорий стилей лидерства — управленческая сетка, предполагающая, что наиболее результативными являются руководители, которые ориентированы одновременно и на людей, и на задачу. Блэйк и его коллеги утверждали, что такой стиль лидерства эффективен независимо от контекста. Но предположение, что контекст не имеет значения, привело к критике теорий стиля и развитию ситуационных теорий, которые больше ориентированы на контекст.

Ситуационные теории лидерства

В ситуационных теориях, или «теориях соответствия обстоятельствам», утверждается, что эффективное лидерство зависит от ситуации. Одна из самых ранних и наиболее известных ситуационных теорий — теория Фидлера. Фидлер подтвердил результаты теоретиков стиля, выделив два главных стиля лидерства: лидеры, ориентированные на выполнение задачи, и лидеры, ориентированные на людей. При этом Фидлер доказывал, что в одних обстоятельствах более уместным является стиль, ориентированный на задачу, а в других — стиль, ориентированный на - людей. Выбор стиля зависит от ситуации, с которой столкнулся руководитель, и от того, насколько она благоприятна. «Благоприятность» ситуации зависит от комбинации грех элементов:

· взаимоотношений между лидером и сотрудниками - любят ли лидера и доверяют ли ему члены группы;

· структуры задачи - насколько поставленная задача четко сформулирована и хорошо структурирована;

· власти положения лидера — насколько сильна его власть поощрить или наказать подчиненных (через оплату, увольнения и т. д.).

Чем ярче выражено присутствие каждого из трех элементов, тем более благоприятной является ситуация. Проведя обширное исследование, Фидлер определил, что:

· лидеры, ориентированные на задачу, лучше работают в ситуациях, которые являются либо очень благоприятными, либо чрезвычайно неблагоприятными;

· лидеры, ориентированные на отношения с людьми, действуют лучше в ситуациях умеренной благоприятности;

· результаты деятельности лидера зависят как от ситуации, так и от стиля лидерства.

Лидерство в контексте

В современном подходе к лидерству оно рассматривается как процесс, в котором принимают участие разные люди, исполняющие разные роли в разное время. Нет никакого раз и навсегда установленного набора конкретных качеств, которые позволили бы человеку стать или остаться лидером, и ни один человек не будет лидером во всех ситуациях или в любой момент. В основе такого подхода лежат две идеи: лидерство означает воздействие на других людей более или менее приемлемыми для них способами; от лидера ожидают, что он способен влиять на решение важных вопросов, и воспринимают его именно в этом качестве.

Влияние на других людей приемлемыми для них способами означает, что Вы используете свою власть (например, власть положения или роли) так, чтобы люди «шли» за Вами, а не просто принуждаете их делать то, что Вы хотите. Вполне очевидно, что «приемлемость влияния» будет зависеть от контекста. Например, в случае бедствия или чрезвычайной ситуации люди скорее всего примут директивный стиль руководства, который они сочли бы недопустимым при обычных обстоятельствах. Приемлемость влияния, а также восприятие эффективного руководства формируются и под воздействием ценностей и установок людей, которые в свою очередь определяются и культурными особенностями стран. К сказанному можно добавить, что восприятие человека как лидера будет зависеть не только от того, что он или она делают, но и от ожиданий «последователей». Лидер рождается со временем как результат социального взаимодействия с группой.

Представленные выше идеи о лидерстве и лидерах акцентируют внимание на том, что лидерство направлено на решение важных или ключевых проблем, с которыми сталкивается группа или организация. К ним относятся:

· Стратегические вопросы. Это желаемые «выходы» или результаты, к которым стремится группа или организация. Стратегические вопросы касаются выбора, того, в каком направлении нам следует идти в изменяющемся внешнем окружении, верно определяя возникающие возможности и избегая угроз. Такие стратегические вопросы обычно более значимы для групп на высших уровнях управления организацией.

· Тактические вопросы. К ним относится выбор «средств» достижения группой или организацией желаемых результатов. Перед лидерами возникают такие вопросы: Как наилучшим способом решить поставленные задачи? Существует ли разрыв между желаемыми результатами и средствами их достижения?

· Вопросы, относящиеся к персоналу или поддержанию отношений. Они в значительной степени касаются отношений между лидерами и его последователями. Основная задача лидеров - выстраивать и поддерживать прочные отношения с другими людьми. К этой категории относится такой вопрос: Какими способами он может поддерживать мораль, сплоченность и приверженность разных людей, чтобы достичь целей группы или организации?

