Соглашение с торговыми посредниками
Организация процесса эффективной торговли не возможна без привлечения торговых посредников (рис.3).
Рис. 3. Виды торговых посредников
Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Оптовая торговля- любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или последующего профессионального использования.
Классификация магазинов розничной торговли:
- на основе предлагаемого ассортимента: специализированные, универмаги, универсамы, торговые комплексы, предприятия розничных услуг;
- на основе относительного внимания к ценам: магазины сниженных цен, склады-магазины, магазины - демонстрационные залы, магазины, торгующие по каталогам;
- на основе характера торгового помещения: с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой, торговля вразнос (внемагазинная торговля);
- на основе принадлежности магазинов: корпоративные сети, добровольные сети, кооперативы розничных торговцев, потребительские кооперативы, организации держателей привилегий, розничные конгломераты;
- на основе разновидности концентрации магазинов: центральные деловые районы, региональные торговые центры, районные торговые центры, торговые центры микрорайонов.
Основная задача оптовой торговли - эффективно доставлять товары как можно большему количеству потребителей и розничных продавцов.
Оптовики-купцы - оптовики, торгующие товаром, принадлежащим им на правах собственности.
Оптовики-купцы сполным циклом обслуживания занимаются хранением товарных запасов, предоставлением услуг продавцов (консультантов), кредитованием, доставкой товара покупателю.
Оптовики-купцы снеполным циклом обслуживания оказывают меньший (выборочный) объем услуг покупателю.
Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара, поставляют ограниченный ассортимент ходового товара для розницы.
Оптовики-коммивояжеры продают и доставляют покупателю ограниченный ассортимент товаров кратковременного хранения за наличный расчет.
Оптовики-организаторы занимаются организацией бестарной перевозки грузов.
Оптовики-консигнантысохраняют право собственности на товар до момента его реализации в розничной торговле.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы находятся в коллективном владении и обеспечивают товарами местные рынки.
Оптовики-посылторговцы занимаются рассылкой каталогов и выполнением товарных заказов мелкими партиями.
Брокеры и агенты – это посредники, не принимающие на себя право собственности на товар.
Оптовые отделения и конторы производителей (сбытовые и закупочные) – это структурные подразделения товаропроизводителей.
Разные специализированные оптовики -это скупщики сельскохозяйственных продуктов, оптовые нефтебазы, аукционисты.
Существуют различные виды предприятий оптовой торговли (рис. 4).
Рис. 4. Классификация предприятий оптовой торговли
Основные направления маркетинговой работы торговых посредников:
- выбор целевых рынков;
- решения о товарном ассортименте и комплексе сопутствующих услуг;
- определения цен продажи;
- решения о методах стимулирования торговли;
- решения о месте размещения торгового предприятия.
Физическое распространение - доведение фирмой своих товаров до групп "элитных" клиентов.
Постпродажное обслуживание
Система постпродажного обслуживания фирмой своих покупателей включает в себя доставку товаров до места эксплуатации, его установку, монтаж, обучение потребителя правилам эксплуатации, а также мелкую "подгонку" продукции под требования клиента.
Гарантийные обязательства фирмы включают в себя:
- гарантии, предоставляемые покупателю товаропроизводителем в соответствии с законодательством по защите прав потребителя;
- открытие на целевых рынках сети гарантийных мастерских по ремонту товаров с не истекшим сроком гарантии.
Система страховок включает в себя:
- страхование коммерческих рисков;
- страхование грузов;
- страхование клиента во время совершения покупки (выборе товара), а также в период его присутствия в помещении фирмы.
Необходимо также помнить о возможности возникновения исков со стороны страховых компаний, клиентам которых был нанесен финансовый (материальный, моральный) ущерб в ходе эксплуатации товара фирмы после завершении гарантийного срока службы, однако до истечения объявленного в аннотационных документах периода эксплуатации изделия.
Товародвижение.
Товародвижениемв маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания потребителей.
Фирма должна сделать товар доступным для потребителя.
Потребителей интересуют:
а) своевременная доставка товара;
б) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента;
в) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах;
г) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их;
д) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.
Товародвижение - мощный инструмент, стимулирующий спрос. Мерой эффективности системы товародвижения является отношение затрат фирмы к ее результатам, которые определяются следующими качественными показателями:
- уровнем обслуживания потребителей (зависит от таких факторов, как скорость использования и доставки заказа, качество поставленной продукции, оказание различного рода услуг покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей);
- обеспечением различной партионности отгрузки товара по просьбе покупателя;
- выбором рационального вида транспорта;
- содержанием оптимального уровня запасов и созданием нормальных условий хранения и складирования товаров;
- соблюдением необходимого, заранее оговоренного уровня цен, по которым оказываются услуги товародвижения.
Важной особенностью планирования товародвижения является верное определение формы организации торговли. При этом следует правильно выбрать канал товародвижения: прямой или с участием посредника.
Процесс организации товародвижения включает в себя следующие этапы:
1.Обработка заказов – получение заказа от клиента, подготовка счетов-фактур …
2.Складирование (склады длительного хранения, транзитные склады, автоматизированные склады) – вопрос хранения товара
3.Поддержание товарно-материальных запасов – планирование спроса и создание запасов для его удовлетворения.
4.Транспортировка – как доставить потребителю: железнодорожный транспорт, водный транспорт, автомобильный транспорт, трубопроводный, воздушный.
5.Выбор вида транспорта – факторы: скорость, частота отправок, надежность, перевозочная способность (грузоподъемность), доступность (географическая протяженность), стоимость.
Структура управления товародвижением фирмы – организация товародвижения и маркетинговой деятельности так, чтобы обеспечить рынку высокую степень удовлетворенности при умеренных издержках со своей стороны.
При эффективной организации системы товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все ее элементы взаимосвязаны, поэтому пренебрежение каким-либо из них способно серьезно нарушить функционирование системы товародвижения и отрицательно повлиять на престиж фирмы.