Из идеи о том, что разные люди в разное время играют разные роли, вытекают три важных для руководителей вывода:

1. Лидер — это тот, кто оказывает влияние на то, как группа или организация понимают и решают ключевые вопросы, с которыми они сталкиваются, но необязательно тот, у кого есть формальная власть. Конечно, официальная должность — источник власти — дает человеку возможность проявить большее влияние. Но такой потенциал не всегда может использоваться эффективно, и группа может расценить влияние неприемлемым. Вопрос, который здесь возникает: что могут сделать лидеры, чтобы убедить других разделить их точку зрения?

2. В группе может быть более одного лидера. Все члены группы могут внести свой вклад в лидерство. Можно говорить о «концентрированном» или «распределенном» лидерстве в зависимости от того, какое количество людей в группе - большое или маленькое — систематически вносит свой вклад в лидерство. При этом разные люди могут демонстрировать лидерство в различных областях. Например, один человек может руководить выполнением группой поставленной задачи, а другой — поддерживать мораль и сплоченность группы. По существу для решения трех групп ключевых проблем, описанных выше, часто требуются различные личностные качества и способности. Разработка стратегии предполагает широкий взгляд на ситуацию, в то время как распределение задач на тактическом уровне требует внимания к деталям. Это и есть одна из причин, почему лидерство часто распределяется в группах — требуемые качества и способности трудно бывает найти в одном человеке.

3. Для того чтобы справиться со стратегическими и тактическими проблемами, лидер должен иметь более широкие знания и понимание окружающей среды, факторов, которые, вероятно, окажут влияние на организацию или группу, и того, в каком направлении проявится это воздействие. Лидер должен быть готов держать в поле зрения и понимать внешние события и тенденции. Успех лидера зависит не только от того, что он делает внутри группы, но и от того, что он делает за пределами группы. Эффективное участие в сетях связей и умение быть хорошим представителем интересов других (послом) являются важными лидерскими навыками Они помогают лидеру понять угрозы и возможности, с которыми может столкнуться группа, и мобилизовать ресурсы для ее поддержки.

Если Вы пришли к выводу, что многие из названных навыков и моделей характерны и для руководителей, то Вы абсолютно правы. Между эффективным лидерством и эффективным управлением существует значительное сходство: довольно трудно найти различия между ними! Идея распределенного лидерства предполагает, что потенциал для лидерства существует для любого человека на любом уровне организации. Представленный подход к лидерству допускает разграничение лидерства и исполнения официальных ролей. Более того, поведение и влияние людей на всех уровнях рассматриваются как неотъемлемая часть общего управления и функционирования организации (Болден (Bolden), 2008). Таким образом, каждый сотрудник выполняет - или может выполнять - функции лидера.

Развитие навыков лидерства

Если лидерство — это навыки и способности, которые могут быть приобретены, то как их развивать? А если необходимые навыки и способности лидерства со временем изменяются в связи с возникновением новых проблем, как определить, чему нужно научиться или что развивать?

Один из подходов к развитию лидерских качеств состоит в том, чтобы выделить функции лидера, которые он должен уметь выполнять. К основным функциям лидерства можно отнести:

· Формирование чувства направления деятельности в группе или организации.

· Определение задач, необходимых для достижения целей группы или организации, и обеспечение их эффективного выполнения.

· Поддержание морали, сплоченности и приверженности людей в группе или организации.

Важные составляющие поведения лидера:

Поведение, ориентированное на задачу

Запланируйте краткосрочные действия. Разъясните цели задания и ожидания от роли. Проводите мониторинг действий и выполнения работы.

Поведение, ориентированное на отношения

Поддерживайте и поощряйте.

Обеспечьте признание достижений и вклада в общее дело. Развивайте навыки работы в команде/ группе и уверенность в своих силах. Консультируйтесь с участниками при принятии решений. Помогайте участникам брать на себя инициативу в решении проблемы.

Поведение, ориентированное на изменения

Проводите мониторинг внешнего окружения. Объясняйте необходимость изменений. Предложите инновационную стратегию или новое видение. Поощряйте инновационное мышление. Рискуйте предложить необходимое изменение. Способствуйте коллективному обучению.

Предложенный список не является исчерпывающим, в других ситуациях могут потребоваться другие действия.

Наши рекомендации